Третья мировая: заглянуть в будущее

Читать на сайте Вестник Кавказа
В Израиле состоялась ролевая игра, призванная определить наиболее вероятный сценарий развития событий после возможного удара Израиля по иранским ядерным объектам. Результат у игры получился достаточно впечатляющим.

Чтобы читатель, оценил всю серьезность этой акции, назовем основных участников игры: бывший секретарь правительства Исраэль Маймон; бывший командующий ВВС Израиля Эйтан Бен-Элиягу, ведущий израильский иранолог, предподаватель Еврейского университета в Иерусалиме д-р Эльдад Пардо; директор института им. Бегина и Садата проф. Эфраим Инбар, известный израильский арабист д-р Мордехай Кейдар; один из ведущих международных обозревателей страны, журналист газеты «Маарив» и 10-го канала израильского ТВ Офер Шилоах и другие.

Итак, в рамках игры в октябре 2012 года израильский «Моссад» получает сразу от трех своих независимых друг от друга агентов в Иране информацию, что иранские ядерщики приступили к решающей стадии обогащения урана для создания атомной бомбы. Все необходимое для этого оборудование перенесено в район Кума и упрятано глубоко под землю. Вскоре эту информацию подтверждает и работающий на «Моссад» один из самых высокопоставленных членов руководства Ирана.

В Израиле в это время как раз заканчиваются осенние праздники. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху звонит президенту Бараку Обаме, благодарит его за санкции, наложенные на Иран, и сообщает, что эти санкции, увы, не дали желаемых результатов. Барак просит Нетаньяху не предпринимать никаких решительных действий до выборов в США. До выборов и в самом деле остается несколько недель, и опросы общественного мнения показывают, что Барак Обама и Мит Ромни идут «ноздря в ноздрю».

В это же время неожиданно происходит прорыв на переговорах между Нетаньяху и лидером Палестинской автономии (ПА) Махмудом Аббасом: им удалось преодолеть главные противоречия, и стороны приступают к составлению черновика договора. И евреи, и палестинцы заинтересованы сохранять это до последнего момента в тайне, но американцы «сливают» информацию о прорыве на переговорах в мировые СМИ, чтобы укрепить позиции Обамы. Радикальные элементы и в Израиле, и в ПА обрушиваются с резкой критикой на обоих лидеров; оба они вынуждены все отрицать и на переговорах снова возникает застой. Тем не менее то, что позиции Израиля и палестинцев близки как никогда, значительно улучшает положение Израиля в регионе.

Нетаньяху тем временем приходит к выводу, что любой итог выборов США может пойти не на пользу Израилю и с группой приближенных министров начинает готовиться к удару по ядерным объектам Ирана. При этом израильский премьер делает все, чтобы убедить СМИ и общественность, что ничего не происходит: он часто ездит в министерство обороны в Тель-Авив, и общественности мгновенно становится известно, с кем он там встречался и о чем говорил. Но главные совещания с генералитетом и командирами спецподразделений на самом деле проводятся в канцелярии премьера или в его доме в Иерусалиме.

В высшем руководстве Израиля все еще идут споры, но уже ясно, что большинство выступает за удар – и за удар до выборов в Штатах. И без предупреждения об этих планах американцев!

В ночь на 16 октября 2012 года израильские ВВС наносят удары по заводу по обогащению урана в Натназе, реактору по производству тяжелой воды в Араке и еще по семи ядерным объектам. В результате удара по заводу в Натназе возникает угроза радиоактивного заражения близлежащего района Ирана. Израиль в ходе этой операции теряет 10 своих самолетов с экипажами.

До выборов в Штатах остается меньше 3 недель. В Израиле рассчитывают, что Обама, заинтересованный в голосах американских евреев не посмеет выступить с резким осуждением этого удара. Тем не менее Обама выступает с заявлением, что считает действия Израиля нерелевантными. Он не применяет санкции против Израиля, но подчеркивает, что Израиль решил действовать по своему усмотрению, а потому пусть и не рассчитывает на особую помощь Америки.

Тем временем в Иране проходит экстренное совещание высшего руководства, чтобы выработать план действий. Участники совещания сходятся во мнении, что, с одной стороны, ущерб, нанесенный ядерным объектам, не так уж велик и вскоре может быть ликвидирован, а с другой, что Израиль совершил, наконец, ту роковую ошибку, которая ускорит его уничтожение. Официальное заявление правительства Ирана гласит, что, напав на страну, которая никогда не собиралась создавать ядерное оружие, Израиль поставил себя вне закона. Теперь Иран считает себя вправе нанести по нему удар тогда, когда сочтет это нужным. Одновременно Иран заявит, что готов защитить от Израиля и США всех своих союзников в исламском мире и призовет союзников Америки (то есть Саудовскую Аравию) воздержаться от каких-либо «неразумных шагов».

Одновременно на том же совещании будет принято решение об аресте всех видных деятелей иранской оппозиции, находящихся в стране и начале террора против израильских и американских ученых – в качестве мести за ликвидацию иранских ядерщиков.

В большинстве исламских стран поднимается волна антиизраильских демонстраций. Лидер ливанской террористической организации «Хизбалла» шейх Хасан Насралла получает из Тегерана указание начать непрерывный 10-часовой ракетный обстрел Израиля. Насралла, понимая, чем чревато для его организации втягивание в большую войну, неохотно, но все же выполняет указание: на Метулу, Цфат, Кармиэль и другие города севера Израиля обрушивается «ракетный дождь».

Далее с тем же призывом – обрушить на Израиль ракеты – Иран обращается к организации ХАМАС, правящей сектором Газы. Но ХАМАС, по оценкам участников игры, неожиданно воздержится от нового противостояния с Израилем.

Иран выступает с новым антиизраильским заявлением, в котором напоминает, что находится с Израилем в состоянии войны, способной занять годы и годы, но в итоге эта война закончится тем, что «сионистское образование» будет стерто с карты мира.

В подтверждение своих слов Иран проводит ряд терактов против израильских объектов в разных странах, а также наносит удары по ведущим объектам израильского хай-тека в Герцлии, Тель-Авиве и Иерусалиме. В результате применения «грязной ядерной бомбы» в Тель-Авиве часть населения этого города эвакуирована. Есть убитые среди мирных жителей. Израильские СМИ – в немалой степени под влиянием американских – осуждают Нетаньяху и его правительство за волюнтаризм.

В этой ситуации Нетаньяху обращается к народу. Он заявляет, что главная цель достигнута – иранская угроза отведена, но надо быть готовым к ответному удару Ирана. Одновременно ВВС Израиля наносят удары по крейсерам, ракетным базам и другим военным объектам Ирана.

Далее Нетаньяху предстоят непростые телефонные разговоры с Обамой, Путиным и другими лидерами. Обама не может простить Нетаньяху того, что цены на нефть на мировом рынке поднялись на 300%, и это может привести к его поражению на выборах. Нетаньяху просит Обаму передать Тегерану по дипломатическим каналам, что с точки зрения Израиля после уничтожения ядерных объектов конфликт исчерпан, и если Иран ясно покажет, что не намерен больше создавать ядерное оружие, то никаких действий против него предприниматься не будет.

Европейские СМИ обвиняют Израиль в развязывании войны с Ираном. Израильские обозреватели пишут о начале новой «войны на истощение», которая может длиться годы и годы. При этом степень эффективности израильского удара по ядерным объектам Ирана все еще остается неясной.

В ходе начавшегося ирано-израильского противостояния Иран допускает стратегическую ошибку: сбивает израильский пассажирский самолет, или наносит некий другой удар по гражданскому объекту, влекущий за собой гибель сотен мирных граждан. Нетаньяху использует эту трагедию для разворачивания мирового общественного мнения в пользу Израиля. «Мы наносим удары только по военным объектам, Иран – убивает мирных граждан. Мир должен быть благодарен нам за то, что мы сделали для него черную работу! Мир обязан объявить Иран вне закона!» - таков общий смысл новой программной речи израильского лидера.

Уловив изменение в настроении общества, США, а затем и европейские страны заявляют, что готовы помочь Израилю оружием и боеприпасами – при условии, что тот будет вести войну в рамках международного права.

Вторая и третья неделя войны характеризуются спорадическими ракетными ударами из Ирана по Тель-Авиву и столь же спорадическими ракетными обстрелами из Ливана и Газы. Последними занимается не ХАМАС, а мелкие террористические организации вроде «Исламского джихада». На египетской границе Израиля тоже все относительно тихо: как бы было антиизраильски настроено новое руководство страны, оно тоже заинтересовано в скорейшем восстановлении порядка, так как рост цен на нефть и уменьшение судоходства по Суэцкому каналу нанесло сильный удар по египетской экономике.

Тем не менее даже спорадические ракетные удары серьезно осложняют жизнь в Израиле. Во многих района страны закрыты школы и детские сады, остановлена работа предприятий. Наиболее безопасными местами считаются Иерусалим и Иудея и Самария, т.е. контролируемые Израилем палестинские территории. Народ проявляет сдержанность, но руководство Израиля понимает, что терпение народа не бесконечно и нужно что-то менять. Но это понимают и в Тегеране.

Иран начинает закулисные переговоры с Западом, предлагая ему закрыть свою ядерную программу на обозримое будущее в обмен на снятие санкций и помощь в восстановлении и развитии иранской экономики. При этом Тегеран настаивает на своем праве продолжить наносить удары по Израиля, которые с его точки зрения носят ответный характер. Запад готов принять все иранские условия, но требует и прекращения ударов по Израилю.

В итоге все заканчивается большой международной конференцией и подписанием соответствующих соглашений. Иран и Израиль, безусловно, остаются врагами, но накал международной напряженности значительно снижается, а цены на нефть возвращаются в прежнее русло.

Главный вывод, который следует из ролевой игры и который, видимо, отражает реальность: противостояние между Израилем и Ираном не перерастет в третью мировую войну, так как (слава богу) в мире сейчас нет сил, заинтересованных в этой войне.