Семнадцать веков Баскала

Читать на сайте Вестник Кавказа
Продолжение. Начало см. http://vestikavkaza.ru/analytics/obshestvo/57492.html и http://vestikavkaza.ru/articles/ekonomika/prom/57587.html.
"Вестник Кавказа" предлагает очередной материал Олега Кушаты в рамках проекта «Неизвестный Кавказ». Недавно он побывал в Азербайджане, посетив не только Баку, но и горные районы республики.

Не по-европейски добротные мостовые 

Начнем с истории. Первые мощенные камнем мостовые появились в Европе в XIV  веке – в Париже и Праге. В России их стали сооружать с середины XVII века. У историка Николая Фальковского читаем: «В 1643 году каменщик Михаил Ермолин выкладывал большим камнем проезд во святых воротах патриаршего двора и мостил камнем же улицу к соборной церкви, за что получил 4 рубля». Первая подземная канализация в Европе появилась в середине XIX века, в России – в начале XX века. Что собой представляли до этого европейские и российские города в плане санитарного состояния – нелегко даже вообразить.

Азербайджанский горный поселок Баскал (Basgal), как считают историки, был основан в IV веке н.э. Здесь сохранилась общественная баня, построенная в XVI веке, улицы поселка вымощены камнем, а под ними проложена развитая система канализации. Историки уверяют, что и каменные мостовые, и система канализации были сооружены в небольшом азербайджанском поселке задолго до европейских и российских. В том же Исамаиллинском районе Азербайджана, выше в горах, расположен уникальный городок Лагич, в котором, как принято считать, систему канализации построили в VI веке. От Лагича до Баскала не так уж и далеко, чтобы на заимствование градостроительных новшеств уходили века. Не исключено, что и баскалская коммунальная система стала функционировать примерно в тот же период, как и лагичская. Упрятана она была под улицы, которые мастеровито замостили камнем. 

Ступая сегодня по этим мостовым, осматривая средневековую баню трудно даже представить, сколько именно людей прошло здесь за всю историю Баскала. Это сегодня в нем, согласно официальным данным, проживает около тысячи человек, и многие жители уехали на заработки в Россию (как рассказали мне в местной администрации, баскалцы, почему-то, облюбовали Казань и ее окрестности). Летом Баскал часто посещают туристы. В селе много богатых домов, но хозяева их, как правило, живут в Баку, приезжая сюда на выходные и в отпуска. Оттого весной в Баскале немноголюдно. В этом есть своя прелесть. Гуляя по полупустынному поселку, сохранившему свою средневековую изюминку, можно перекинуться словами с местными жителями, попить родниковой водички у специально оборудованного источника. Показывая на здания, построенные древним способом – с деревянной прослойкой между камнями – люди расскажут, что таким образом домам придавали прочность во время частых здесь землетрясений. Нехитрая придумка талантливых строителей – чередовать кладку прослойкой из дерева, но сколько жизней она спасла в этих горных местах! Подобную кладку я встречал и в соседних с Баскалом населенных пунктах.

Гуляя по поселку, обращаешь внимание на то, что дворы местных жителей не приспособлены для содержания скота. Более того, в этом поселке еще в средние века практиковались коммунальные дома, когда под одной крышей жили три-четыре семьи без родственных связей. Такой образ жизни диктовала основная деятельность басгальцев – торговля и ремесленничество. Скотоводство здесь существует, но исторически не столь развито, как в других населенных пунктах. 

У фабрики по производству женских платков, необходимо задержаться – это то место, где история встретилась с современностью. Здесь изготавливают уникальные келагаи. Прежде чем перешагнуть порог фабрики, необходимо вспомнить, что наибольшего расцвета этот поселок достиг в тот период, когда через него проходил Великий шелковый путь – до XV века. Баскалские купцы вели активную торговлю как с Западом, так и с Востоком. В эти места привозили шелк (до VI века его изготавливали только в Китае), меха, фаянс, фарфор, пряности. Отсюда купцы вывозили ковры, хлопок, оружие, сухофрукты, соль, драгоценные камни и ювелирные изделия, шафран, естественные красители, полихромную керамику, деревянную посуду, рыбу осетровых пород и икру, породистых скакунов. Примерно с V века н.э. в Баскале стали производить знаменитые келагаи – красочно расписанный женский платок, который в народе считают непременным атрибутом любой азербайджанской женщины. 

Келагай – честь азербайджанской женщины

Рассказать о национальном головном платке келагае тем, кто ни разу его не видел, непросто, поскольку это не только головной убор. Это – символ азербайджанской женщины. С ним не могут сравниться ни ювелирные украшения, ни обручальное кольцо. Келагай сопровождает азербайджанку всю жизнь. Разукрашенные шелковые платки предназначены как для молодых, так и для женщин старшего возраста. Они носили более темные цвета - черные, темно-синие. Молодым азербайджанкам полагаются белые, бежевые, ярко-голубые и другие яркие цвета. Невеста надевала красный платок с зеленным орнаментом. Повязывают келагаи различными способами, но благодаря им было видно сразу - замужем ли его хозяйка.

Рассказывают, что итальянский путешественник Марко Поло видел келагаи в этих местах еще в XIII веке. Мой коллега – сотрудник бакинского интернет-издания «Тренд» Вугар Иманов прекрасно описал в своей статье тонкости азербайджанского женского платка: «Келагаи прошлых лет отличались от современных своим рисунком. Наиболее древним и распространенным сюжетом на келагаи было изображение пары птиц (павлин), а причудливые рисунки с изображением листьев и цветов перекликались со сложными геометрическими узорами. Излюбленными растительными мотивами являлись роза (гызыл гюль), нарцисс (наргиз), гвоздика (гярян-фил), мак (лалэ), лилия ( занбаг), ирис (сусян) и цветы фруктовых деревьев граната, айвы, алычи, а также колосьев ( сюнбюль) и листьев различных форм. А геометрический узор состоял из прямых и ломаных линий, зигзагов, треугольников, четырехугольников, шести- и восьмигранных розеток, ромбиков, звездочек и символического изображения солнца. Орнамент рисунка келагаи в различных областях Азербайджана отличался друг от друга: для Абшерона и Шеки характерен крупный массивный узор, в Шемахе преобладал мелкий рисунок, в Гяндже, Казахе и Карабахе наблюдалось одновременное распространение мелкого и крупного рисунков».

Только в Баскале сохранился древний способ набива рисунка на келагаи. На небольшую фабрику мы пришли в совпровождении заместителя главы Исмаиллинского района Ровшана Агаева, который, как создалось у меня впечатление, прекрасно знаком с процессом изготовления уникального платка. Пока мастер Уста Абасали наносил на шелк рисунок, Ровшан Агаев познакомил меня с производством платков. «В Азербайджане никогда не было хиджабов, прекрасные наши женщины надевали прекрасные келагаи, - рассказывает Ровшан Агаев. – Носили их в любое время года, поскольку летом келагаи спасают от жары, а зимой – от холода и ветра. Как здесь изготавливают платки? Вот мы берем сырой материал – шелк. Кладем его в этом каменный котел и варим, пока шелк не станет мягким. После этого все готово к нанесению на него рисунка. Он наносится с помощью клише. Здесь мастера работают с клише, которым уже около пяти веков. Возьмите его в руку. Словно тяжелая печать. Она наносит на шелк рисунок из смеси парафина и солидола - буту. Это азербайджанский узор в виде капли, символизирующий жизнь. А в центре всегда бывает помещен символ солнца. Теперь шелк с нанесенными на него рисунками из парафино-солидольной смеси кладем в котел с краской. В прежние времена вместо парафина использовали воск. Обязательное условие басгалского келагая – красители должны быть только натуральными, химическими пользоваться нельзя. На этом этапе свободные от парафина участки платка приобретают заданную окраску. И уже после мы опять варим окрашенный келагай, с которого сходит парафин и остаются рисунки. Вот такой принцип».

Уста Абасали в это время набитой рукой наносил орнамент на шелк. Ошибиться ему нельзя. Любое неверное движение и огромный кусок дорогой материи можно будет только выбросить. Не зря Уста Абасали – профессионал в своем деле, впитавший мастерство своих предков. На баскалской фабрике по производству платков всего работают 17 человек. В день они производят ручным способом 10 экземпляров. Пробовали поставить дело на поток, увеличив производительность, но заметили, что при этом начинает незначительно страдать качество. И сразу отказались от ускорения и перестройки своего уникального предприятия, от чего только выиграли.

За время нашего визита мастера решили изготовить один платок. И поведали интересную историю, как басгалский опыт производства келагая в тридцатые годы прошлого века распространился на Узбекистан. «Поспособствовало» этому ведомство Ежова-Берии, но нисколько об этом не заботясь, напротив, вопреки всякой созидательной логике. В те годы за что-то арестовали одного из баскалских мастеров по изготовлению уникальных платков. Уже никто и не помнит, в работе на какую разведку мира его обвинили, но выслали в Самарканд. Там предприимчивый человек не стал сидеть сложа руку, а постепенно наладил производства келагаев. Очевидно, мастер и в Самарканде не пользовался доверием местных правоохранительных органов – через несколько лет ссылки решили они отправить его еще дальше, в Сибирь. К слишком деятельным и талантливым людям советская власти всегда относилась настороженно. Но тут вмешался случай – кто-то смог убедить начальников из НКВД, что нельзя так поступать с высокими профессионалами – созидателями. Мастера оставили в Самарканде и в этом городе вскоре наладилось производство азербайджанских платков.
Сегодня келагаи остаются одним из самых востребованных сувениров и для гостей страны. Недавно в Париже при поддержке Фонда Гейдара Алиева и англоязычной версии журнала "Баку" прошла выставка азербайджанского искусства. Выступая на приеме в честь гостей выставки, первая леди Азербайджана Мехрибан Алиева подчеркнула: «Основная цель нашей деятельности – популяризация Азербайджана, его богатой культуры, истории». Безусловно, первая леди говорила и о келагаи – уникальном платке из шелка, подчеркивающего уникальность самой женщины в Азербайджане.