История бакинской нефтяной промышленности -21

Читать на сайте Вестник Кавказа
Со времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «ВК» начинает публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.

К маю 1920 г. в Баку были накоплены максимальные запасы нефти и нефтепродуктов – 310 млн пудов. В 1919 г., по данным Э.Б. Мурадалиевой, вывоз нефти из Баку составил не более 40 тыс. тонн. Почти 5/6 имеющейся нефти оставалось в резервуарах. Невозможность сбыта за пределы республики стала одной из главных причин упадка нефтедобычи. Ежемесячная добыча нефти в Баку в первой половине 1919 г. не превышала 300 тыс. тонн. Нефтеперерабатывающая промышленность производила ежемесячно 100–150 тыс. тонн против 250 тыс. тонн в начале 1918 г.5. По мнению этого же автора, правительство Азербайджана осознавало, что реальным потребителем нефти может стать Россия. «Однако претворить в жизнь этот курс не удалось, так как английское командование оказало сильное сопротивление». Как справедливо пишет Иголкин, в этих условиях на вывозе нефти наживались «естественно, англичане, и – что очень любопытно – высокопоставленные чиновники правительства Азербайджана». Тем не менее подпольная большевистская организация прилагала немалые усилия для нелегального вывоза нефти и нефтепродуктов в Советскую Россию. Небольшие суда в сопровождении нескольких моряков регулярно отправлялись в Астрахань. Каждая из этих экспедиций была сопряжена с большим риском. В 1919-м – начале 1920-х гг. судоходство на Каспии строго контролировалось флотом Добровольческой армии Деникина. По этому поводу исследователь А. Ломакин пишет: «В дыму и пламени Гражданской войны на берегах седого Каспия развернулась беспощадная борьба... Причем в этой схватке (единственный раз!) устремления непримиримых противников – белых и красных – совпали».

Правда, устремления совпали лишь в том, что бакинская нефть должна остаться собственностью России. В том же, каким конкретно политическим силам она должна принадлежать, мнения разошлись. Деникинцы вылавливали идущие в контролируемую большевиками Астрахань суда, реквизировали нефтепродукты, а членов экипажей судов расстреливали. Так, в частности, были убиты сопровождавшие нефтепродукты на судах большевики Сардаров, Рогов, Губанов и другие, сделанные в советское время легендарными борцами за победу Советской власти в Азербайджане.

Интересно, что правительство А.И. Деникина, вынашивавшее планы восстановления России как «единой и неделимой» державы, но вынужденное временно смириться с существованием независимого Азербайджана, в 1919 г. на запрос азербайджанского правительства об отношении к республике ответило, что армия Юга России считает Азербайджан частью России, но до восстановления в России верховной власти допускает самостоятельное существование Азербайджана. И все же правительству Азербайджана удавалось порой использовать нефтяной фактор в укреплении военно-экономического и политического потенциала своей страны. Много усилий было затрачено для налаживания добрососедских отношений с соседней Грузией. Отношения с последней должны были сыграть большую роль в обеспечении безопасности Азербайджана. С этой целью только с 1 октября 1918 г. по 1 апреля 1919 г. Грузии было передано 281,16 тыс. пудов нефти. Поставки нефти сыграли большую роль в укреплении азербайджано-грузинских отношений. И это при том, что эти поставки в значительной мере осуществлялись на долговой основе. К 1 апреля 1919 г. долг Грузии Азербайджану за нефть превысил 15,9 млн рублей. Но господство Британии в Баку оказалось недолгим. По решению Парижской конференции 24 августа 1919 г. британские войска покинули бакинскую землю. На той же конференции было решено передать мандат на Азербайджан Италии. Но здесь Баку повезло: в Италии сменилось правительство, и новое руководство отказалось от мандата.

Однако британцы еще долго контролировали вывоз нефтепродуктов через Батум, всячески блокируя попытки нефтепромышленников США и правительства Франции закупить нефть у АДР во время нефтяного кризиса, разразившегося с конца 1919 г. Хотя добыча нефти в 1919–1920 гг. увеличилась по сравнению с периодом правления Бакинского Совнаркома, ее экспорт в эти годы был небольшим. При дефиците этого топлива на мировом рынке британцы в Батуме получали десятикратную прибыль на каждый затраченный фунт стерлингов. Но вскоре нефтепромышленникам США удалось договориться с британцами. И с 31 декабря 1919 г. по 6 марта 1920 г. американцы вывезли из Азербайджана через Батум 114 пудов нефтепродуктов. В годы существования АДР руководство Советской России, не признавая законным существование этого государства, свои потребности в нефтепродуктах пыталось решать, вступая в прямые переговоры с нефтяными компаниями. Однако крупные нефтяные компании не желали иметь дело с большевистской властью, наоборот, они выступали за запрещение вывоза нефтепродуктов в Советскую Россию. Это означало фактическое объявление экономической блокады России. В памяти нефтяных магнатов крепко запечатлелась недавняя национализация нефтяной промышленности. Новая власть охотно разрешала им вывоз нефти через Батум в Европу. Но не Европа, а Россия являлась основным рынком сбыта, и потеря именно этого рынка стала причиной накопления больших запасов нефтепродуктов на складах в Баку.