Конкурс Муслима Магомаева
Читать на сайте Вестник Кавказа20-21 октября в Москве пройдет международный конкурс вокалистов имени Муслима Магомаева, посвященный 70-летнему юбилею легендарного певца. На конкурс, который пройдет в два тура - оперный и эстрадный - уже подано 207 заявок от исполнителей из 18 стран.
По словам вдовы Магомаева, народной артистки СССР Тамары Синявской, «конкурс молодой и не очень разрекламированный. Было очень трудно отбирать молодых певцов. Одним из нововведений этого конкурса было то, что мы изменили условия относительно возраста певцов. У нас был предел - 40 лет, и я считаю, что это многовато для людей, которые начинают завоевывать сцену, поэтому мы сократили возрастной промежуток, теперь это с 23 лет до 35. Конкурс необычен тем, что там нужно не только красиво петь оперу, там нужно владеть такими жанрами, как мюзикл и эстрада, потому что человек, именем которого назван этот конкурс, прекрасно владел всеми этими жанрами. Конечно, планка задана высокая, и многие, кто подавал заявки, не очень, видимо, четко прочитали условия конкурса, и присылали – кто свое исполнение в караоке, кто - только свое исполнение классического репертуара. В этом была трудность отбора. Но мы постарались и отобрали. Не знаю, как сочтут члены жюри, но мне кажется, что уровень исполнителей очень высокий. Там и женщины, и мужчины, поэтому конкурс трудный. Так что если бы вы меня спросили, пошла бы я на этот конкурс, вы знаете ответ - нет. Это большая ответственность, позволить себе проявиться и в опере, и в мюзикле, и в эстраде, причем в голосовой эстраде. Муслим же пел голосовую эстраду, на трех нотах он никогда не пел».
По мнению худрука московского музыкального театра «Геликон-Опера» Дмитрия Бертмана, «Россия дала миру несколько фигур в музыке, которые определили уровень всей нашей планеты. Наверное, это случилось больше как раз в XX веке, и началось это с Федора Ивановича Шаляпина, который стал основателем совершенно нового подхода к пению не только в опере, но и вообще просто к понятию пения. Мне кажется, Муслим Магомаев стоит с ним рядом, потому что он великий исполнитель. Конечно, у меня есть к нему личное отношение, потому что с детства в моем доме звучали его виниловые пластинки, а так же по телевидению и радио. Это был любимый исполнитель моих родителей, и я рос на этой музыке. Второе - это то, что мы очень дружим с Тамарой Ильиничной Синявской, мы вместе работаем в ГИТИСе, мы вдвоем возглавляем Факультет музыкального театра и находимся в постоянном контакте, вместе воспитываем молодых актеров. В классе Тамары Ильиничны стоит рояль Муслима Магомаева, и каждый студент, когда он касается этого рояля, понимает, какая ответственность на нем - петь педагогу, тем более, такому педагогу. Когда Тамара Ильинична мне позвонила, я очень обрадовался. И вообще состав жюри это все близкие люди, друзья - и Елена Васильевна Образцова, и Тамара Гверцетели, и Лев Лещенко, и Фархад Шеми-оглы, ректор Бакинской консерватории. Мне кажется, это очень хороший конкурс и замечательное дело. Конкурс просто очень высокого уровня. Мне кажется, он не просто конкурирует, а лидирует по уровню среди конкурсов, которые в России существуют».
Как заявил президент компании «Крокус» Арас Агаларов, «конкурс Муслима Магомаева это и оперное пение, и эстрадное пение, но не только это. Это и сценическое мастерство, и артистизм, и чувство стиля, и музыкальный вкус, и как человек выглядит, как он одет, как он перемещается по сцене. И есть что-то еще, что было у Муслима, но чего, к сожалению, нет у многих исполнителей, это когда необъяснимо человек может овладеть залом. Это мастерство было у очень ограниченного числа людей в мире. В этом конкурсе, помимо того, что человек должен феноменально петь оперу и потрясающе - эстраду, он должен обладать всеми теми качествами, о которых я сказал, чтобы стать победителем».
«Некоторое время тому назад я узнал, что для ставшего культовым фильма «Семнадцать мгновений весны» первые записи известных песен для этого фильма делал Муслим Магомаев, - рассказывает первый заместитель гендиректора ИТАР-ТАСС Михаил Гусман.- И он записал все песни из этого фильма композитора Микаэла Таривердиева. Когда режиссер фильма Татьяна Лиознова прослушала эти записи, она, с одной стороны, пришла в восторг от того, как они звучали в исполнении Муслима, но, с другой стороны, предполагалось, что эти песни звучат как бы от имени героя. Лиознова посчитала, что в этих песнях в исполнении Магомаева слишком много Магомаева. Эти песни не ассоциировались с образом, который на экране создал Вячеслав Тихонов. В итоге песни исполнял Иосиф Давыдович Кобзон. Эти записи никогда не звучали, никогда не издавались. Я обратился к Тамаре Ильиничне с просьбой найти эти записи. Она очень бережно относится к архивам Муслима, хранит их в первозданном виде, потому что Муслим сам очень четко относился к архивам. Эти записи нашлись, в ближайшее время они будут изданы специальным отдельным диском, который будет называться «Песни из кинофильма «Семнадцать мгновений весны» в исполнении Муслима Магомаева». Это будет первое издание этого диска. Это не имеет прямого отношения к конкурсу, но мне кажется, это очень важно, чтобы миллионы россиян услышали бы эти замечательные песни в потрясающем исполнении Муслима».