Фактор бакинской нефти в Победе
Читать на сайте Вестник КавказаОсобое место в истории нефтяной промышленности СССР в недавнем прошлом и в наши дни занимает тема роли бакинской нефтяной промышленности в победе советского народа в Великой Отечественной войне. И это естественно. Несомненно, что одной из основных причин развязывания мирового пожара были претензии фашистской Германии и ее союзников на овладение энергетическими ресурсами, прежде всего нефтеносными районами в Европе. В 1945 г. германский министр вооружений и военной промышленности Шпеер признался на допросе, что «потребность в нефти, несомненно, была основным мотивом при принятии решения о вторжении в Россию»1. Главный инициатор Второй мировой войны – Германия, быть может, как никакая другая страна была заинтересована во владении нефтяными ресурсами. Сумасбродные планы гитлеровского руководства с его претензиями на мировое господство не могли не вызвать желания пополнить свой скудный нефтяной ресурс путем подчинения себе других стран. Между тем в 1939 г. добыча нефти на территории рейха составила всего 805 тыс. тонн. Для ведения современной войны на больших пространствах этого количества нефти было явно недостаточно. Даже оккупация целого ряда стран Европы в 1939–1940 гг. и овладение там запасами нефтепродуктов, взятие под контроль нефтепромыслов союзной Германии Румынии с годовой добычей нефти в 5,5 млн тонн никак не могли удовлетворить растущие аппетиты агрессора.
Следует признать, что в период относительного улучшения советско-германских отношений после заключения в 1939 г. Пакта о ненападении Германия проявляла огромный интерес к поставкам нефти и нефтепродуктов из СССР. В этот период она стала основным импортером советской нефти и нефтепродуктов. В 1940 г., например, 75% советского экспорта нефти и нефтепродуктов направлялось в Германию. С началом войны против СССР для Германии скорейшее овладение Бакинским нефтяным районом становилось стратегической целью. Для Советского Союза такое же стратегическое значение имело использование бакинской нефти для отражения агрессии.
В современной научной литературе замалчивается не только причина наступления немцев на Кавказ летом–осенью 1942 г., но и внесение германским командованием корректив в планы всей военной кампании 1942 г. Между тем не секрет, что главной задачей германского командования в этот период войны было овладение нефтяными районами Кавказа, и прежде всего – Бакинским нефтяным районом. Столкнувшись с трудностями в преодолении Большого Кавказского хребта, немецкие дивизии устремились к Волге. Ставилась цель резко ограничить снабжение центральных районов СССР и советских войск нефтью и нефтепродуктами, доставлявшимися по Каспийскому морю и далее по Волге. Для этого немцы решили захватить Сталинград. Поэтому оборона Кавказа и Сталинградская битва имели для СССР жизненно важное, быть может, судьбоносное значение. Сколь ни значима была военная помощь со стороны союзников СССР, сколь ни значимыми были поставки в СССР продовольствия и обмундирования, союзники не в состоянии были обеспечить СССР необходимым количеством нефтяного горючего. В отношении нефти и нефтепродуктов Советский Союз мог рассчитывать главным образом только на собственные силы. И в эти годы в тяжелейших условиях нефтяники Азербайджана стойко выполняли стоящие перед ними задачи.
Уже в 1941 г. в Баку было добыто рекордное количество нефти – 23,5 млн тонн. Ни до этого, ни после нефтяная промышленность Азербайджана не достигала такого показателя. План по переработке нефти был выполнен на 122,8%. План по производству бензина – на 118%. В 1942 г. в связи с оккупацией Северного Кавказа прекратилась добыча нефти в Майкопе и Грозном. Кроме того, была перерезана железнодорожная магистраль, соединяющая Баку с Центром. Несмотря на это, доставка нефти из Баку не прекращалась. Нефтепродукты из Баку перевозились по Каспийскому морю и далее через Среднюю Азию и Казахстан.
Особое внимание обращалось на производство нефтепродуктов непосредственно для нужд действующей армии. За исключением краткого периода в 1942 г. непрерывно увеличивалось производство авиабензина и других материалов для фронта. Бакинские заводы регулярно перевыполняли планы производства переработанной нефти. В 1943 г. нефтеперерабатывающая промышленность Азербайджана выполнила план по выпуску авиационных бензинов на 134%, лигроину – на 127,9%, керосину – на 101,7%, дизельному топливу – на 139,6%, авиамаслам – на 105,7%, флотскому топливу – на 162%1. И в последующие годы производство всех видов продукции нефтяной промышленности, связанных со снабжением армии, непрерывно росло. «Именно горючее Баку, – как справедливо отмечает Э.Б. Мурадалиева, – приводило в движение советские танки, самолеты, машины, принося все новые и новые победы над фашизмом».
Заслуги бакинских нефтяников в общей победе советского народа над фашизмом очевидны. В связи с этим справедливым выглядят сетования многих авторов в Азербайджане, что Баку не был удостоен звания города>героя. Но всем знакомым с историей Великой Отечественной войны ясно: не будь бакинской нефти, победа выглядела бы проблематичной.
Справедливости ради следует констатировать, что в годы войны происходило регулярное снижение добычи бакинской нефти. В 1942 г. было добыто только 15,7 млн тонн нефти3. В 1943 г. – 12,7 млн тонн4. В 1944 г. – 11,8 млн тонн5. В 1945 г. – 11,5 млн тонн. Таким образом, на протяжении всех военных лет в Азербайджане наблюдалось неуклонное снижение добычи нефти. И хотя около 70% добытой в 1941–1945 гг. в СССР нефти приходилось на долю Баку, в годы войны наблюдалось снижение удельного веса производимой в Азербайджане нефти в общем балансе нефтедобычи страны. Все это сказалось на развитии нефтяной промышленности Азербайджана в послевоенные годы.
Говоря о причинах снижения нефтедобычи в Азербайджане в годы войны, исследователи объясняют это рядом причин. Азербайджанские авторы по этому поводу в числе одной из главных причин называют переброску в годы войны на восток страны, в район так называемого «второго Баку» нефтяного оборудования и инженерно-технических кадров. В связи с этим резко были уменьшены масштабы бурения, что сказалось на общих показателях нефтедобычи. Ч. Султанов пишет: «Создание второго Баку в годы Второй мировой войны за счет разрушения бакинских нефтепромыслов и лишение их инженерно>технического персонала было грубейшей ошибкой ГКО СССР. Этой непродуманной акцией в духе коммунистического «Даешь!» был нанесен огромный ущерб бакинским нефтепромыслам, что наряду с другими факторами привело к резкому падению добычи в Баку, что, в свою очередь, привело к уменьшению маневренности войск, и это, безусловно, привело к дополнительным человеческим жертвам на всех фронтах». С этой точкой зрения согласна и Э.Б. Мурадалиева. По ее мнению, переброска оборудования и кадров нефтяников из Баку в Сибирь способствовала разрушению нефтяной инфраструктуры Азербайджана. В результате потери нефтедобычи в Баку в годы войны составили два десятка млн тонн.
Нет сомнения, что освоение новых нефтеносных месторождений на востоке страны, сопровождаемое передислокацией части оборудования и кадров на восток, сказалось на развитии нефтяной промышленности Азербайджана. Действительно, масштабы бурения вокруг Баку существенно снизились. Сказались и мероприятия по свертыванию работ на части скважин в период непосредственной угрозы захвата Баку немцами летом–осенью 1942 г. Быть может, освоение «второго Баку» было начато несколько преждевременно – в годы войны на новых месторождениях было добыто слишком мало нефти. Но чтобы ставить под сомнение необходимость проведенного комплекса работ по освоению новых нефтеносных месторождений, нет никаких оснований.
Послевоенная история нефтяной промышленности СССР это убедительно доказала. Главную причину снижения объемов добычи нефти в Азербайджане в годы войны следует искать в другом. Ранее отмечалось, что еще в 1920–1930-е гг. погоня за высокими плановыми показателями сопровождалась нарушениями технологических правил добычи. Это вело к использованию расточительных методов добывания нефти. В тяжелых условиях войны эта тенденция получила еще большее развитие. Истощение верхних пластов нефти, сужение разведывательных и бурильных работ и стало главной причиной снижения добычи нефти.
В годы войны об этом мало кто задумывался. В связи с этим весьма интересны воспоминания ветерана нефтяной промышленности, бывшего министра нефтяной промышленности СССР и председателя Госплана СССР Н. Байбакова. Он отмечал, что порой в связи с проблемами доставки нефти в другие районы страны и заполненностью всех резервуаров оставшуюся после переработки нефть некуда было девать. Оставшуюся без использования нефть «закачивали… в пласт». Такая примитивная форма попыток сохранения нефтяного запаса, конечно же, не могла сохранить нефтедобычу хотя бы на достигнутом уровне. Более того, она вела в конечном итоге к возникновению все новых проблем. В связи с этим очень символичными выглядят слова из выступления в 1944 г. тогдашнего первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана Мирджафара Багирова: «Помимо того, что мы не можем подводить страну, не можем подводить народное хозяйство, а сегодня и фронт, обязаны выполнять все это, помимо всего есть исключительно наши местные интересы, если так можно выразиться, есть один момент чисто республиканского патриотизма. Речь идет о том, будет ли занимать Баку ведущее место в системе нефтяного хозяйства Советского Союза или мы его сдадим.… А без того… я Баку и Азербайджан не мыслю...».
Очевидно, руководитель Азербайджана того периода прекрасно осознавал, какие проблемы ждут нефтяную промышленность Азербайджана в послевоенный период. По воспоминаниям бывшего секретаря ЦК Компартии Азербайджана Миргасана Сеидова, в декабре 1943 г. по дороге в Тегеран Сталин остановился в Баку. По возвращении из Тегерана Сталин вновь остановился в Баку, «вызвал к себе Багирова и председателя Совнаркома республики Теймура Кулиева, основательно их отчитал по поводу… безобразия на территории нефтепромыслов и сказал: «Этот искусственный металлический «лес» на земле Апшерона – нефтяные вышки, источник нашего неоценимого богатства. Благодаря им мы ведем войну. Как можно содержать их в таком состоянии?.. Поезжайте в Румынию, посмотрите, как там вокруг каждой скважины растут розы. Что это за безобразие у вас?» В ответ Багиров объяснил это отсутствием средств на проведение благоустроительных работ. Тогда Сталин приказал своему помощнику Поскребышеву: «По приезде в Москву подготовьте решение Политбюро о выделении из союзного бюджета в распоряжение правительства Азербайджана по два рубля за каждую тонну сверхплановой нефти в качестве нефтяного фонда. При этом половину этого фонда израсходовать на осушение и благоустройство территории нефтепромыслов, а вторую половину – на политико-воспитательные, культурно-просветительские мероприятия».
Следует признать, что в период относительного улучшения советско-германских отношений после заключения в 1939 г. Пакта о ненападении Германия проявляла огромный интерес к поставкам нефти и нефтепродуктов из СССР. В этот период она стала основным импортером советской нефти и нефтепродуктов. В 1940 г., например, 75% советского экспорта нефти и нефтепродуктов направлялось в Германию. С началом войны против СССР для Германии скорейшее овладение Бакинским нефтяным районом становилось стратегической целью. Для Советского Союза такое же стратегическое значение имело использование бакинской нефти для отражения агрессии.
В современной научной литературе замалчивается не только причина наступления немцев на Кавказ летом–осенью 1942 г., но и внесение германским командованием корректив в планы всей военной кампании 1942 г. Между тем не секрет, что главной задачей германского командования в этот период войны было овладение нефтяными районами Кавказа, и прежде всего – Бакинским нефтяным районом. Столкнувшись с трудностями в преодолении Большого Кавказского хребта, немецкие дивизии устремились к Волге. Ставилась цель резко ограничить снабжение центральных районов СССР и советских войск нефтью и нефтепродуктами, доставлявшимися по Каспийскому морю и далее по Волге. Для этого немцы решили захватить Сталинград. Поэтому оборона Кавказа и Сталинградская битва имели для СССР жизненно важное, быть может, судьбоносное значение. Сколь ни значима была военная помощь со стороны союзников СССР, сколь ни значимыми были поставки в СССР продовольствия и обмундирования, союзники не в состоянии были обеспечить СССР необходимым количеством нефтяного горючего. В отношении нефти и нефтепродуктов Советский Союз мог рассчитывать главным образом только на собственные силы. И в эти годы в тяжелейших условиях нефтяники Азербайджана стойко выполняли стоящие перед ними задачи.
Уже в 1941 г. в Баку было добыто рекордное количество нефти – 23,5 млн тонн. Ни до этого, ни после нефтяная промышленность Азербайджана не достигала такого показателя. План по переработке нефти был выполнен на 122,8%. План по производству бензина – на 118%. В 1942 г. в связи с оккупацией Северного Кавказа прекратилась добыча нефти в Майкопе и Грозном. Кроме того, была перерезана железнодорожная магистраль, соединяющая Баку с Центром. Несмотря на это, доставка нефти из Баку не прекращалась. Нефтепродукты из Баку перевозились по Каспийскому морю и далее через Среднюю Азию и Казахстан.
Особое внимание обращалось на производство нефтепродуктов непосредственно для нужд действующей армии. За исключением краткого периода в 1942 г. непрерывно увеличивалось производство авиабензина и других материалов для фронта. Бакинские заводы регулярно перевыполняли планы производства переработанной нефти. В 1943 г. нефтеперерабатывающая промышленность Азербайджана выполнила план по выпуску авиационных бензинов на 134%, лигроину – на 127,9%, керосину – на 101,7%, дизельному топливу – на 139,6%, авиамаслам – на 105,7%, флотскому топливу – на 162%1. И в последующие годы производство всех видов продукции нефтяной промышленности, связанных со снабжением армии, непрерывно росло. «Именно горючее Баку, – как справедливо отмечает Э.Б. Мурадалиева, – приводило в движение советские танки, самолеты, машины, принося все новые и новые победы над фашизмом».
Заслуги бакинских нефтяников в общей победе советского народа над фашизмом очевидны. В связи с этим справедливым выглядят сетования многих авторов в Азербайджане, что Баку не был удостоен звания города>героя. Но всем знакомым с историей Великой Отечественной войны ясно: не будь бакинской нефти, победа выглядела бы проблематичной.
Справедливости ради следует констатировать, что в годы войны происходило регулярное снижение добычи бакинской нефти. В 1942 г. было добыто только 15,7 млн тонн нефти3. В 1943 г. – 12,7 млн тонн4. В 1944 г. – 11,8 млн тонн5. В 1945 г. – 11,5 млн тонн. Таким образом, на протяжении всех военных лет в Азербайджане наблюдалось неуклонное снижение добычи нефти. И хотя около 70% добытой в 1941–1945 гг. в СССР нефти приходилось на долю Баку, в годы войны наблюдалось снижение удельного веса производимой в Азербайджане нефти в общем балансе нефтедобычи страны. Все это сказалось на развитии нефтяной промышленности Азербайджана в послевоенные годы.
Говоря о причинах снижения нефтедобычи в Азербайджане в годы войны, исследователи объясняют это рядом причин. Азербайджанские авторы по этому поводу в числе одной из главных причин называют переброску в годы войны на восток страны, в район так называемого «второго Баку» нефтяного оборудования и инженерно-технических кадров. В связи с этим резко были уменьшены масштабы бурения, что сказалось на общих показателях нефтедобычи. Ч. Султанов пишет: «Создание второго Баку в годы Второй мировой войны за счет разрушения бакинских нефтепромыслов и лишение их инженерно>технического персонала было грубейшей ошибкой ГКО СССР. Этой непродуманной акцией в духе коммунистического «Даешь!» был нанесен огромный ущерб бакинским нефтепромыслам, что наряду с другими факторами привело к резкому падению добычи в Баку, что, в свою очередь, привело к уменьшению маневренности войск, и это, безусловно, привело к дополнительным человеческим жертвам на всех фронтах». С этой точкой зрения согласна и Э.Б. Мурадалиева. По ее мнению, переброска оборудования и кадров нефтяников из Баку в Сибирь способствовала разрушению нефтяной инфраструктуры Азербайджана. В результате потери нефтедобычи в Баку в годы войны составили два десятка млн тонн.
Нет сомнения, что освоение новых нефтеносных месторождений на востоке страны, сопровождаемое передислокацией части оборудования и кадров на восток, сказалось на развитии нефтяной промышленности Азербайджана. Действительно, масштабы бурения вокруг Баку существенно снизились. Сказались и мероприятия по свертыванию работ на части скважин в период непосредственной угрозы захвата Баку немцами летом–осенью 1942 г. Быть может, освоение «второго Баку» было начато несколько преждевременно – в годы войны на новых месторождениях было добыто слишком мало нефти. Но чтобы ставить под сомнение необходимость проведенного комплекса работ по освоению новых нефтеносных месторождений, нет никаких оснований.
Послевоенная история нефтяной промышленности СССР это убедительно доказала. Главную причину снижения объемов добычи нефти в Азербайджане в годы войны следует искать в другом. Ранее отмечалось, что еще в 1920–1930-е гг. погоня за высокими плановыми показателями сопровождалась нарушениями технологических правил добычи. Это вело к использованию расточительных методов добывания нефти. В тяжелых условиях войны эта тенденция получила еще большее развитие. Истощение верхних пластов нефти, сужение разведывательных и бурильных работ и стало главной причиной снижения добычи нефти.
В годы войны об этом мало кто задумывался. В связи с этим весьма интересны воспоминания ветерана нефтяной промышленности, бывшего министра нефтяной промышленности СССР и председателя Госплана СССР Н. Байбакова. Он отмечал, что порой в связи с проблемами доставки нефти в другие районы страны и заполненностью всех резервуаров оставшуюся после переработки нефть некуда было девать. Оставшуюся без использования нефть «закачивали… в пласт». Такая примитивная форма попыток сохранения нефтяного запаса, конечно же, не могла сохранить нефтедобычу хотя бы на достигнутом уровне. Более того, она вела в конечном итоге к возникновению все новых проблем. В связи с этим очень символичными выглядят слова из выступления в 1944 г. тогдашнего первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана Мирджафара Багирова: «Помимо того, что мы не можем подводить страну, не можем подводить народное хозяйство, а сегодня и фронт, обязаны выполнять все это, помимо всего есть исключительно наши местные интересы, если так можно выразиться, есть один момент чисто республиканского патриотизма. Речь идет о том, будет ли занимать Баку ведущее место в системе нефтяного хозяйства Советского Союза или мы его сдадим.… А без того… я Баку и Азербайджан не мыслю...».
Очевидно, руководитель Азербайджана того периода прекрасно осознавал, какие проблемы ждут нефтяную промышленность Азербайджана в послевоенный период. По воспоминаниям бывшего секретаря ЦК Компартии Азербайджана Миргасана Сеидова, в декабре 1943 г. по дороге в Тегеран Сталин остановился в Баку. По возвращении из Тегерана Сталин вновь остановился в Баку, «вызвал к себе Багирова и председателя Совнаркома республики Теймура Кулиева, основательно их отчитал по поводу… безобразия на территории нефтепромыслов и сказал: «Этот искусственный металлический «лес» на земле Апшерона – нефтяные вышки, источник нашего неоценимого богатства. Благодаря им мы ведем войну. Как можно содержать их в таком состоянии?.. Поезжайте в Румынию, посмотрите, как там вокруг каждой скважины растут розы. Что это за безобразие у вас?» В ответ Багиров объяснил это отсутствием средств на проведение благоустроительных работ. Тогда Сталин приказал своему помощнику Поскребышеву: «По приезде в Москву подготовьте решение Политбюро о выделении из союзного бюджета в распоряжение правительства Азербайджана по два рубля за каждую тонну сверхплановой нефти в качестве нефтяного фонда. При этом половину этого фонда израсходовать на осушение и благоустройство территории нефтепромыслов, а вторую половину – на политико-воспитательные, культурно-просветительские мероприятия».