Три месяца до Лондона

Читать на сайте Вестник Кавказа
Памятуя печальный опыт пекинской Олимпиады для российских спортсменов, чиновники от спорта подошли к лондонским Играм более ответственно. «Сразу после Пекина была создана комплексная программа подготовки сборной, целевые комплексные программы. Сейчас на заключительном этапе мы имеем практически на каждую команду, каждого спортсмена уже конкретную программу подготовки и подвода спортсменов к Олимпийским играм, - говорит министр спорта, туризма и молодежной политики России Виталий Мутко. - За последние годы нам удалось вместе с Олимпийским комитетом и нашими коллегами в федерациях нормализовать ситуацию. Решен ряд серьезных вопросов, связанных с материально-техническим обеспечением команд, увеличены заработные платы, принято решение правительством о системе оплаты. Мы приняли соответствующие решения о призовых фондах – это 4 миллиона за золотую медаль, за серебряную – 2,5 и 1,7 миллионов – за бронзовую медаль. Нам удалось несколько улучшить материально-техническое обеспечение, научное сопровождение сборных страны.
Если взять олимпийские виды спорта, то у нас еще в 2008 году только 10 летних олимпийских вида спорта имели свои собственные тренировочные центры. Сейчас уже около 27 баз имеются в распоряжении сборной. Остальные нам приходится, конечно, арендовать. К 2015 году все 58 олимпийских вида спорта должны иметь у нес свои тренировочные базы». По мнению Мутко, спортивные чиновники «неплохо поработали по вопросу об изменении имиджа России как страны, соответствующей всем требованиям антидопингового законодательства и кодекса ВАДА. Встало на ноги наше антидопинговое агентство "РУСАДА". Сегодня мы модернизируем нашу антидопинговую лабораторию».

В Лондоне будет разыгрываться 302 комплекта медалей в 37 видах спорта. От России на Олимпийские игры поедет 440-460 атлетов. «Мы считаем, что команда достаточно конкурентоспособная: из 37 видов спорта, как минимум в 25 наши атлеты достаточно успешно выступают, - говорит Мутко. - Мы надеемся на такие виды спорта как борьба, бокс, синхронное плавание, художественную гимнастику, а также байдарка и каноэ, спортивная гимнастика, тяжелая атлетика. Когда мы проведем итоговое заседание Олимпийского комитета и состав команды будет утвержден, то представим поименно команду и всех ребят. Многие сейчас еще работают над получением лицензий. Сегодня мы видим, какая конкурентная борьба в мире - десятка стран мировых лидеров в легкой атлетике никуда не пропадает, а только усиливается. Он включает Китай, США, Россию, Австралию, Великобританию, Японию, Францию, Германию и Испанию. Идти на «войну», не строя больших планов, нельзя».

По данным Мутко, участие в Олимпийских играх обойдется России в 200 млн. рублей: «Это участие команды, перелет, проживание, командировочные… Мне кажется, мы нашли баланс между моральными и материальными поощрениями. Деньги в спорте не все решают, абсолютно не все. Нам только два года назад удалось как-то стабилизировать ситуацию с зарплатами, с оплатой труда, только 1 января 2011 года мы нормализовали ситуацию. Средняя зарплата спортсмена сборной страны была 12 000 рублей, при этом в среднем 240 дней в году – это тренировочная работа вне семьи. Человек отдает часть своего здоровья, и он, условно говоря, лучший в этой области человеческой деятельности.
В 2011 году мы нашли некий баланс между системой оплаты труда (мы несколько подняли заработную плату, минимальная заработная плата в сборной теперь составляет 35 000, максимальная – 120 000). 120000 может получать только спортсмен, который становится чемпионом Мира, заслуженным мастером спорта. Молодой спортсмен, который попадает в сборную, получает 35 000 рублей».

Финансовую составляющую оценил и президент Олимпийского комитета России Александр Жуков: «Раньше мы в плановой экономике жили, и все планы составляли. А в рыночной экономике есть прогнозы. Также точно в спорте: мне кажется, бессмысленно составлять некий план, который является директивой, но всегда имеет смысл прогнозировать. Нужно для самих себя понимать, на что мы можем рассчитывать, не это не значит, что это какой-то директивный план. Что касается материального стимулирования спортсменов, чтобы человек стал Олимпийским чемпионом в своем виде спорта, то есть, по сути, лучшим в мире человеком в своей профессии. Так, если бы проводились Олимпийские игры среди журналистов или сталеваров, и выявлялся бы один – лучший в мире. Чтобы стать лучшим в мире в своей профессии, нужно жизнь на это положить, тем более спортсмену, век которого, как известно, не очень долог. Невозможно в спорте после 35 лет продолжать находиться на вершине, это единицы, поэтому человек выкладывается и посвящает всю свою жизнь этому. Вы считаете, что 100 000 евро – это слишком большая награда за это? Нет? И я тоже так не считаю. Поэтому мне кажется, что вот эта сумма, которую государство в виде поощрения платит Олимпийскому чемпиону, человеку, который всю жизнь положил на то, чтобы дойти до этой вершины, и делал это не только из своих личных амбиций, а он выступает за команду нашей страны и он приносит престиж для нашей страны, и для большинства спортсменов это не более важно, чем личная победа или материальное поощрение – мне кажется, это абсолютно нормально».

«Чтобы мы сегодня вернулись и более уверенно говорили о пьедестале почета, о первых и вторых местах, нам как минимум сегодня надо изменить систему и создать новую систему воспроизводства членов сборных команд страны. Нужна полная модернизация системы подготовки спортивного резерва, - думает Виталий Мутко. - Сегодня у нас в стране 8480 детских и юношеских спортивных школ, и есть явные проблемы в этой системе. 60% принадлежит системе образования – это образовательные учреждения дополнительного образования; 30% не имеет не имеет материальной базы: на первых этапах подготовки тренер получает 6-8 тысяч рублей, отсутствуют методическое обеспечение, система соревнований, селекция и отбор. А в некоторых видах спорта вообще отсутствует «скамейка запасных». Поэтому виды спорта, о которых мы сегодня говорим как о традиционных – академическая гребля, глобальный вид спорта, без которого говорить о доминировании в мировом спорте вообще не приходится; велосипедный спорт – 18 золотых медалей. Сегодня это так подают - мальчик попался на допинге. Но давайте реально взглянем на все прошедшие чемпионаты мира, и что? Мы там пока ничего не теряем и не выигрываем. У нас есть группа молодых ребят, которые реально могут побороться на треке, но это мы отдаем. Разве можно так?
Пулевая стрельба: мы начали возвращаться начали к ней возвращаться в спортивной гимнастике, к женской части чуть-чуть вернулись, мужская совсем молодая команда.
Естественно, это касается и Сочи, ведь там еще сложнее, в зимних видах спорта, поэтому это главное направление «удара». Но все, что сегодня есть в большом спорте, у нас обеспечено всем, и мы будем это продолжать. Но если не будет «скамейки запасных», воспроизводства… Поэтому во многих командах мы сегодня приняли решение о создании двух-четырех составов. Есть первая и вторая команды, которые в центре сборных. И мы в этом году специально организовали бюджетное учреждение Центр подготовки спортивного резерва. Мы определили в каждом регионе опорные виды спорта, везде, где сегодня есть мало-мальски специализированная школа, точка роста. Например, в Воронеже есть центр спортивной гимнастики, откуда вышли и Комова, и другие спортсмены – значит, мы должны прийти и сделать там настоящий центр. Если из Омска Женя Канаева вышла - они получили прекрасный центр. Мы выделили 1 млрд. рублей из федерального бюджета на эту работу. Это субсидия, которая впервые в истории пошла на центры региональной подготовки и на федеральные базы.
В 2008 году у нас где-то 14-15 видов спорта имели тренировочные базы. Мне, конечно, стыдно сегодня перед боксом, тяжелой атлетикой, борьбой. Вот только для дзюдо 7 апреля открыли центр тренировки для сборной команды страны в Звенигороде, а бокс сейчас вынужден на озере Круглом переделывать игровой зал и ставить туда соответствующие ринги, чтобы дать боксерам возможность готовиться к Олимпиаде в Лондоне. Сейчас премьером принят ряд решений. Мы выкупили у армии центр в Кисловодске. Мы его модернизировали и уже сегодня легкая атлетика и борцы могут заниматься. Мы еще будем забирать базу в Подольске. Конечно, мы отстаем. Но вы же не можете скрипача научить играть, когда у него нет скрипки. Есть некоторые виды сорта, технические в том числе, где элементарно нужны условия. Это все ускоряется, и мы рассчитываем, что в ближайшее время эта система будет выстроена. Два-три года нам понадобится».