Глубокие горизонты Каспия
Читать на сайте Вестник КавказаЗначение Каспийского региона как одного из крупнейших источников углеводородного сырья постоянно возрастает. Там сосредоточено около 3% мировых запасов нефти и около 5% мировых запасов газа. После развала СССР прикаспийские государства начали проводить самостоятельную энергетическую политику, а регион стал объектом пристального внимания транснациональных компаний при активной поддержке заинтересованных государств. На днях в Москве завершился международный форум «Каспийский диалог», который ежегодно он проводится при поддержке Минэнеро, МИД, Министерства природных ресурсов и экологии, ТПП и РАН. Они надеются использовать объединяющий фактор Каспия для консолидации усилий по расширению сотрудничества в регионе.
«Предпринимавшиеся за последние годы попытки интеграции на постсоветском пространстве путем создания различных межгосударственных объединений и международных организаций, к сожалению, нельзя назвать успешными, - заявил заместитель директора Департамента международного сотрудничества Министерства энергетики РФ Талят Алиев. - Каспийский регион богатый углеводородными ресурсами притягивает к себе внимание потребителей энергоресурсов. Здесь сталкиваются, в первую очередь, интересы Евросоюза и Китая, которые стремятся провести свою политическую линию. Их целью является максимальное усиление конкуренции между производителями энергоресурсов для того, чтобы предложение превышало спрос, а, тем самым, цены на энергоносители снижались. Для этого они развивают различные альтернативные проекты нефте- и газопроводов, многие из которых даже не удастся заполнить, они не обеспечены ресурсной базой. Российские нефтегазовые компании также осуществляют свою деятельность в этом регионе – это ЛУКойл, Роснефть, Газпром и другие. Основным перспективным направлением развития топливно-энергетического комплекса региона является освоение акватории Каспийского моря, где к настоящему времени открыто много месторождений, и некоторые из них уже переданы в промышленное освоение. Разведка и освоение ресурсов нефти и газа акватории Каспийского моря и на прилегающих территориях, а также добычу углеводорода активно ведут также и сами прикаспийские государства – Казахстан, Азербайджан, Туркменистан и Иран. Одной из проблем, препятствующей эффективному освоению месторождений на морском шельфе Каспийского региона, остается спорный правовой статус акватории Каспийского моря. Неурегулированность вопросов, связанных с разделом нефтегазовых ресурсов Каспийского шельфа, создает проблемы, без решения которых реализация новых эффективных проектов в этом регионе не осуществима. Россия активно взаимодействует со всеми странами региона в энергетической сфере. За последние годы заключен ряд международных договоров, которые создали правовую основу этого сотрудничества. В целом, взаимодействие РФ с прикаспийскими странами в сфере энергетики остается приоритетным направлением внешней энергетической политики России. Мы будем поддерживать деятельность наших российских нефтегазовых компаний в этом регионе. Странам региона для получения наибольшей выгоды от своих природных ресурсов нужна не конкуренция, а взаимовыгодное сотрудничество. Все государства Каспийского региона считают ТЭК своих стран своеобразным локомотивом экономик, способным обеспечить выход из кризиса для дальнейшего устойчивого развития этих стран. Поэтому нужны общие комплексные решения по оптимальной нефтегазовой инфраструктуре, включая морские терминалы, соответствующие танкерные флоты и так далее. Именно это способно обеспечить наиболее успешное развитие энергетических отраслей России и других стран региона».
Между тем, как считает экс-представитель России по Каспию, бывший министр топлива и энергетики РФ Виктор Калюжный, «начиная с 2004 года, на Каспии никто ничем не занимается, кроме решения частных вопросов относительно той части, российской и казахстанской, по которой сегодня подписаны документы, дающие право работать в этой зоне. Азербайджан в этом же соглашении, но интересы у него в конфликтном разделе. Это не просто голословные заявления относительно последних девяти лет. Чтобы сегодня говорить конкретно, предлагая конкретные экономические проекты, нужно решить правовые вопросы. С 2000-го по 2004 год нам удалось на 60% согласовать документ по правовому статусу и подписать трехстороннее соглашение между Азербайджаном, Россией и Казахстаном относительно северной части, потому что с южной на том этапе возникали проблемы, и мы решили идти в решении этого вопроса поэтапно».
По мнению представителя Росгеологии Инессы Варшавской, «проблема Каспия – это проблема и для России и для государств, в юрисдикции которых находится Каспий. Эта проблема очень важна для нашего общего будущего. Сегодня, говоря о развитии долгосрочных геологоразведочных проектов в Каспийском регионе, нужно понимать, что это одно из направлений, о которых мы сегодня думаем для того, чтобы поменять ту ситуацию, которая сегодня складывается на рынке нефти. Каспийский регион, а это не только Каспий, но и вся окружающая его суша, является частью главного нефтегазоносного пояса Земли. Говоря о будущем России в плане нефти и сырья, нужно понимать, что границы между странами совсем не совпадают с границами геологическими. Поэтому, говоря о долгосрочных проектах, нужно говорить о совместных проектах. Это единственный путь эффективного развития природных богатств региона, это связано как с нефтью, так и со всеми другими минеральными, природными ресурсами. Что может стать безусловной базой для стабильного функционирования этого региона? Нужно задать вопрос, а есть ли нефть свободная от сероводорода. Ответа на этот вопрос у нас сегодня нет. Изучен регион сегодня хорошо - до 6 км. Мы сегодня говорим о будущем – это глубже 6 км, это та область, которая изучена плохо. Баха пилотных проектов, которые мы предлагаем продвигать всем пяти государствам, уже создана. Об этих проектах говорилось на совещании межправительственной комиссии. Сегодня даже определены основные команды с казахской и с российской стороны.
Исследования, связанные с тем, на таких глубинах может залегать нефть, какого она качества, должны быть проведены Институтом проблем нефти и газа. Созданы государственные структуры, Росгеология и Казгеология, которые должны объединить эти усилия и направить эти работы в русло, необходимое для единого понимания стратегии обеих стран и в целом Каспийского региона. Первые два пилотных проекта – это проект Региональный геотравис и Изучение глубоких горизонтов. Первый проект - не просто научный проект, который должен помочь решить научные проблемы, но он также методический, поскольку мы ведем речь об объектах, которые находятся на глубине более 6 км, это карбонаты, которые очень сложно определить. Мы также думаем о возможных перспективных объектах, которые можем выделить, и может быть, дать второе дыхание проекту, над которым трудились и Роснефть, и КазМунайГаз, это Крмангазы. Безусловно геологические риски и связанные с ними затраты очень высокие. Отсюда проистекает наш взаимный интерес и совместные исследования, объединенные на базе данных и опыта формирования единого регионального видения. Бюджет проекта «Глубокие горизонты» порядка 5 миллионов долларов. Если целевые объекты порядка нескольких миллиардов долларов, то легко себе представить какие у государств могут быть выгода и интерес на будущее. Реализация этих двух пилотных проектов – это основа для осуществления единой стратегии стран СНГ в Каспийском регионе. Необходимо, на наш взгляд, ускорить принятие решений для того, чтобы эти проекты стали реальностью».