Мамедъяров: интеграция в европейские и евроатлантические структуры – стратегическая цель Азербайджана
Читать на сайте Вестник КавказаИнтеграция в европейские и евроатлантические структуры остается одной из стратегических целей Азербайджана, считает министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. "Азербайджан был среди первых стран, которые поставили свою подпись под программой НАТО "Партнерство во имя мира" 4 мая 1994 года", - напомнил министр в интервью журналу The Business Year.
Именно для развития сотрудничества с НАТО и поднятия его на более высокий уровень Азербайджан в мае 2004 года присоединился к Индивидуальному плану партнёрства с НАТО (IPAP). "IPAP доказал, что является эффективным механизмом, позволяющим проводить реальный политический диалог и предпринимать интенсивные практические реформаторские усилия", - сказал Мамедъяров.
По словам главы внешнеполитического ведомства, в рамках партнерства было реализовано множество совместных проектов по широкому спектру вопросов - от подготовки военнослужащих для международных миротворческих операций до сотрудничества в области окружающей среды и общественной дипломатии. Мамедъяров отметил, что Азербайджан и НАТО недавно подписали соглашение о третьем этапе IPAP, который включает вопросы политики безопасности, обороны, военные вопросы, вопросы общественной информации, планирования гражданской обороны, науки, окружающей среды, административные вопросы, тему безопасности источников информации, передаёт Trend.
Министр подчеркнул, что со 2 марта 1992 года, когда Азербайджан стал членом ООН, страна последовательно демонстрирует свою приверженность принципам и целям Устава ООН и международного права, которые являются обязательным предусловием процветающего и справедливого мира. "Азербайджан избран непостоянным членом Совета безопасности ООН при поддержке 155 стран, и я убежден, что это демонстрирует признание достижений, которых наша страна добилась за 20 лет независимости", - сказал Мамедъяров.
В то же время он отметил, что Азербайджан хорошо понимает ту огромную ответственность, которую возлагает членство в СБ ООН, и он готов принять любые испытания. "Мы предпримем все возможные усилия для поддержания мира, справедливости, безопасности и стабильности во всем мире", - сказал Мамедъяров.
Он отметил важность прозрачности в принятии решений, ответственности и последовательности в исполнении принятых резолюций. "Как непостоянный член СБ ООН Азербайджан будет играть важную роль в том, чтобы сделать Совет безопасности более прозрачным, инклюзивным и эффективным для лучшего ответа на угрозы и испытания, с которыми сталкивается мир сегодня", - сказал министр.
Также Мамедъяров подчеркнул, что участие Азербайджана в Движении неприсоединения и его отношения с НАТО - это различные курсы. "Членство в Движении неприсоединения позволяет Азербайджану эффективно сотрудничать с другими участниками Движения в различных областях и вносить вклад в конструктивную роль Движения в вопросе международных отношений с целью достижения более справедливого, равноправного, законопослушного мирового порядка", - сказал Мамедъяров.
По его словам, Азербайджан следует многомерной сбалансированной внешней политике, и он доказал, что является надежным партнером, а также сильным, играющим весомую роль государством для сотрудничества в Каспийско-Кавказском регионе. "Движение неприсоединения представляет собой форум, где мы проводим полезный диалог по глобальному миру, безопасности и справедливости", - сказал министр.
Мамедъяров заявил, что после распада СССР и с самого первого дня независимости Азербайджан был страной, раскрывшей потенциал регионов Каспийского моря и Южного Кавказа и ставшей во главе его развития в нефтегазовом и транспортном секторах, в привлечения иностранных инвестиций, которые помогли Азербайджану и всему региону создать лучший инвестиционный климат. "Азербайджан смог успешно позиционировать себя в качестве регионального лидера в условиях увеличивающегося регионального инвестирования и устранения инфраструктурных ограничений", - считает глава внешнеполитического ведомства.
В период политического непостоянства и рисков Азербайджан, по его словам, инициировал политику широкомасштабных инвестиций в нефтегазовую разведку и добычу в Каспийском море, а также заложил твердую региональную транспортную инфраструктуру, что в результате помогло Каспийскому, Центральноазиатскому и Южно-Кавказскому регионам получить связь с Черноморским и Средиземноморским регионами. "Та роль, которую приобрела наша страна, на самом деле помогла решить экспортные и импортные потребности региона в целом", - сказал Мамедъяров.
По мнению министра, различные внутренние проекты Азербайджана в таких областях, как авиаперевозки, нефть и газ, сделали возможным перемещение технологий, специфического опыта, а также рост туристических возможностей всего региона, увеличив занятость и возможности для получения прибыли. Все это, считает он, привело к реализации многих коммерческих стратегических региональных проектов, таких, как TRACECA, Баку-Супса, Баку-Батуми, Баку-Тбилиси-Джейхан, прокладке Южно-Кавказского экспортного газопровода, которые транспортируют не только сырую нефть и природный газ, но также аналогичную продукцию, производимую в Казахстане и Туркменистане.
Сегодня Азербайджан, как заявил Мамедъяров, нацелен на расширение возможностей для себя и региона в целом, стимулируя и создавая возможность для таких проектов, как "Инициатива таможенного сотрудничества", "Энергетический мост Азербайджан-Грузия-Турция", "Инициатива помощи в целях развития торговли" и "Южный газовый коридор".
В дни конкурентной глобализации новые амбициозные региональные и межрегиональные проекты Азербайджана нацелены на сектор ИКТ и реализацию проекта Транснациональной Евразийской информационной супермагистрали (TASIM) – и многочисленные усилия позволили Азербайджану усадить бизнес-структуры и государственный сектор за стол переговоров, отметил он. По словам Мамедъярова, действуя таким образом, Азербайджан продвинул идею использования региональной географии для создания политически устойчивого, финансово выгодного и коммерчески успешного в долгосрочной перспективе партнерства в регионе. "Азербайджан не смог бы достичь этого, если бы не создал устойчивые партнерские проекты", - добавил он.
Между Азербайджаном и Турцией, по словам Мамедъярова, существуют братские отношения с самого первого дня обретения независимости, и Турция была первой страной, которая признала независимость Азербайджана в 1991 году. "Мы - крепкие союзники и стратегические партнеры во многих вопросах", - заявил министр.
Меморандум о взаимопонимании по Транс-Анатолийскому газопроводу (TANAP), который был подписан в конце декабря 2011 года - только одно из многочисленных соглашений, существующих между двумя странами. "Эти документы вносят вклад в расширение нашего стратегического партнерства, которое также базируется на глубоких исторических связях, так же, как на культурном, языковом и религиозном родстве", - считает министр.
По его словам, Азербайджан и Турция также разделяют общую позицию касательно диверсификации поставок энергоносителей, и таким образом, проект TANAP будет еще больше способствовать сотрудничеству стран в этом направлении. "Соглашение о транзите, покупке и продаже природного газа, которое было подписано 25 октября 2011 года в Измире на первом заседании Высшего совета стратегического сотрудничества между Азербайджаном и Турцией проложило дорогу для дальнейших усилий в энергетической сфере", - отметил Мамедъяров.
Наконец, строительство нефтеперерабатывающего завода Star в Турции вызывает серьезный экономический интерес и является первый крупным азербайджанским инвестиционным проектом за рубежом, его стоимость составляет $5,5 миллиарда, сказал глава МИД Азербайджана.
Именно для развития сотрудничества с НАТО и поднятия его на более высокий уровень Азербайджан в мае 2004 года присоединился к Индивидуальному плану партнёрства с НАТО (IPAP). "IPAP доказал, что является эффективным механизмом, позволяющим проводить реальный политический диалог и предпринимать интенсивные практические реформаторские усилия", - сказал Мамедъяров.
По словам главы внешнеполитического ведомства, в рамках партнерства было реализовано множество совместных проектов по широкому спектру вопросов - от подготовки военнослужащих для международных миротворческих операций до сотрудничества в области окружающей среды и общественной дипломатии. Мамедъяров отметил, что Азербайджан и НАТО недавно подписали соглашение о третьем этапе IPAP, который включает вопросы политики безопасности, обороны, военные вопросы, вопросы общественной информации, планирования гражданской обороны, науки, окружающей среды, административные вопросы, тему безопасности источников информации, передаёт Trend.
Министр подчеркнул, что со 2 марта 1992 года, когда Азербайджан стал членом ООН, страна последовательно демонстрирует свою приверженность принципам и целям Устава ООН и международного права, которые являются обязательным предусловием процветающего и справедливого мира. "Азербайджан избран непостоянным членом Совета безопасности ООН при поддержке 155 стран, и я убежден, что это демонстрирует признание достижений, которых наша страна добилась за 20 лет независимости", - сказал Мамедъяров.
В то же время он отметил, что Азербайджан хорошо понимает ту огромную ответственность, которую возлагает членство в СБ ООН, и он готов принять любые испытания. "Мы предпримем все возможные усилия для поддержания мира, справедливости, безопасности и стабильности во всем мире", - сказал Мамедъяров.
Он отметил важность прозрачности в принятии решений, ответственности и последовательности в исполнении принятых резолюций. "Как непостоянный член СБ ООН Азербайджан будет играть важную роль в том, чтобы сделать Совет безопасности более прозрачным, инклюзивным и эффективным для лучшего ответа на угрозы и испытания, с которыми сталкивается мир сегодня", - сказал министр.
Также Мамедъяров подчеркнул, что участие Азербайджана в Движении неприсоединения и его отношения с НАТО - это различные курсы. "Членство в Движении неприсоединения позволяет Азербайджану эффективно сотрудничать с другими участниками Движения в различных областях и вносить вклад в конструктивную роль Движения в вопросе международных отношений с целью достижения более справедливого, равноправного, законопослушного мирового порядка", - сказал Мамедъяров.
По его словам, Азербайджан следует многомерной сбалансированной внешней политике, и он доказал, что является надежным партнером, а также сильным, играющим весомую роль государством для сотрудничества в Каспийско-Кавказском регионе. "Движение неприсоединения представляет собой форум, где мы проводим полезный диалог по глобальному миру, безопасности и справедливости", - сказал министр.
Мамедъяров заявил, что после распада СССР и с самого первого дня независимости Азербайджан был страной, раскрывшей потенциал регионов Каспийского моря и Южного Кавказа и ставшей во главе его развития в нефтегазовом и транспортном секторах, в привлечения иностранных инвестиций, которые помогли Азербайджану и всему региону создать лучший инвестиционный климат. "Азербайджан смог успешно позиционировать себя в качестве регионального лидера в условиях увеличивающегося регионального инвестирования и устранения инфраструктурных ограничений", - считает глава внешнеполитического ведомства.
В период политического непостоянства и рисков Азербайджан, по его словам, инициировал политику широкомасштабных инвестиций в нефтегазовую разведку и добычу в Каспийском море, а также заложил твердую региональную транспортную инфраструктуру, что в результате помогло Каспийскому, Центральноазиатскому и Южно-Кавказскому регионам получить связь с Черноморским и Средиземноморским регионами. "Та роль, которую приобрела наша страна, на самом деле помогла решить экспортные и импортные потребности региона в целом", - сказал Мамедъяров.
По мнению министра, различные внутренние проекты Азербайджана в таких областях, как авиаперевозки, нефть и газ, сделали возможным перемещение технологий, специфического опыта, а также рост туристических возможностей всего региона, увеличив занятость и возможности для получения прибыли. Все это, считает он, привело к реализации многих коммерческих стратегических региональных проектов, таких, как TRACECA, Баку-Супса, Баку-Батуми, Баку-Тбилиси-Джейхан, прокладке Южно-Кавказского экспортного газопровода, которые транспортируют не только сырую нефть и природный газ, но также аналогичную продукцию, производимую в Казахстане и Туркменистане.
Сегодня Азербайджан, как заявил Мамедъяров, нацелен на расширение возможностей для себя и региона в целом, стимулируя и создавая возможность для таких проектов, как "Инициатива таможенного сотрудничества", "Энергетический мост Азербайджан-Грузия-Турция", "Инициатива помощи в целях развития торговли" и "Южный газовый коридор".
В дни конкурентной глобализации новые амбициозные региональные и межрегиональные проекты Азербайджана нацелены на сектор ИКТ и реализацию проекта Транснациональной Евразийской информационной супермагистрали (TASIM) – и многочисленные усилия позволили Азербайджану усадить бизнес-структуры и государственный сектор за стол переговоров, отметил он. По словам Мамедъярова, действуя таким образом, Азербайджан продвинул идею использования региональной географии для создания политически устойчивого, финансово выгодного и коммерчески успешного в долгосрочной перспективе партнерства в регионе. "Азербайджан не смог бы достичь этого, если бы не создал устойчивые партнерские проекты", - добавил он.
Между Азербайджаном и Турцией, по словам Мамедъярова, существуют братские отношения с самого первого дня обретения независимости, и Турция была первой страной, которая признала независимость Азербайджана в 1991 году. "Мы - крепкие союзники и стратегические партнеры во многих вопросах", - заявил министр.
Меморандум о взаимопонимании по Транс-Анатолийскому газопроводу (TANAP), который был подписан в конце декабря 2011 года - только одно из многочисленных соглашений, существующих между двумя странами. "Эти документы вносят вклад в расширение нашего стратегического партнерства, которое также базируется на глубоких исторических связях, так же, как на культурном, языковом и религиозном родстве", - считает министр.
По его словам, Азербайджан и Турция также разделяют общую позицию касательно диверсификации поставок энергоносителей, и таким образом, проект TANAP будет еще больше способствовать сотрудничеству стран в этом направлении. "Соглашение о транзите, покупке и продаже природного газа, которое было подписано 25 октября 2011 года в Измире на первом заседании Высшего совета стратегического сотрудничества между Азербайджаном и Турцией проложило дорогу для дальнейших усилий в энергетической сфере", - отметил Мамедъяров.
Наконец, строительство нефтеперерабатывающего завода Star в Турции вызывает серьезный экономический интерес и является первый крупным азербайджанским инвестиционным проектом за рубежом, его стоимость составляет $5,5 миллиарда, сказал глава МИД Азербайджана.