История бакинской нефтяной промышленности -18

Читать на сайте Вестник Кавказа
Со времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «ВК» начинает публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.

Всего было национализировано 400 предприятий. В результате спешки и упущений на подготовительном этапе среди национализированных предприятий оказались давно прекратившие свою производственную деятельность. Этим же декретом упразднялся Съезд бакинских нефтепромышленников, успешно функционировавший с 1884 г. Национализация нефтяной промышленности привела к резкому падению объемов добычи нефти, что подтверждается в телеграмме от 9 июля 1918 г. председателя Бакинского Совнаркома С.Г. Шаумяна на имя И.В. Сталина: «За июнь всего добыто 17 млн пуд. нефтяных продуктов, в то время как за май (вследствие перехода со старого на новый стиль он считал только 19 дней) около 12 млн пуд». Политическая стратегия большевиков в области экономики предусматривала вслед за нефтяной промышленностью национализацию транспорта – неотъемлемой части нефтяного бизнеса. 5 июня 1918 г. Бакинский Совнарком принял решение о национализации Каспийского флота. Воплощение в жизнь и этого решения также сопровождалось ожесточенным сопротивлением собственников. 20 июня 1918 г. Совет народных комиссаров РСФСР утвердил Декрет о национализации нефтяной промышленности и принял постановление об ответственности кредитных и иных учреждений, а также частных лиц за сохранность имущества национализированных нефтяных предприятий. Эти документы вызвали возмущение даже в нейтральных европейских странах.

С активным протестом против национализации нефтяной промышленности Азербайджана наряду с зарубежными акционерами выступили дипломатические представители Испании, Дании, Голландии, Норвегии, Швейцарии и соседней Азербайджану Персии. В этих условиях естественным союзником Азербайджанского государства стала Турция. У турок появилась возможность расширить свое влияние в Закавказье и претендовать на приобретение нефтяных богатств Азербайджана.

Бакинские большевики открыто заявляли о скором походе в Закавказье, контролируемое, как они утверждали, контрреволюционными правительствами. В конце мая 1918 г. части Бакинской Красной армии вышли в район уездного города Геокчай. В ответ на это части 5-й турецкой дивизии вошли в центр Елизаветпольской губернии город Елизаветполь (Гянджа). Господство Совнаркома над нефтяной промышленностью продолжалось недолго. Этому способствовали, с одной стороны, противоречия между большевиками и дашнаками, с другой – наступление на Баку азербайджанских военных отрядов, поддерживаемых турецкими войсками. Столкновения между вооруженными силами Турции и Бакинского Совнаркома стали неизбежны. Турция, как и Советское правительство в России, избегала открытой конфронтации. Поэтому в Гяндже началось формирование так называемой Кавказской исламской армии, костяк которой составили 5-я Кавказская и 15-я Чанахгалинская дивизия Турецкой армии. Составной частью формируемого войска должны были стать части Азербайджанского корпуса. Общая численность Исламской армии составляла двадцать тысяч человек. Фактическое оформление турецко-азербайджанского военного союза было закреплено договором о мире и дружбе, заключенным между двумя странами 4 июля 1918 г. на Батумской мирной конференции. С азербайджанской стороны договор подписали председатель Национального совета Маммед Эмин Расулзаде и министр иностранных дел республики Маммед Гасан Гаджинский, с турецкой – министр юстиции Халилбек и главнокомандующий Кавказским фронтом Вахид-паша. По этому договору Османское правительство обязывалось оказать Азербайджану вооруженную помощь для «обеспечения порядка и безопасности в стране». В связи с этим исследователи М. Волхонский и В. Муханов отмечают, что «это соглашение позволило им (Турции. – И.А.) претендовать на Бакинскую нефть и одержать вверх в споре за контроль над Азербайджаном со своим союзником – Германией».

Таким образом, мечты Турции о бакинской нефти начали приобретать реальные очертания, а Азербайджан на пути упрочения своей независимости получил сильного союзника. Решающее сражение между объединенными турецко-азербайджанскими силами и частями Бакинского Совнаркома произошло около Геокчая. Сражение закончилось отступлением частей Красной армии в направлении Баку. Панические телеграммы Шаумяна Ленину с просьбой перебросить дополнительные войска из России остались без ответа. Между тем части Исламской армии 2 июля заняли местечко Ахсу, 10 июля – Кюрдамир, 20 июля – Шемаха, а 27 июля – Аджикабул. К этому времени резко обострилась внутриполитическая ситуация в самом Баку. Недовольные неудачами на фронте фракции правых эсеров, меньшевиков и дашнаков в Бакинском Совете настоятельно требовали пригласить для защиты города английские войска из Персии. Перебои со снабжением города продуктами, дороговизна вызывали естественное недовольство рабочих властью. Выход из создавшегося критического положения партия «Дашнакцутюн» видела в приглашении в город англичан. Против этого активно выступили большевики во главе с Шаумяном.

25 июля 1918 г. на экстренном заседании Бакинского Совета 259 голосами правых эсеров, меньшевиков и дашнаков против 236 голосов большевиков и левых эсеров была принята резолюция о приглашении англичан. Так потерпел крах союз большевиков и дашнаков. По этому поводу Шаумян писал: «Предательство по отношению к нам совершили своим голосованием дашнаки явное». Между тем один из руководителей армии Бакинского Совнаркома Аветисов выдвинул требование начать переговоры с турками. В этих условиях 31 июля 1918 г. Совет народных комиссаров сложил свои полномочия и в полном составе ушел в отставку.

1 августа 1918 г. власть в городе перешла к правительству, сформированному из правых эсеров, меньшевиков и дашнаков. Это правительство получило название «Диктатуры Центрокаспия и Президиума Временного Исполнительного Совета рабочих и солдатских депутатов». Приглашение англичан как средство решения многих насущных проблем нашло отклик в среде широких слоев бакинского населения, в том числе и рабочих. 4 августа в Баку высадился отряд британских войск под командованием полковника Стокса. 17 августа прибыло небольшое подкрепление, которое возглавлял командующий британскими силами в Персии генерал-майор Денстервиль. Всего в Баку высадилось около одной тысячи солдат и офицеров британских войск. Этих сил было явно недостаточно для того, чтобы сдержать наступление турецко-азербайджанских войск.