Европейская мозаика
Читать на сайте Вестник КавказаНе успел новоизбранный французский президент Франсуа Олланд оценить удобства своего просторного кабинета в Елисейском Дворце, на него сразу же обвалились международные проблемы, которые ему, теперь уже как руководителю второй ведущей европейской державы, придется решать наравне с другими мировыми лидерами - а значит, делить с ними международную ответственность. Остальным западным лидерам, в свою очередь, необходимо принять в свой "элитный клуб" человека со взглядами в политике, существенно отличающими от тех, что были у его предшественника Николя Саркози. Приход Олланда к власти уже не на шутку потрепал нервы бундесканцлеру ФРГ Ангеле Меркель, чья концепция вывода Европы из кризиса, являющаяся плодом безвременно ушедшего межполитического альянса "Меркози" (Меркель + Саркози), которую Олланд беспощадно критиковал еще в ходе своей предвыборной кампании. И первый визит французского президента в Берлин в начале этой недели не смог снять с повестки дня ключевых разногласий: Меркель все еще категорически против внесения каких-либо изменений в согласованный с Саркози фискальный пакт Евросоюза, в то время как Олланд настаивает на том, чтобы в нем были проработаны конкретные механизмы роста европейских экономик. Одновременно с этим новый министр финансов Франции Пьер Московичи заявил, что социалистическое правительство страны не ратифицирует фискальный пакт ЕС. По его словам, условием подписания документа должно стать включение в него мер по стимуляции роста экономики, сообщает ВВС.
Между тем, сама Меркель сейчас оказалась не только в сложной внешнеполитической ситуации, но и столкнулась с серьезными проблемами на внутриполитическом фронте. Ее партия ХДС проиграла социалистам на местных выборах в земле Северный Рейн-Вестфалия. Консерваторы сумели собрать лишь 26% голосов избирателей - наименьший результат за всю историю деятельность ХДС в этой земле. Социалисты (СПД) получили 39% голосов, нанеся своим политическим соперникам сокрушительное поражение. Таким образом, ХДС окончательно потеряла шанс вернуть себе большинство в немецком Бундесрате (верхней палате парламента). За провал ХДС в Северном Рейне-Вестфалии поплатился один из ближайших соратников и "любимчиков" канцлера - уже бывший министр окружающей среды, Норберт Реттген. Меркель предложила Реттгену подать в отставку, однако, потрясенный суровостью своего "босса" министр отказался добровольно покидать занимаемый пост. В результате, бундесканцлер была вынуждена пойти на довольно непопулярный шаг - уволить Реттгена, несмотря на то, что его деятельность на посту министра как бы не вызывала нареканий. Излишняя жесткость немецкой "железной леди" уже привела к серьезному недовольству внутри правящей коалиции ХДС/ХСС, в то время как по Германии ходят шутки о том, что канцлеру необходимо пройти тренинг по "человечности в работе". Пока динамика изменения политических предпочтений в ФРГ указывает на то, что через полтора года немецкие социалисты имеют хорошие шансы сменить консерваторов. Личный высокий рейтинг Меркель не спасет консерваторов, теряющих популярность по стране в целом. С возможным приходом через полтора года к власти в Германии социал-демократов существенно изменится политический климат во всей Европе. Что, конечно, позволит восстановить нарушившееся в последнее время взаимопонимание между Берлином и Парижем.
Но пока Франсуа Олланд сталкивается с проблемой, довольно типичной для любого пришедшего к власти оппозиционного политика. Находясь в оппозиции, довольно просто точечно критиковать те или иные промахи государства под одобрение «протестного электората». Отсутствие ответственности за проводимую государственную политику дает любой оппозиции нешуточный бонус, который, впрочем, с приходом той же оппозиции к власти может легко превратиться в политический балласт. Проще говоря, во время избирательной кампании французский президент раздал своим избирателям немало обещаний, которые теперь ему придется выполнять.
Однако с учетом реалий мировой политики сделать это будет не так-то легко. Сегодня в центре внимания уже не европейская, а афганская стратегия Олланда, точнее, его предвыборное обещание вывести французский контингент из Афганистана до конца 2012-го года, то есть раньше установленного срока. Напомним, что союзники планируют окончательный вывод войск из Афганистана лишь в 2014 году с одновременным переходом на международное финансирование афганской армии. Бесспорно, такого рода риторика Олланда была, есть и будет популярна среди простых французов - ведь они сыты по горло "афганским капканом" и ждут возвращения своих солдат домой уж точно не меньше, чем американцы, немцы и другие члены афганской коалиции. Однако, насколько реализация этого обещания совместима с реальной политикой? Согласно опросам, более 70% граждан США выступают за безоговорочный вывод американских войск из Афганистана, но президент Барак Обама не готов пойти на такой шаг, даже несмотря на предвыборную гонку, которая толкает многих на популистские шаги в угоду собственным политическим амбициям. Тем не менее в преддверие саммита Олланд подтвердил свое твердое намерение вывести французский контингент из Афганистана до конца 2012 года. К тому же, Франция все еще не дала добро даже на свое участие в финансировании афганской армии, что также понятным беспокоит американцев. Словом, не исключено, что финал афганской эпопеи США придется вытягивать в одиночку, а саммит НАТО в Чикаго, который американский президент, бесспорно, намерен использовать в целях самопиара, грозит быть безнадежно "испорченным" непоколебимым Олландом – «французский новичок» явно настроен гнуть свою линию не только на европейском, но и на всем евроатлантическом пространстве.
Впрочем, как полагают многие эксперты, Парижу вряд ли удастся полностью игнорировать мнение Берлина и Вашингтона по ключевым международным проблемам. А Олланда еще на стадии предвыборной кампании упрекали в том, что он не имеет опыта работы в политике общенационального масштаба и никогда не занимался решением внешнеполитических вопросов. Этот опыт ему придется набирать уже в Елисейском дворце. Действуя, в том числе, путем проб и ошибок. В преддверие саммита Олланд подтвердил свое твердое намерение вывести французский контингент из Афганистана до конца 2012 года. К тому же, Франция все еще не дала добро на свое участие в финансировании афганской армии, что также беспокоит американцев.
Между тем, сама Меркель сейчас оказалась не только в сложной внешнеполитической ситуации, но и столкнулась с серьезными проблемами на внутриполитическом фронте. Ее партия ХДС проиграла социалистам на местных выборах в земле Северный Рейн-Вестфалия. Консерваторы сумели собрать лишь 26% голосов избирателей - наименьший результат за всю историю деятельность ХДС в этой земле. Социалисты (СПД) получили 39% голосов, нанеся своим политическим соперникам сокрушительное поражение. Таким образом, ХДС окончательно потеряла шанс вернуть себе большинство в немецком Бундесрате (верхней палате парламента). За провал ХДС в Северном Рейне-Вестфалии поплатился один из ближайших соратников и "любимчиков" канцлера - уже бывший министр окружающей среды, Норберт Реттген. Меркель предложила Реттгену подать в отставку, однако, потрясенный суровостью своего "босса" министр отказался добровольно покидать занимаемый пост. В результате, бундесканцлер была вынуждена пойти на довольно непопулярный шаг - уволить Реттгена, несмотря на то, что его деятельность на посту министра как бы не вызывала нареканий. Излишняя жесткость немецкой "железной леди" уже привела к серьезному недовольству внутри правящей коалиции ХДС/ХСС, в то время как по Германии ходят шутки о том, что канцлеру необходимо пройти тренинг по "человечности в работе". Пока динамика изменения политических предпочтений в ФРГ указывает на то, что через полтора года немецкие социалисты имеют хорошие шансы сменить консерваторов. Личный высокий рейтинг Меркель не спасет консерваторов, теряющих популярность по стране в целом. С возможным приходом через полтора года к власти в Германии социал-демократов существенно изменится политический климат во всей Европе. Что, конечно, позволит восстановить нарушившееся в последнее время взаимопонимание между Берлином и Парижем.
Но пока Франсуа Олланд сталкивается с проблемой, довольно типичной для любого пришедшего к власти оппозиционного политика. Находясь в оппозиции, довольно просто точечно критиковать те или иные промахи государства под одобрение «протестного электората». Отсутствие ответственности за проводимую государственную политику дает любой оппозиции нешуточный бонус, который, впрочем, с приходом той же оппозиции к власти может легко превратиться в политический балласт. Проще говоря, во время избирательной кампании французский президент раздал своим избирателям немало обещаний, которые теперь ему придется выполнять.
Однако с учетом реалий мировой политики сделать это будет не так-то легко. Сегодня в центре внимания уже не европейская, а афганская стратегия Олланда, точнее, его предвыборное обещание вывести французский контингент из Афганистана до конца 2012-го года, то есть раньше установленного срока. Напомним, что союзники планируют окончательный вывод войск из Афганистана лишь в 2014 году с одновременным переходом на международное финансирование афганской армии. Бесспорно, такого рода риторика Олланда была, есть и будет популярна среди простых французов - ведь они сыты по горло "афганским капканом" и ждут возвращения своих солдат домой уж точно не меньше, чем американцы, немцы и другие члены афганской коалиции. Однако, насколько реализация этого обещания совместима с реальной политикой? Согласно опросам, более 70% граждан США выступают за безоговорочный вывод американских войск из Афганистана, но президент Барак Обама не готов пойти на такой шаг, даже несмотря на предвыборную гонку, которая толкает многих на популистские шаги в угоду собственным политическим амбициям. Тем не менее в преддверие саммита Олланд подтвердил свое твердое намерение вывести французский контингент из Афганистана до конца 2012 года. К тому же, Франция все еще не дала добро даже на свое участие в финансировании афганской армии, что также понятным беспокоит американцев. Словом, не исключено, что финал афганской эпопеи США придется вытягивать в одиночку, а саммит НАТО в Чикаго, который американский президент, бесспорно, намерен использовать в целях самопиара, грозит быть безнадежно "испорченным" непоколебимым Олландом – «французский новичок» явно настроен гнуть свою линию не только на европейском, но и на всем евроатлантическом пространстве.
Впрочем, как полагают многие эксперты, Парижу вряд ли удастся полностью игнорировать мнение Берлина и Вашингтона по ключевым международным проблемам. А Олланда еще на стадии предвыборной кампании упрекали в том, что он не имеет опыта работы в политике общенационального масштаба и никогда не занимался решением внешнеполитических вопросов. Этот опыт ему придется набирать уже в Елисейском дворце. Действуя, в том числе, путем проб и ошибок. В преддверие саммита Олланд подтвердил свое твердое намерение вывести французский контингент из Афганистана до конца 2012 года. К тому же, Франция все еще не дала добро на свое участие в финансировании афганской армии, что также беспокоит американцев.