Фаина Киршенбаум: «Потенциал связей с Азербайджаном и Грузией далеко не исчерпан»

Читать на сайте Вестник Кавказа
На днях депутаты израильского кнессета Фаина Киршенбаум и Орит Зуарец побывали в Грузии и Азербайджане. В интервью корреспонденту «ВК» Петру Люкимсону г-жа Киршенбаум подводит итоги визита.

- Г-жа Киршенбаум как коренной бакинец не могу не задать вопрос о том, какое впечатление произвели на вас мой родной Баку и почти столь же дорогой мне Тбилиси? Вы были в первый раз в этих городах?

- Мне доводилось бывать в Баку и до этого, но с официальным визитом я на Кавказе была впервые. Что тут скажешь? Оба города завораживают, оба города поражают и своей своеобразной красотой, открытостью и гостеприимством их жителей. Но, повторю, это был официальный визит, одна рабочая встреча сменяла другую, и потому просто погулять по Баку или Тбилиси, если вы имеете в виду именно это, нам с Орит не удалось.

- Как бы вы сами сформулировали основные цели этой поездки?

- Нет сомнения, что отношения с Азербайджаном сегодня имеют для Израиля стратегическое значение. Это видно и по частоте визитов в эту страну представителей нашего правительства. За последние месяцы там побывали министр связи и соцобеспечения Моше Кахлон, министр энергетики и водных ресурсов Узи Ландау, министр сельского хозяйства Орит Нукед, и, само собой, министр иностранных дел Авигдор Либерман. Это не считая различных встреч высших руководителей страны с высшим руководством Азербайджана на тех или иных международных форумах. Но не менее важно укреплять и развивать наши связи и на парламентском уровне, без таких связей полноценное политическое сотрудничество невозможно, и именно налаживанию таких связей и был посвящен наш визит. Соответственно, мы встречались в Баку с членами азербайджанского парламента – Милли меджлиса, с министром диаспоры с Назимом Ибрагимовым, с руководством министерства туризма. Последнее особенно важно, так как если наши туристические связи довольно интенсивно развиваются с Грузией, то обмен туристическим потоком с Азербайджаном находится почти на нулевом уровне. И здесь нам удалось достигнуть конкретных договоренностей, которые позволят сдвинуть дело с мертвой точки. В частности, достигнуто соглашение о том, что представители Израиля впервые примут участие в Международной туристической ярмарке в Баку, которая состоится осенью этого года. Но еще до этого, возможно, в самые ближайшие недели в Азербайджан отправятся представители ряда крупных израильских туристических фирм, чтобы провести, что называется, рекогносцировку на местности: наметить маршруты, оценить их рентабельность и т.д. Затем будет организована специальная поездка для специализирующихся по вопросам туризма израильских журналистов, чтобы они через свои СМИ помогли создать привлекательный имидж Азербайджана у израильтян. Хочу заметить, что за последнее время эта страна перестала быть для израильтян терра инкогнита. Но Азербайджан для них – дружественное мусульманское государство, один из важных экономических партнеров. Что же касается ее богатой истории, уникальной природы, целебных источников, то есть всех тех факторов, которые обычно привлекают туристов, то это остается израильтянам неизвестным.
Еще одной важной частью нашего визита были встречи с представителями еврейских общин Грузии и Азербайджана. Напомню, что обе страны известны своей толерантностью; тем, что на их территории практически не было антисемитизма и евреям там жилось, я бы сказала, куда уютнее, чем в других странах планеты. На мой взгляд, возможность использования этих еврейских общин в качестве моста между нашими странами, чтобы в Тбилиси и Баку они активнее лоббировали интересы Израиля, а здесь, у нас – интересы Грузии и Азербайджана, пока используется недостаточно.

- Я позволю себе задать меркантильный вопрос. Что Израиль может дать Азербайджану и Грузии такого, что им не может дать никто другой, и что рассчитывает получить взамен?

- Думаю, Израиль может поделиться с Азербайджаном своими научными и технологическими достижениями, и именно этого от нас там ждут. Знаете, многие израильтяне даже не осознают, что они живут в стране, являющейся однозначным мировым лидером в целом ряде отраслей промышленности и сельского хозяйства. Изобретенная нашими учеными система капельного орошения сейчас внедряется по всему миру. В Азербайджане, насколько я поняла, есть проблемы с водоснабжением, и потому его специалистов очень интересуют наши технологии опреснения морской воды и очистки сточных и канализационных вод до такого уровня, что их можно пить. Хотя, конечно, в Израиле эту воду не пьют, а используют для орошения. Перечислять технологии, которыми мы готовы поделиться с Азербайджаном, можно очень долго.
Но и Азербайджан дает Израилю немало. Достаточно вспомнить, что каждый третий водитель в Израиле заправляет свою машину бензином, выработанном из азербайджанской нефти. Учитывая ухудшение наших отношений с Египтом и растущую потребность в энергоносителях, вопрос о том, что может дать нам Азербайджан звучит, извините, риторически. В то же время я убеждена, что потенциал наших связей с Азербайджаном далеко не исчерпан, они будут продолжать интенсивно развиваться во всех областях, в том числе и в области науки и культуры.

- Вы все время говорите об Азербайджане и как-то забываете, что вы побывали еще и в Грузии.

- Мне кажется, что, несмотря на оптимистическую статистику, наши связи с Грузией на самом деле находятся на начальной стадии. То, что у них есть гигантский потенциал для развития и то, что в будущем этот потенциал будет реализован, лично у меня не вызывает сомнения. Мне бы хотелось еще отметить, что в ходе всех наших встреч и в Баку, и в Тбилиси так или иначе поднималась тема иранской ядерной угрозы. У меня сложилось впечатление, что в обеих странах понимают израильскую позицию по данному вопросу и в целом разделяют ее. Но следует помнить, что и Азербайджан, и Грузия во всем, что касается иранской темы, должны учитывать и свои интересы; вести сбалансированную внешнюю политику. К примеру, Иран является сегодня одним из основных экономических партнеров Грузии. Но как мы можем требовать от Грузии отказаться от этого партнерства, ничего не предлагая взамен?!

- Один из вопросов, которые волнуют живущих в Израиле выходцев из Азербайджана и Грузии, является проблема выплаты тех пенсий, которые они заработали за годы жизни в этих странах. Поднимался ли данный вопрос в ходе вашего визита?

- Нет. Подобные вопросы обычно решаются на министерском уровне, и потому его обсуждение не входило в программу нашего визита, и мы не встречались с лицами, от которых зависит решение этой проблемы. От себя лично мне бы хотелось добавить следующее. Безусловно, вопрос о выплате странами СНГ пенсий своим бывшим гражданам крайне важен, но решать его надо дифференцированно. К примеру, Азербайджан является сегодня экономически процветающим государством, и потому вслед за Россией вполне может выплачивать пенсии тем своим гражданам, которые уже в солидном возрасте переехали в Израиль. В то же время смешно предъявлять такое требование Грузии – оно ее просто разорит. В любом случае, речь идет о вопросе, который должен регулироваться специальным соглашением между сторонами.

- И последний вопрос. Не секрет, что если Израиль сегодня занимает земли, на которые не претендует ни одно из признанных международным сообществом государств, то значительная часть признанной этим сообществом суверенной территории Азербайджана сегодня оккупирована Арменией. У вас не возникало по этому поводу каких-то ассоциаций? Вы не задавались вопросом о том, почему мир требует прекратить от нас «оккупацию», по сути дела, ничейной земли, но при этом не выдвигает подобных требований к Армении? И не стоит ли в связи с этим Израилю начать более активно требовать прекращения оккупации территории Азербайджана?

- Безусловно, когда ближе знакомишься с конфликтом вокруг Нагорного Карабаха, то вопросов и ассоциаций возникает множество. Но мы ехали в Азербайджан и Грузию для того, чтобы наводить мосты дружбы, а не ссориться с третьими странами. Думаю, мы должны не вмешиваться в чужие конфликты, а вести сбалансированную, взвешенную внешнюю политику, которая позволит нам сохранить дружеские отношения и наладить всесторонние с различными странами. Это правило должно быть основой нашей политики повсеместно, в том числе, разумеется, и на Южном Кавказе.