"Процветающая Армения" не войдет в правящую коалицию
Читать на сайте Вестник КавказаПолитические процессы в Армении, последовавшие за парламентскими выборами 6 мая, стали большой неожиданностью и попросту не уложились в те схемы, которые заранее начертили многие эксперты. Заявление лидера партии "Процветающая Армения" (ППА) Гагика Царукяна, сделанное 24 мая, о том, что партия не войдет в правящую коалицию, стало сенсаций на фоне казалось бы столь гладко прошедших выборов. "По итогам парламентских выборов ППА получила почти полмиллиона голосов. Эти люди проголосовали в пользу ППА, доверившись нам и требуя реальных, видимых перемен в социально-экономической жизни страны. По итогам выборов ППА не получила конституционной возможности сформировать правительство и реализовывать свои программы. ППА не считает целесообразным участвовать в формировании коалиционного правительства. ППА продолжит играть весомую роль в политической жизни нашей страны. Мы будем придерживаться строго конструктивной, взвешенной позиции и будем участвовать в общественно-политической жизни страны",- заявил Гагик Царукян.
По убеждению некоторых наблюдателей, его партия планировала получить пост премьера, и именно отказ со стороны властей в предоставлении этого поста сыграл определяющую роль в решении ППА. Сразу после заявления Царукян министры, замминистры и губернаторы от его партии написали заявления об уходе со своих постов. Правящая Республиканская партия Армении (РПА) отреагировала на все эти шаги ППА сдержанно. По итогам состоявшегося в тот же день заседания исполнительного комитета РПА было сделано заявление о том, что РПА сформирует правящую коалицию с партией "Оринац еркир" ("Страна законности") и РПА берет на себя всю полноту ответственности за формирование коалиции и правительства.
Если бы Армения была страной с устоявшейся политической системой европейского типа, то ничего удивительного в этом заявлении не было бы. Но в Армении правит гибридный, полуавторитарный режим, поэтому такое заявление можно считать почти сенсацией, так как большинство экспертов делали прогнозы о том, что коалиция обязательно состоится и правящая РПА "сломает" Царукяна. Но этого не произошло. Вместе этого в Армении создалась совершенно новая политическая ситуация.
Уже сегодня можно сказать, что на президентские выборы, власть не пойдет монолитной. Монолитность власти, которая ранее существовала в Армении, разрушена. Одним из основных итогов парламентских выборов стало то, что власть, официально одержавшая на выборах убедительную победу, на самом деле ослабла, поскольку от нее откололась ППА, и вместо трехсубъектной коалиции, как это было раньше, будет составлена двухсубъектная. "Решение ППА не входить в правящую коалицию является свидетельством ослабления позиций Сержа Саргсяна. Это решение показывает, что монолит власти, давший трещину в преддверии выборов, рушится",- уверен координатор оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК) Левон Зурабян.
Другим важным итогом выборов стало то существенное обстоятельство, что, хотя РПА набрала 630 тыс. голосов, количество голосов, поданных против нее, составило порядка 750 тысяч. То есть РПА получила не абсолютное, а относительное большинство голосов. В новоизбранном Национальном собрании будет как минимум 50 депутатов, неподконтрольных президенту и его команде, а это почти 40% от общего числа депутатов. Для такой политической системы, которая сегодня действует в Армении, это очень весомая цифра, из-за которой власть будет испытывать постоянный дискомфорт.
Сегодня многие эксперты и политики в Армении полагают, что сложившаяся ситуация будет иметь прямое воздействие на президентские выборы, ведь ибо президент Серж Саргсян, скорее всего, получит на выборах очень серьезного конкурента. Кто именно им станет, никто не пытается предугадать. Политтехнолог Армен Бадалян советует подождать до сентября-октября, когда многое прояснится. По мнению политического обозревателя информационно-аналитического центра Давида Петросяна, уже сейчас очевидно одно, что предстоящие в феврале 2013 года президентские выборы, будут «очень конкурентными». Депутат от оппозиционной партии АРФД Грайр Карапетян тоже уверен, что отказ ППА от вступления в коалицию повлияет на будущие президентские выборы 2013 года. Между тем, по словам эксперта Андраника Теваняна, своим заявлением лидер ППА намекает на то, что в 2013 году ППА не будет поддерживать кандидатуру действующего президента: "Очевидно, что ППА сыграет особую роль во время предстоящих выборов президента".
На фоне нового внутриполитического расклада ряд экспертов и политиков утверждает, что ППА не может стать оппозицией, поскольку невозможно себе представить олигарха Царукяна и некоторых членов ППА, представляющих бизнес-сообщество, в роли оппозиционеров.
До начала выборов подконтрольные властям СМИ и некоторые провластные эксперты как заклинание повторяли, что РПА и ППА вместе, и то, что они отдельно пошли на выборы, это лишь игра. Затем после выборов, несмотря на довольно долгое молчание лидера ППА, те же СМИ и многие политологи твердили, что эти две силы ведут переговоры и вот-вот договорятся о создании правящей коалиции, ибо в этом вопросе не может быть никаких сомнений. После заявления Гагика Цапукяна о том, что ППА не войдет в коалицию и после сдачи министерских портфелей заявления о том, что ППА не станет оппозицией, сделали и представители партии "Наследие", представители РПА и даже премьер-министр.
Между тем, хорошо известно, что, если партия не входит в правительство и в правящее парламентское большинство, это означает, что указанная сила находится в оппозиции. Если некоторые армянские политики и эксперты пытаются внести какие-то корректировки в азбуку политических наук, то это уже другой вопрос. Оппозиция может быть не только радикальной и жесткой, но и конструктивной. ППА, видимо, намерена занять нишу конструктивной оппозиции и не захлопывать дверь для возможного диалога с РПА. Но факт остается фактом - ППА не входит в исполнительную власть и правящее парламентское большинство, то есть ППА это оппозиция, но это не такая оппозиция как радикальные АНК и АРФД.
По оценке некоторых наблюдателей, представители бизнес-сообщества вскоре начнут покидать ряды ППА, спасаясь от проблем, которые у них могут возникнуть с налоговыми и правоохранительными органами. Здесь необходимо учитывать, что заявления о самоотводе из пропорционального избирательного списка ППА (заявления подали 28 человек), написали в основном люди трех категорий.
К первой относятся бывшие должностные лица: министры, замминистры, губернаторы. Вдальнейшем эти люди окажутся вне сферы давления.
Ко второй категории относятся представителей бизнеса.
К третьей - партийные фукционеры, которые вернутся на свою партийную работу. Следовательно, число людей, на которых может быть оказано давление со стороны правоохранительных и фискальных органов, сведено к разумному минимуму.
Маловероятно, что политическая фигура такого масштаба как Гагик Царукян, могла пойти на подобный шаг, не просчитав ситуацию и не взвесив все "за" и "против". Кроме того, вполне вероятно, что Царукян решился на такой шаг, поскольку имеет поддержку извне и почти наверняка такое содействие ему оказывает Россия.
С другой стороны, возможность оказать давление у власти не столь велика, как это может показаться со стороны, ибо таких же представителей бизнес-сообщества в правящей РПА намного больше, нежели в ППА. В этом плане достаточно вспомнить отрицательную реакцию некоторых республиканцев на шаги властей, нацеленные по изъятию завода минеральных вод "Бжни" у оппозиционера Хачатура Сукиасяна.
Таким образом, если власть попытается оказать давление на ППА, то, исходя из существующей в Армении логики, она (власть) получит проблемы внутри себя. В этом плане следует учитывать то обстоятельство, что возглавляемая президентом РПА не является сегодня монолитной структурой. Здесь по меньшей мере насчитывается три или четыре различных крыла: «старые республиканцы», крыло олигархов, крыло криминала, а также молодые прозападно ориентированные члены РПА. Ситуация в самой РПА осложняется и наличием в парламенте 28 депутатов- мажоритариев, кандидатуры которых в ходе выборов поддержала РПА. При определенном стечении обстоятельств нельзя исключать отток этих людей из фракции РПА, ведь они на самом деле имеют обязательства перед своими избирателями.
По убеждению некоторых наблюдателей, его партия планировала получить пост премьера, и именно отказ со стороны властей в предоставлении этого поста сыграл определяющую роль в решении ППА. Сразу после заявления Царукян министры, замминистры и губернаторы от его партии написали заявления об уходе со своих постов. Правящая Республиканская партия Армении (РПА) отреагировала на все эти шаги ППА сдержанно. По итогам состоявшегося в тот же день заседания исполнительного комитета РПА было сделано заявление о том, что РПА сформирует правящую коалицию с партией "Оринац еркир" ("Страна законности") и РПА берет на себя всю полноту ответственности за формирование коалиции и правительства.
Если бы Армения была страной с устоявшейся политической системой европейского типа, то ничего удивительного в этом заявлении не было бы. Но в Армении правит гибридный, полуавторитарный режим, поэтому такое заявление можно считать почти сенсацией, так как большинство экспертов делали прогнозы о том, что коалиция обязательно состоится и правящая РПА "сломает" Царукяна. Но этого не произошло. Вместе этого в Армении создалась совершенно новая политическая ситуация.
Уже сегодня можно сказать, что на президентские выборы, власть не пойдет монолитной. Монолитность власти, которая ранее существовала в Армении, разрушена. Одним из основных итогов парламентских выборов стало то, что власть, официально одержавшая на выборах убедительную победу, на самом деле ослабла, поскольку от нее откололась ППА, и вместо трехсубъектной коалиции, как это было раньше, будет составлена двухсубъектная. "Решение ППА не входить в правящую коалицию является свидетельством ослабления позиций Сержа Саргсяна. Это решение показывает, что монолит власти, давший трещину в преддверии выборов, рушится",- уверен координатор оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК) Левон Зурабян.
Другим важным итогом выборов стало то существенное обстоятельство, что, хотя РПА набрала 630 тыс. голосов, количество голосов, поданных против нее, составило порядка 750 тысяч. То есть РПА получила не абсолютное, а относительное большинство голосов. В новоизбранном Национальном собрании будет как минимум 50 депутатов, неподконтрольных президенту и его команде, а это почти 40% от общего числа депутатов. Для такой политической системы, которая сегодня действует в Армении, это очень весомая цифра, из-за которой власть будет испытывать постоянный дискомфорт.
Сегодня многие эксперты и политики в Армении полагают, что сложившаяся ситуация будет иметь прямое воздействие на президентские выборы, ведь ибо президент Серж Саргсян, скорее всего, получит на выборах очень серьезного конкурента. Кто именно им станет, никто не пытается предугадать. Политтехнолог Армен Бадалян советует подождать до сентября-октября, когда многое прояснится. По мнению политического обозревателя информационно-аналитического центра Давида Петросяна, уже сейчас очевидно одно, что предстоящие в феврале 2013 года президентские выборы, будут «очень конкурентными». Депутат от оппозиционной партии АРФД Грайр Карапетян тоже уверен, что отказ ППА от вступления в коалицию повлияет на будущие президентские выборы 2013 года. Между тем, по словам эксперта Андраника Теваняна, своим заявлением лидер ППА намекает на то, что в 2013 году ППА не будет поддерживать кандидатуру действующего президента: "Очевидно, что ППА сыграет особую роль во время предстоящих выборов президента".
На фоне нового внутриполитического расклада ряд экспертов и политиков утверждает, что ППА не может стать оппозицией, поскольку невозможно себе представить олигарха Царукяна и некоторых членов ППА, представляющих бизнес-сообщество, в роли оппозиционеров.
До начала выборов подконтрольные властям СМИ и некоторые провластные эксперты как заклинание повторяли, что РПА и ППА вместе, и то, что они отдельно пошли на выборы, это лишь игра. Затем после выборов, несмотря на довольно долгое молчание лидера ППА, те же СМИ и многие политологи твердили, что эти две силы ведут переговоры и вот-вот договорятся о создании правящей коалиции, ибо в этом вопросе не может быть никаких сомнений. После заявления Гагика Цапукяна о том, что ППА не войдет в коалицию и после сдачи министерских портфелей заявления о том, что ППА не станет оппозицией, сделали и представители партии "Наследие", представители РПА и даже премьер-министр.
Между тем, хорошо известно, что, если партия не входит в правительство и в правящее парламентское большинство, это означает, что указанная сила находится в оппозиции. Если некоторые армянские политики и эксперты пытаются внести какие-то корректировки в азбуку политических наук, то это уже другой вопрос. Оппозиция может быть не только радикальной и жесткой, но и конструктивной. ППА, видимо, намерена занять нишу конструктивной оппозиции и не захлопывать дверь для возможного диалога с РПА. Но факт остается фактом - ППА не входит в исполнительную власть и правящее парламентское большинство, то есть ППА это оппозиция, но это не такая оппозиция как радикальные АНК и АРФД.
По оценке некоторых наблюдателей, представители бизнес-сообщества вскоре начнут покидать ряды ППА, спасаясь от проблем, которые у них могут возникнуть с налоговыми и правоохранительными органами. Здесь необходимо учитывать, что заявления о самоотводе из пропорционального избирательного списка ППА (заявления подали 28 человек), написали в основном люди трех категорий.
К первой относятся бывшие должностные лица: министры, замминистры, губернаторы. Вдальнейшем эти люди окажутся вне сферы давления.
Ко второй категории относятся представителей бизнеса.
К третьей - партийные фукционеры, которые вернутся на свою партийную работу. Следовательно, число людей, на которых может быть оказано давление со стороны правоохранительных и фискальных органов, сведено к разумному минимуму.
Маловероятно, что политическая фигура такого масштаба как Гагик Царукян, могла пойти на подобный шаг, не просчитав ситуацию и не взвесив все "за" и "против". Кроме того, вполне вероятно, что Царукян решился на такой шаг, поскольку имеет поддержку извне и почти наверняка такое содействие ему оказывает Россия.
С другой стороны, возможность оказать давление у власти не столь велика, как это может показаться со стороны, ибо таких же представителей бизнес-сообщества в правящей РПА намного больше, нежели в ППА. В этом плане достаточно вспомнить отрицательную реакцию некоторых республиканцев на шаги властей, нацеленные по изъятию завода минеральных вод "Бжни" у оппозиционера Хачатура Сукиасяна.
Таким образом, если власть попытается оказать давление на ППА, то, исходя из существующей в Армении логики, она (власть) получит проблемы внутри себя. В этом плане следует учитывать то обстоятельство, что возглавляемая президентом РПА не является сегодня монолитной структурой. Здесь по меньшей мере насчитывается три или четыре различных крыла: «старые республиканцы», крыло олигархов, крыло криминала, а также молодые прозападно ориентированные члены РПА. Ситуация в самой РПА осложняется и наличием в парламенте 28 депутатов- мажоритариев, кандидатуры которых в ходе выборов поддержала РПА. При определенном стечении обстоятельств нельзя исключать отток этих людей из фракции РПА, ведь они на самом деле имеют обязательства перед своими избирателями.