Путин 2.0
Читать на сайте Вестник КавказаЮбилейный саммит ОДКБ и неформальная встреча лидеров стран СНГ оказались на деле поводом для презентации проекта «Путин 2.0". Надо признать, возвращение вождя вызвало неподдельную радость собравшихся. Особенно это было заметно по поведению Ислама Каримова и Нурсултана Назарбаева. Бессменные лидеры Казахстана и Узбекистана вновь ощутили себя комфортно в общении с близким по психотипу Владимиром Путиным. Для Кремля это очень хорошая новость, ибо роль личностного фактора в общении постсоветских вождей еще никто не отменял. На фоне общей радости и приятного общения итоговые документы встречи выглядят несколько буднично, Декларация саммита ОДКБ носит явно «юбилейный» характер. А это значит, что реальные вопросы будут перенесены на итоговую встречу в конце 2012 года. Как и предполагали эксперты, в центре внимания окажется афганская проблема и противодействие нетрадиционным угрозам.
Президент Казахстана, который выступал в роли главного спикера, пояснил, что главы государств затронули ситуацию на Ближнем Востоке, в Западной Азии, в Северной Африке, в том числе события в Сирии и вокруг иранской ядерной проблемы. Разговор был о многом, но конкретные решения не озвучены. Будем надеяться, что пока не озвучены.
На самом деле проблемы ОДКБ как важнейшей структуры в сфере безопасности не имеют быстрого и эффективного решения. Главная проблема организации четко проявилась во время печально известных киргизских событий. Очевидно, что принимать консенсусные решения в ситуации, когда счет идет на часы, это значит не принимать никаких решений вовсе.
В некоторых случаях это вполне может быть и во благо, если вспомнить те обстоятельства, которые сопровождали киргизскую революцию 2010 года. Но в момент возникновения рисков, связанных с угрозой терроризма или же прямого военного вторжения с территории сопредельных государств, нет уверенности в том, что нынешний формат принятия решений в рамках ОДКБ является оптимальным. Отсюда и постоянные спекуляции на тему «а что будет делать ОДКБ в том случае, если Азербайджан попытается вернуть Нагорный Карабах в рамках силового сценария?».
Отвечать на эти вопросы, похоже, устал не только господин Бордюжа, но и сами армянские и азербайджанские эксперты. Но для журналистов это воистину хлебный вопрос, поскольку, все равно, ни один из чиновников не даст на него исчерпывающего ответа. Именно поэтому вокруг ОДКБ так много различного рода спекуляций, что, надо полагать, вовсе не устраивает Владимира Путина, который рассматривает организацию как важный элемент реализации евразийского проекта в сфере безопасности.
Поэтому можно предположить, что к саммиту организации, который состоится в конце 2012 года, контуры реформирования этой структуры будут очерчены более конкретно. Пока что, очевидно, что Афганистан в свете проблемы 2014 года будет оставаться приоритетной задачей в плане формирования стратегии защиты от нарастающих рисков по этому направлению, а, во-вторых, будет усиливаться то направление деятельности ОДКБ, которое связано с новыми вызовами: информационная безопасность, социальная безопасность, участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Но это только наметки тех планов, о которых Дмитрий Медведев и Владимир Путин уже говорили на протяжении последних двух лет. Насколько изменится динамика процесса реформирования с возвращением Путина? Судя по тому, что лидеры стран ОДКБ встретили российского лидера как родного, надежды на перезагрузку интеграционных проектов в сфере безопасности небезосновательны.
Президент Казахстана, который выступал в роли главного спикера, пояснил, что главы государств затронули ситуацию на Ближнем Востоке, в Западной Азии, в Северной Африке, в том числе события в Сирии и вокруг иранской ядерной проблемы. Разговор был о многом, но конкретные решения не озвучены. Будем надеяться, что пока не озвучены.
На самом деле проблемы ОДКБ как важнейшей структуры в сфере безопасности не имеют быстрого и эффективного решения. Главная проблема организации четко проявилась во время печально известных киргизских событий. Очевидно, что принимать консенсусные решения в ситуации, когда счет идет на часы, это значит не принимать никаких решений вовсе.
В некоторых случаях это вполне может быть и во благо, если вспомнить те обстоятельства, которые сопровождали киргизскую революцию 2010 года. Но в момент возникновения рисков, связанных с угрозой терроризма или же прямого военного вторжения с территории сопредельных государств, нет уверенности в том, что нынешний формат принятия решений в рамках ОДКБ является оптимальным. Отсюда и постоянные спекуляции на тему «а что будет делать ОДКБ в том случае, если Азербайджан попытается вернуть Нагорный Карабах в рамках силового сценария?».
Отвечать на эти вопросы, похоже, устал не только господин Бордюжа, но и сами армянские и азербайджанские эксперты. Но для журналистов это воистину хлебный вопрос, поскольку, все равно, ни один из чиновников не даст на него исчерпывающего ответа. Именно поэтому вокруг ОДКБ так много различного рода спекуляций, что, надо полагать, вовсе не устраивает Владимира Путина, который рассматривает организацию как важный элемент реализации евразийского проекта в сфере безопасности.
Поэтому можно предположить, что к саммиту организации, который состоится в конце 2012 года, контуры реформирования этой структуры будут очерчены более конкретно. Пока что, очевидно, что Афганистан в свете проблемы 2014 года будет оставаться приоритетной задачей в плане формирования стратегии защиты от нарастающих рисков по этому направлению, а, во-вторых, будет усиливаться то направление деятельности ОДКБ, которое связано с новыми вызовами: информационная безопасность, социальная безопасность, участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Но это только наметки тех планов, о которых Дмитрий Медведев и Владимир Путин уже говорили на протяжении последних двух лет. Насколько изменится динамика процесса реформирования с возвращением Путина? Судя по тому, что лидеры стран ОДКБ встретили российского лидера как родного, надежды на перезагрузку интеграционных проектов в сфере безопасности небезосновательны.