История бакинской нефтяной промышленности -12

Читать на сайте Вестник Кавказа
Со времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «ВК» начинает публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.

Более всего иностранцев привлекала возможность овладения дешевой бакинской нефтью, быстро приносящей прибыль. К тому же крупные иностранные корпорации, пришедшие в Баку, имели соответствующие интересы и во многих других странах. Характерен пример проникновения в бакинскую нефтяную промышленность французских банкиров и предпринимателей Ротшильдов. Евреи по происхождению, Ротшильды по российским законам не имели права покупать в России землю или брать ее в аренду. Но когда инициаторы строительства железной дороги Баку–Тифлис в поисках средств обратились к Ротшильду, который искал сырую нефть для своего нефтеперерабатывающего завода на Адриатическом побережье, тот, преодолев все препятствия, в 1893 г. приобрел нефтяные участки в бакинском районе и приступил к добыче нефти. При этом он учредил крупную компанию «Каспийско-Черноморское нефтепромышленное общество». Большой интерес к бакинской нефти проявила и американская компания «Стандарт ойл компани». Некоторые российские исследователи полагают, что «Товарищество братьев Нобель» в дореволюционные годы даже попало под финансовое влияние Рокфеллера (главы «Стандарт ойл») и под его давлением «вынуждено было стать преградой как в развитии геолого-разведочных работ и создании новых нефтедобывающих районов, так и в применении достижений науки и техники в нефтяной промышленности».

Как бы то ни было, действительно, иностранным компаниям удалось потеснить российские и на внутреннем, и на мировых рынках. Так, например, в 1894 г. Нобелям пришлось заключить договор с Ротшильдом, определявший порядок разграничения торговли на мировых рынках между компаниями. На протяжении многих лет между бакинскими нефтепромышленниками и «Стандарт ойл» проходили переговоры о сотрудничестве на мировых рынках. В 1894 г. между сторонами был заключен договор, который резко ограничил возможности бакинской стороны. По мнению азербайджанского исследователя Ч. Султанова, это был неравный договор, который и стал причиной резкого сокращения экспорта российских нефтепродуктов, в частности керосина, на внешние рынки. По поводу характера проходивших в те годы переговоров исследователь истории нобелевских компаний Осбринк пишет: «Договоренность и обманы, ценовая война, взятки, сплетни и промышленный шпионаж в борьбе за новые европейские рынки – все средства были хороши».

Особую активность в бакинской нефтяной промышленности проявили английские фирмы. Азербайджанский исследователь Э.Б. Мурадалиева даже полагает, что «ведущее место во вложенном в бакинскую нефтяную промышленность капитале занимал английский капитал». За период 1897–1901 гг. в Лондоне было основано 10 обществ для эксплуатации нефтяных источников на Апшеронском полуострове с общим уставным капиталом 53 млн рублей. Среди них «Общество для добывания русской нефти и жидкого топлива», «Бакинское общество русской нефти», «Калантаровская (Бакинская) нефтяная компания» и др. К 1903 г. в Бакинском районе насчитывалось 12 английских компаний с общим капиталом 60 млн рублей, что составляло треть общей суммы вложенного капитала в отрасль. Активность английского капитала объяснялась не только финансовыми, но и политическими причинами. В борьбе за сферу влияния, источники сырья и рынки сбыта Великобритания проявляла в эти годы особое рвение, и одной из главных ее целей было вытеснение России даже из тех географических областей, где приоритет российских интересов был несомненным. Характерно стремление британцев к приобретению акций российских фирм. В 1897 г. группа британских предпринимателей приобрела одну из крупнейших бакинских фирм – «Г.З.А. Тагиев». На базе предприятий фирмы была учреждена акционерная компания «Олеум». 

К началу ХХ в. британцы приобрели еще ряд российских фирм. В дальнейшем экспансия иностранных фирм усиливалась. Более того, нередко иностранные фирмы вступали в борьбу друг с другом. Так, крупнейшая англо-голландская компания «Ройял Датч Шелл», возглавляемая Детердингом, в которой английскому капиталу принадлежало значительное место, проделала большую работу по приобретению нефтепромышленных и нефтеторговых предприятий. В 1912 г. английские фирмы приобрели 80% акций, принадлежавших «Каспийско-Черноморскому обществу», и большинство акций другого крупного общества – «Мазут». В состав новой корпорации вошли также приобретенные ранее английскими предпринимателями нефтепромышленные компании «С.М. Шибаев и Ко» и «И.Г. Тумаев и Ко». Таким образом, уже до Первой мировой войны иностранному капиталу удалось активно внедриться в бакинскую нефтяную промышленность. Именно с этим следует связывать значительную концентрацию капитала. В 1906 г. из ста пятидесяти четырех нефтяных фирм Бакинского района десять фирм сосредоточили в своих руках 47% скважин и половину добычи нефти. На двадцати одном предприятии нефтеперерабатывающей отрасли было занято 75% рабочих, 70% двигателей, 89% электромоторов. Концентрация производительных сил была одной из форм усиления монополизации в отрасли. Снижение добычи нефти, объемов ее переработки и экспорта российские исследователи связывали и связывают главным образом с мировым экономическим кризисом 1901–1903 гг. Но снижение основных показателей развития нефтяной промышленности продолжалось и в последующие годы. Так, в 1904–1905 гг. добыча нефти упала на треть, а объем буровых работ снизился до 35,7 тыс. саженей. Цены на нефть в этот период времени возросли с 14 копеек за пуд до 36 копеек за пуд.

На 1904–1905 гг. приходится взрыв межнациональных столкновений между армянами и азербайджанцами. Итак, последствия мирового экономического кризиса и проникновение иностранного капитала в нефтяную промышленность, русско-японская война и первая русская революция, обострение межнациональных столкновений между армянами и азербайджанцами хронологически совпали со значительным спадом нефтяной промышленности в Каспийском регионе. О том, в какой степени эти социально-экономические явления повлияли на развитие отрасли, – судить сложно. Но и в последующие годы кризис в развитии бакинской нефтяной промышленности не был преодолен. Подъем революционного движения в России, многочисленные забастовки, стачки, другие протестные выступления рабочих не могли не отразиться на объемах производства и производственной дисциплине на нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятиях. Но едва ли они явились первопричиной того спада, который на многие годы превратился в хроническое явление. В настоящее время российские исследователи более объективно и откровенно, чем прежде, пытаются описать этот процесс. По-видимому, они правы, считая, что главной причиной спада стало уничтожение в годы первой русской революции производственных мощностей на нефтяных промыслах. Так, согласно данным исследователя А.А. Иголкина, только за последнюю декаду августа 1905 г. сгорело 57% производящих скважин. Регулярный поджог нефтяных скважин стал результатом ожесточенной межнациональной розни между армянами и азербайджанцами. Что же явилось причиной межнациональных столкновений, которые охватили все Закавказье и сопровождались огромными жертвами и, в частности, антинефтяным «луддизмом» в Баку? В советское время считалось, что главным виновником армяно-азербайджанских столкновений в начале века была целенаправленная политика царизма, преследовавшая цель разбить единый фронт трудящихся разных национальностей в борьбе против самодержавия. Эта точка зрения ярко проявилась в исторических работах, где утверждалось, что падение нефтедобычи в годы первой русской революции стало «результатом погромов и пожаров 1905 г. – царистских методов борьбы с революцией». Такой взгляд на армяно-азербайджанские отношения нашел отражение и в художественной литературе. Еще в 1930-х гг. видный азербайджанский писатель – драматург Джафар Джабарлы, автор знаменитого произведения «1905 год», откровенно указывал на правительство России как инспиратора кровавых столкновений.

Не менее категорично высказывалась азербайджанская советская историография. Так, в «Истории Коммунистической партии Азербайджана» говорится: «Напуганные мощной волной революционной борьбы в Азербайджане царские власти и эксплуататорские классы задумали черное дело. Чтобы разбить единый фронт трудящихся и облегчить подавление революционного движения, царские сатрапы вкупе с азербайджанской и армянской буржуазией спровоцировали в феврале 1905 г. вооруженные столкновения между азербайджанским и армянским населением».