Недоступные курорты Северного Кавказа
Читать на сайте Вестник КавказаПосле формирования нового российского Кабмина выяснилось, что туристическую сферу отныне будет курировать вице-премьер Ольга Голодец (раньше проблемами туризма в правительстве занимался Владислав Сурков). Однако за развитие туризма на Кавказе по-прежнему будет отвечать вице-премьер, полпред президента в СКФО Александр Хлопонин. Это его детище. Хлопонин по-прежнему будет курировать разработку и реализацию на территории округа госпрограмм и мероприятий ФЦП, проведение единой госполитики в области развития курортов Северного Кавказа и политики комплексного развития региона Кавминвод. Кавказские минеральные воды пока не вошли в состав северокавказского туристического кластера. До июля должен быть разработан специальный федеральный закон о Кавминводах, который определит его границы, орган управления, особенности формирования бюджета, градостроительные, земельные отношения, налоговые льготы, аналогичные особыми экономическими зонами или проекту «Сколково». Но это дело будущего. Пока же основным объектом туркластера СКФО считается всесезонный горный курорт «Архыз», деньги в который вкладывают Внешэкономбанк и группа «Синара» во главе с Дмитрием Пумпянским. Строительство подводящей инфраструктуры идет за счет средств федеральной целевой программы «Юг России» и софинансирования из бюджета Карачаево-Черкесии.
По словам Пумпянского, проект предусматривает создание до 2020 года крупнейшего в России горнолыжного курорта, который по протяженности горнолыжной инфраструктуры и номерному фонду должен войти в десятку крупнейших мировых курортов аналогичного профиля. Первые объекты горнолыжной инфраструктуры уже находятся в стадии опытной эксплуатации, и общий объем инвестиций составил на сегодняшний момент свыше 3 миллиардов рублей. Создание и успешный запуск в эксплуатацию проекта такого масштаба на Северном Кавказе имеет принципиальное значение для отработки модели государственно-частного партнерства.
Идея привлечения крупного российского бизнеса для социально-экономического развития юга России была предложена руководством страны в 2006 году на инвестиционном форуме в Сочи. С момента подписания первого соглашения до начала строительства гостиниц и горнолыжной инфраструктуры в мае 2011 года прошло пять лет – очень большой промежуток времени. Понятно, что реализация проектов такого масштаба с нуля требует четкой координации государственной структуры и инвесторов с целью синхронизации ввода в эксплуатацию объектов курорта и обеспечивающей инфраструктуры. Но все равно пять лет – это срок.
В 2007 году проекта «Архыз» включили в Федеральную целевую программу «Юг России». «К сожалению, последующие три года нам пришлось, наряду с ведением проектно-изыскательских работ, реализацией федеральной целевой программы ощутить на себе все «прелести» процесса отведения земельных участков в согласованном контуре проекта. Несмотря на активную поддержку руководства Карачаево-Черкесии и полпредства, мы смогли оформить права на земельные участки с разрешением на использование под строительство только к концу 2010 года. При этом республика провела порядка 150 судебных процессов, чтобы добиться оформления прав на земельные участки под строительство комплексов», - говорит Пумпянский.
Развитие проект получил в связи с созданием ОАО «Курорты Северного Кавказа» (КСК). Идея создания государственной управляющей компании, которая может владеть горнолыжной инфраструктурой, улучшила финансово-экономическую модель и позволила существенно снизить риски для инвесторов. Но по мере реализации проекта стало очевидным, что основным вопросом в рамках комплексного подхода к созданию туристического кластера стало транспортное обеспечение пассажиропотоков. Однако пока о транспортной доступности Архыза говорить не приходится.
Ближайший к Архызу авиационный узел - расположенный в 200 километрах международный аэропорт в Минеральных Водах. Чтобы доехать от аэропорта до места будущего курорта, нужно затратить около 3,5–4 часов, причем только автомобильным транспортом.
По словам Пумпянского, что решением проблемы могла бы стать организация скоростного пригородного железнодорожного сообщения от аэропорта в Минводах до Карачаевска. Глава группы «Синара» хочет использовать его как стандартный европейский хаб, где потоки туристов можно разводить сразу на два курорта – Домбай и Архыз, которые де-факто будут являться крупнейшими на ближайшие годы на Северном Кавказе. Примером такой работы может служить железнодорожное сообщение, которое делается для Олимпиады в Сочи, причем в случае Домбая и Архыза можно частично использовать существующую инфраструктуру. Курсировать по этой ветке могут современные скоростные электропоезда, производство которых сейчас локализуется в России.
В комплекс задач по пассажирской логистике Пумпянский предлагает также включить развитие дорожной сети региона. Одним из важнейших, имеющих не только экономическое, но и огромное социальное значение для республик Северного Кавказа, мог бы стать такой крупный транспортный проект, который уже много лет обсуждается, как строительство автомобильной дороги Минеральные Воды – Черкесск – Адлер. Благодаря новому транспортному коридору появится возможность образовать своеобразное «золотое туристическое кольцо» юга России, которое свяжет побережье Черного моря и олимпийские объекты с горнолыжными курортами Северного Кавказа.
По словам Пумпянского, проект предусматривает создание до 2020 года крупнейшего в России горнолыжного курорта, который по протяженности горнолыжной инфраструктуры и номерному фонду должен войти в десятку крупнейших мировых курортов аналогичного профиля. Первые объекты горнолыжной инфраструктуры уже находятся в стадии опытной эксплуатации, и общий объем инвестиций составил на сегодняшний момент свыше 3 миллиардов рублей. Создание и успешный запуск в эксплуатацию проекта такого масштаба на Северном Кавказе имеет принципиальное значение для отработки модели государственно-частного партнерства.
Идея привлечения крупного российского бизнеса для социально-экономического развития юга России была предложена руководством страны в 2006 году на инвестиционном форуме в Сочи. С момента подписания первого соглашения до начала строительства гостиниц и горнолыжной инфраструктуры в мае 2011 года прошло пять лет – очень большой промежуток времени. Понятно, что реализация проектов такого масштаба с нуля требует четкой координации государственной структуры и инвесторов с целью синхронизации ввода в эксплуатацию объектов курорта и обеспечивающей инфраструктуры. Но все равно пять лет – это срок.
В 2007 году проекта «Архыз» включили в Федеральную целевую программу «Юг России». «К сожалению, последующие три года нам пришлось, наряду с ведением проектно-изыскательских работ, реализацией федеральной целевой программы ощутить на себе все «прелести» процесса отведения земельных участков в согласованном контуре проекта. Несмотря на активную поддержку руководства Карачаево-Черкесии и полпредства, мы смогли оформить права на земельные участки с разрешением на использование под строительство только к концу 2010 года. При этом республика провела порядка 150 судебных процессов, чтобы добиться оформления прав на земельные участки под строительство комплексов», - говорит Пумпянский.
Развитие проект получил в связи с созданием ОАО «Курорты Северного Кавказа» (КСК). Идея создания государственной управляющей компании, которая может владеть горнолыжной инфраструктурой, улучшила финансово-экономическую модель и позволила существенно снизить риски для инвесторов. Но по мере реализации проекта стало очевидным, что основным вопросом в рамках комплексного подхода к созданию туристического кластера стало транспортное обеспечение пассажиропотоков. Однако пока о транспортной доступности Архыза говорить не приходится.
Ближайший к Архызу авиационный узел - расположенный в 200 километрах международный аэропорт в Минеральных Водах. Чтобы доехать от аэропорта до места будущего курорта, нужно затратить около 3,5–4 часов, причем только автомобильным транспортом.
По словам Пумпянского, что решением проблемы могла бы стать организация скоростного пригородного железнодорожного сообщения от аэропорта в Минводах до Карачаевска. Глава группы «Синара» хочет использовать его как стандартный европейский хаб, где потоки туристов можно разводить сразу на два курорта – Домбай и Архыз, которые де-факто будут являться крупнейшими на ближайшие годы на Северном Кавказе. Примером такой работы может служить железнодорожное сообщение, которое делается для Олимпиады в Сочи, причем в случае Домбая и Архыза можно частично использовать существующую инфраструктуру. Курсировать по этой ветке могут современные скоростные электропоезда, производство которых сейчас локализуется в России.
В комплекс задач по пассажирской логистике Пумпянский предлагает также включить развитие дорожной сети региона. Одним из важнейших, имеющих не только экономическое, но и огромное социальное значение для республик Северного Кавказа, мог бы стать такой крупный транспортный проект, который уже много лет обсуждается, как строительство автомобильной дороги Минеральные Воды – Черкесск – Адлер. Благодаря новому транспортному коридору появится возможность образовать своеобразное «золотое туристическое кольцо» юга России, которое свяжет побережье Черного моря и олимпийские объекты с горнолыжными курортами Северного Кавказа.