Дикалу Музакаев: «Только через духовною составляющую мы можем говорить о создании единой общероссийской культуры»
Читать на сайте Вестник КавказаЗа годы войны в Чечне понятие «культура» здесь было практически нивелировано. О ее возрождении «ВК» рассказал министр культуры Чечни Дикалу Музакаев.
- Дикалу Абузедович какие задачи вы ставите для развития культурной жизни Чечни?
- Сегодня мы делаем первые робкие шаги по созданию национального симфонического оркестра. Я глубоко убежден, что нам непременно надо делать какие-то кардинальные шаги именно по выпуску специального курса в консерваториях для формирования и пополнения чеченского симфонического оркестра. Это необходимо, если чеченский народ, вся республика хочет жить в социуме развитой мировой культурной среды и войти в этот социум, жить на этом уровне, понимая мировые культурные ценности и представляя на этом же уровне культурные ценности в виде профессионального музыкального искусства. Это направление даст жителям Чечни возможность понимать мировые ценности музыкального искусства и адаптирует к культурному российскому пространству, а затем и мировому. Это поможет людям по-другому оценивать реалии нашей жизни. Только образованные, интеллигентные люди, для которых музыкальное профессиональное искусство становится необходимым - этот народ может только считать себя цивилизованным и современным народом в современном мире. И только такой народ можно признавать как общество, имеющее понимание мировых ценностей.
Чеченский народ, как ни один народ на Кавказе, любит классическое искусство. Но классическое искусство никогда не было развито в этом регионе. Востребованность классического искусства и симфонии в чеченском обществе, позволяет нам заниматься этим направлением, что в перспективе будет способствовать созданию чеченского музыкального театра. В его репертуаре будут лучшие образцы классического наследия великих русских композиторов – Мусоргского, Чайковского, Рахманинова. Только через духовною составляющую, через религию и через культуру мы можем говорить о создании единой общероссийской культуры. Когда все народы одинаково будут понимать ценности российского общества в части профессионального его искусства, и когда все они будут в этом участвовать, а не будут посторонними наблюдателями.
Мы делаем все возможное, но у нас недостаточно квалифицированных кадров. Нас поддержало руководство республики, создало госучреждения, государственный симфонический оркестр Чечни, не во всех регионах они есть. Власти согласны в том, что нам нужно профессиональное музыкальное искусство. У нас есть камерный состав оркестра.
Население республики с трепетным уважением относится к этим начинаниям. Все ждут от властей и от деятелей искусства и культуры совершенства профессионального искусства. Чтобы произошел переход от местного эстрадного уровня на более совершенный этап в части мировой культуры. У нас развивается хореографическое искусство, хотя и в этом направлении требуется много работы. У нас есть три государственных ансамбля песни и танца, два из них детских и один юношеский. В этом направлении тоже идет работа, собираемся ставить целостные глобальные произведения – хореографические сюиты и шоу. От зрелищного уровня мы намерены перейти, к более содержательному уровню, например к хореографическим спектаклям.
- На каком сегодня уровне кадровый потенциал Чечни в сфере культуры?
- Мы делаем все, чтобы больше молодежи направлять в ведущие профессиональные вузы культуры и искусств. Не скажу что у нас отличные результаты, так как не всегда образовательные учреждения культуры России с пониманием и доверием относятся именно к представителям нашей республики. С пониманием к нам относятся в федеральном Министерстве культуры в лице Александра Авдеева. Есть много направлений, где мы испытываем острый дефицит и нехватку квалифицированных и профессиональных кадров. Особенно в профессиональном музыкальном искусстве. Не могу не сказать, что существует большая проблема именно с культурой села. Не во всех даже больших населенных пунктах есть учреждения культуры, публичные библиотеки. Они, как правило, функционируют в приспособленных помещениях, которые не позволяют комфортно и качественно обслуживать население и особенно студенческую молодежь. Ведь комфортные условия способствуют именно популяризации научной деятельности в регионе.
Работая над созданием комфортной среды, мы притягиваем молодежь к научной деятельности. Надеемся, это поспособствует увеличению интеллектуальной среды в обществе. От этого зависит баланс в обществе, каким оно будет – цивилизованно развитым или такого среднего уровня. Необходимы качественные знания, не на бумаге, которые молодежь получает, а именно практика и содержание этих знаний. В чем и нуждается остро наш регион. Буквально полтора месяца назад мы открыли национальную музыкальную школу в доме культуры «Нефтяник». Сегодня это здание, которые было недавно передано безвозмездно на баланс Минкультуры, единственный ДК в Старопромысловском районе Грозного. Это очень важное учреждение для нашей культурной среды – это национальная музыкальная школа с двумя отделениями – классическое и народное. Ведь мы, до сих пор ставя в упрек ведущим вузам России, что наших абитуриентов не принимают туда, сами не подготавливали молодежь для этого. Не пройдя среднеобразовательные учреждения, не имея определенных навыков и уровня, не могут люди поступать в консерватории. Это интеллектуальное направление, это интеллектуальные вузы. Вот мы и создаем эту среду. Теперь делаем все возможное, чтобы там были комфортные условия и полноценно начала функционировать профессиональная музыкальная национальная школа. В перспективе мы хотим ее перевести в статус колледжа. И после колледжа уже можно говорить о начале поступлении в ведущие вузы искусств России. А уже после обучения там и возвращения - о таком реальном массовом позитивном изменении в классической культурной среде республики.
Главное, с молодежью надо работать, привлекать их с перспективой на завтрашний день. Например, молодежный театр «Серло» приглашает из Москвы хорошего режиссера для проведения массовых уроков для постановки. Русский театр Лермонтова также привлекает из Москвы режиссеров для осуществления театральных постановок. У нас не получается всех отправить учиться и мы специально для них приглашаем профессионалов. Молодежи это очень интересно и они просят, чтобы им проводили мастер уроки, чтобы сюда приглашали лучших режиссеров.
- Какую роль сегодня играет культура в жизни чеченского общества?
- Сфера культуры, так же как и вся инфраструктура Чечни, как и все ведомства, начала возрождение с 2001 года. Очередное возрождение (к сожалению, возрождение, а не развитие) началось именно с возрождения духовно-нравственного. Я с великим уважением отношусь к светлой памяти своего друга Ахмат-Хаджи Кадырова. Вся культурная интеллигенция, также как и народ, относится к нему с великим уважением, потому что человек был очень мудрым. Он понимал, что возрождение региона не столь важно начинать с материальной составляющей как важно начинать с сердец и умов людских, понимания людского, великодушия людского, всепрощения людского друг другу, иначе невозможно было возрождение. Не то, что сейчас мы стали такими умными и продвинутыми. Но правильный путь выбранный Ахмат-Хаджи дает положительный результат.
К сожалению, мы все вместе пережили эти невзгоды, эти несправедливости, и к великой радости, что после всего этого мы находим в себе мудрость и силу воли жить в одном государстве, понимать, что в этом только наша сила. Культура - самое главное идеологическое звено при любой власти. А наша идеология сейчас она очень простая и светлая - это духовность, это моральная сторона в обществе. Мне кажется мы на правильном пути, но не все делаем для этого. Еще много проблем. Естественно все и невозможно решить. В одночасье взмахнуть волшебной палочкой и за короткий срок из угнетенного, разрозненного, растерянного общества невозможно сделать идеальное моральное общество с пониманием и с видением завтрашнего дня. Самое главное, этот процесс у нас идет. Все это дает людям надежду на нормальное существование не просто так изо дня в день существовать и жить, а созидать, принимать участие в развитии общества и, безусловно, в авангарде этих всех позитивных действий должна стоять творческая интеллигенция.
Скажу честно, в сфере культуры в подавляющем большинстве работают патриоты. Люди, понимающие свое значение в обществе. Люди, болеющие за моральное состояние общества. За качество продукции учреждений культуры. Это и творческая продукция, это и прикладное искусство, которое, несомненно, является большой частью общекавказской культуры. Кавказ всегда славился своими мастерами, это было всегда востребовано в обществе, потому что это элитная часть нашей культуры. Мне приятно отметить, что маленькими шагами, но мы возвращаем чеченскую культуру на профессиональную почву, на профессиональную основу. Ибо все, что делается не на профессиональной базе, не имеет прочной основы и не имеет большой перспективы.
- А в каком положении находятся сами деятели культуры?
- Есть поддержка главы Рамзана Кадырова, который приезжает не просто как зритель, а как действенный участник на все форумы культуры. Есть уважение и понимание того дела, которое мы делаем и есть большая моральная и материальная поддержка. Я ему искренне благодарен за то, что он любит культуру своего народа и всех народов, представляющих республику. Человек интернационалист, думающий и болеющий за народы, которые здесь живут. Его доброе отношение к культуре, его требования к культуре, что она должна быть элитная. Это мне и помогает в большей степени реализовывать творческие проекты. По федеральной целевой программе, которая заканчивается в 2012 году, сделано немало в сфере культуры. Но если проводить мониторинг утраченного в связи с военными действиями и взамен восстановленного, то разница большая. Мы утратили, на 100% материальное содержание культуры, мы утратили 80% кадрового содержания культуры. Прекрасный, профессиональный коллектив симфонического оркестра был утрачен полностью. Ни одного профессионального классического музыканта в республике не осталось. А у нас был прекрасный коллектив симфонического оркестра, который исполнял и мировую классику, и российскую классику, и симфонию местных композиторов. Когда-то был пик развития музыкального искусства, но все это в одночасье было утрачено. Утрачены 350 тысяч единиц фондов хранения национального музея. Из них восстановлено только 35. Даже в самом развитом обществе культура не может достичь совершенства. Культура - это состояние общества, его мысли, его интеллектуальное содержание. Это заставляет деятелей культуры и искусств не успокаиваться и давать новую «продукцию» в виде профессиональных произведений прикладного искусства, живописи, архитектуры. Этот маховик, который сегодня раскручен в республике, и главное, чтобы он набирал темпы. Но при увеличении темпов главное, чтобы не возникало подменных ценностей. Надо много усилий приложить, чтобы достичь уровня цивилизованных регионов, стран, городов.
Ни одно государство в мире не сможет представить столько культур, такого многоцветия в профессиональном искусстве, столько профессиональных коллективов такого потенциала, такой мощи нет ни в одной стране, кроме России. Но наша культура, порой больше востребована за рубежом, чем у себя на родине. Это очень неправильная ситуация не пользоваться российской школой музыкального, хореографического, драматического профессионального искусства. Ведь перед развитым профессиональным искусством России может сделать реверанс весь мир.