История бакинской нефтяной промышленности -20

Читать на сайте Вестник Кавказа
Со времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «ВК» начинает публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.

Но 30 октября 1918 г. Османское государство подписало Мудроское перемирие со странами Антанты. Турция фактически признавала свое поражение в войне. По этому документу Турция эвакуировала свои военные формирования из Баку, и город перешел в сферу влияния Антанты. В связи с этим азербайджанская делегация встретилась в Энзели с главнокомандующим британскими войсками генералом Томсоном. Азербайджанскому правительству предписывалось вывести свои войска из Баку.

С приходом в Баку британских войск стали ясны намерения Британии. Генерал Томсон сразу же заявил, что располагает мандатом на оккупацию Баку не только международного сообщества, но и Временного Всероссийского правительства в Уфе, представлявшего ряд антибольшевистских партий. Томсон везде говорил о солидарности с белогвардейцами в вопросах сохранения России как «единой и неделимой» и, по существу, ставил под сомнение состоятельность существования независимого азербайджанского государства. Но вскоре Томсон уведомил командование Добровольческой армии, которой командовал Деникин, что она не вправе пересекать линию Кызыл–Бурун–Закаталы. Он заявил, что «все русские заводы, железные дороги, учреждения и имущество, находящиеся на территории Азербайджана, перешли к нему. Пользоваться ими Добровольческая армия может только за плату по соглашению с Азербайджанским правительством» и что «смотреть на Баку и Дагестан как на свою базу Добро вольческая армия не может».

Таким образом, со временем Британия стала рассматривать возможность отделения Азербайджана от России как более эффективное средство овладения нефтяными богатствами. Британцы хорошо понимали, что, выступая в качестве гарантов независимости Азербайджана, они могут рассчитывать на солидные уступки со стороны азербайджанского правительства. И эти расчеты себя оправдывали. 17 ноября 1918 г. турецкие войска оставили Баку, и туда прибыли из Персии части британской армии во главе с генералом М.М. Томсоном, объявившим себя генерал-губернатором. Англичане сразу установили жесткий контроль над вывозом нефти. Собственниками нефтепромыслов оставались прежние владельцы, однако их право вывоза ограничивалось: для этого требовалось специальное разрешение новых хозяев города. Оказавшись в тисках, азербайджанское правительство откровенно шло на уступки англичанам. Уже 12 декабря 1918 г. Совет министров Азербайджана принял постановление, по которому министру торговли и промышленности надлежало удовлетворять «все требования союзных держав на экспорт нефтяных продуктов». Другое постановление предоставляло британскому командованию право свободного ввоза и вывоза товаров без специальных разрешений и без взысканий пошлин2. Британцы в полной мере использовали доступ к нефтяным богатствам Азербайджана.

В ноябре-декабре 1918 г. нефть и нефтепродукты из Баку почти не вывозились. Британцы решили увеличить запасы нефтепродуктов, чтобы обеспечить свою армию дешевым сырьем на перспективу. А с 10 декабря 1918 г. по 1 мая 1919 г. 85% всего топлива и 72% бензина, вывезенного из Баку в Батум, поступило в распоряжение британского командования. Во всяком случае, в 1919 г. британцы обладали полной монополией на вывозимую нефть. Рыночная цена нефти в этот период составила всего 2 рубля за пуд. В связи с этим исследователь А.А. Иголкин отмечал, что «те, кто мог вывозить нефтепродукты, присваивали огромные барыши, почти огромную, почти десятикратную прибыль на каждый вложенный рубль». Показательный момент: по существу, британцы за нефтепродукты ничего не платили, за полученный товар они списывали долги нефтепромышленников государственным банкам. Но даже в этом случае британцы брали нефтепродукты по ценам на 25% ниже цен мирового рынка. Нефтепромышленникам разрешался более свободный вывоз керосина, однако количество экспортируемого товара было недостаточным для покрытия издержек нефтяных компаний. Такая политика привела к дефициту денег. Создалась уникальная экономическая ситуация: имея большие нефтяные запасы и реализуя их часть, азербайджанские компании все равно оставались без оборотных средств. Попытки правительства Азербайджана исправить ситуацию с помощью выдачи ссуд под залог добытой нефти не имели долговременного эффекта.

В условиях того времени главной проблемой был именно вывоз нефтепродуктов. Гражданская война в России резко сужала сами возможности вывоза. По данным Иголкина, в 1919 г. в Баку было добыто 225,3 млн пудов нефти. Английское командование всеми силами блокировало вывоз нефти в Россию, которая являлась традиционным рынком сбыта для бакинской нефти. Азербайджанское правительство не решалось идти наперекор англичанам.