Европарламент определил приоритеты в карабахском урегулировании - эксперты
Читать на сайте Вестник КавказаЕвропейский парламент в Страсбурге накануне принял две резолюции относительно переговоров ЕС о подписании ассоциативных соглашений с Азербайджаном и Арменией. В документах европарламентарии обусловили подписание ассоциативных соглашений с Азербайджаном и Арменией реальным прогрессом в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, которое должно, в частности, предусматривать вывод армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, возвращение вынужденных переселенцев в родные места с восстановлением их прав собственности.
Европарламент призвал Евросоюз играть более активную роль в процессе карабахского урегулирования. В резолюции по Азербайджану указывается, что остающийся нерешенным нагорно-карабахский конфликт подрывает стабильность и развитие на Южном Кавказе и создает препятствие для полномерной реализации Европейской политики соседства.
Официальный Баку выразил удовлетворение содержанием этих документов, и в частности подтверждением поддержки Европарламентом территориальной целостности Азербайджана и урегулирования карабахского конфликта именно на основе данного принципа.
Как отметил официальный представитель МИД Азербайджана Эльман Абдуллаев, в документе содержится ссылка на подтверждение положений предыдущей резолюции ЕП от 20 мая 2010 г относительно стратегии ЕС на Южном Кавказе. В этом документе выражалась поддержка территориальной целостности Азербайджана и отмечалась необходимость вывода армянских войск с оккупированных территорий Азербайджана.
Абдуллаев обратил внимание на впервые упоминающуюся в документах ЕС азербайджанскую общину Нагорного Карабаха. В частности, в резолюции выражена поддержка усилиям Баку в принятии мер взаимного доверия, и, в частности, стремлении наладить диалог между азербайджанской и армянской общинами НК.
Позитивными моментами резолюции ЕП по Армении Абдуллаев назвал включение в документ формулировки о том, что "оккупация территории третьих стран противоречит принципам Европейской политики соседства" и "наносит большой ущерб реализации программы "Восточное партнерство".
В документе содержится также призыв к Армении не посылать призывников регулярной армии на службу в Нагорный Карабах. ЕП также рекомендовал структурам ЕС провести расследования в связи с "вызывающими беспокойство отчетами о незаконном заселении оккупированных территорий Азербайджана".
В резолюции по Азербайджану также отмечается важная роль страны как поставщика энергетических ресурсов в Европу и транзитное значение в перевалке углеводородов из Каспийского региона в целом.
Комментируя для "Вестника Кавказа" принятые документы, научный сотрудник Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона, эксперт центра изучения Центральной Азии и Кавказа института Востоковедения РАН Андрей Арешев отметил, что Европейский союз последовательно и планомерно наращивает свое внимание к Южному Кавказу. "Мы знаем, что резолюции об ассоциативном партнерстве с Арменией и Азербайджаном далеко не первый шаг, свидетельствующий о таком повышенном внимании к региону. Различные органы Евросоюза, и законодательные в частности, ранее неоднократно принимали соответствующие заявления, смысл которых в том, что партнерство со странами Южного Кавказа чрезвычайно важно для Брюсселя, и он будет уделять этому приоритетное внимание", - подчеркнул российский эксперт.
По его мнению, как признают сами представители разных европейских организаций, "наиболее важной для Европы является проблема энергобезопасности и диверсификации энергетических поставок из Центральной Азии в Европу, где коммуникационная роль Южного Кавказа очевидна. В частности, речь идет об Азербайджане. Именно поэтому, я думаю, такое внимание непосредственно уделяется именно этой стране, а также всему комплексу вопросов, связанных с урегулированием нагорно-карабахского конфликта.
Здесь, насколько можно судить по представленным формулировкам, Европейский союз остается в русле так называемых "мадридских принципов", которые, видимо, пока еще обсуждаются в рамках материала текущего минского процесса. Именно так можно трактовать пункты о возвращении беженцев, референдуме, армянских призывниках в Карабахе.
Кстати говоря, последнее предложение о призывниках раньше было апробировано в аналитических работах некоторых экспертов, в том числе европейских. И сейчас очевидным образом вошло, введено в правовые рамки европейской внешней политики", - пояснил Андрей Арешев.
По его словам, "виден стабильный интерес ЕС к Кавказу, который никуда не делся и никуда не денется. Другое дело, что, мне, кстати, доводилось прямо об этом говорить европейцам, что у них нет реальных инструментов силового воздействия или другого какого-нибудь серьезного воздействия на противоборствующие стороны. Такие средства воздействия есть у НАТО. Но НАТО весьма сдержано относительно карабахского конфликта и относительно Южного Кавказа. Во всяком случае, там постоянно выступают со сдержанными формулировками, что, очевидно, связывалось с тем, что на Южном Кавказе западный альянс, НАТО, Европейский Союз и Соединенные Штаты не единственные игроки. Тут присутствуют Иран, есть Россия, которая, кто бы что ни говорил, будет сохранять важную роль в минском сопредседательстве в ближайшие годы. Поэтому здесь не всё так просто и, конечно, Европейскому Союзу будет необходимо почетче определиться с путями достижения своих интересов на Южном Кавказе за рамками таких вот руководящих документов.
По мнению азербайджанского политолога, профессора Западного университета Фикрета Садыхова, новая резолюция Европарламента по переговорам ЕС по соглашению об ассоциации с Азербайджаном и Арменией - это, безусловно, серьезный успех азербайджанской дипломатии.
"Несмотря на то, что эта резолюция не носит принудительного и обязательного характера, тем не менее, это мнение европейского сообщества, ведущих государств, которые вновь подчеркнули необходимость восстановления территориальной целостности Азербайджана и призвали Армению выполнить предыдущую резолюцию и освободить оккупированные азербайджанские территории. Этот посыл присутствует во всем тексте резолюции, и не надо читать его между строк, чтобы это понять", - заявил политолог.
По словам Садыхова, это еще один важный успех азербайджанской дипломатии, который завершился признанием ведущими государствами Европы территориальной целостности Азербайджана. "Другой вопрос, что Армения, как всегда, будет выкручиваться и пытаться создать новые препятствия и вряд ли будет выполнять подобные призывы к ней", - отметил политолог.
По его словам, подобные обращения к Армении были и до этого - главы ведущих государств еще в Аквилле на саммите G8 призвали Армению вывести свои войска с оккупированных территорий Азербайджана. "Недалек тот день, когда все же будут приниматься резолюции и решения, которые обяжут Армению освободить азербайджанские территории и вывести свои войска, образумиться и встать на путь цивилизованного развития", - подчеркнул азербайджанский политолог.
Также как безусловный успех азербайджанской дипломатии расценил принятые резолюции главный редактор ИАА "Вестник Кавказа" Алексей Власов. "Моральный успех, безусловно, азербайджанской стороной достигнут. Особенно в части вопроса по незаконным расселениям", - считает А.Власов.
С другой стороны, по мнению Алексея Власова, сам формат "Восточного партнерства" представляется слишком рыхлым и аморфным для того, чтобы подобные решения могли подтолкнуть стороны к компромиссу, а Ереван - к выполнению резолюций Европарламента.
Уже на последнем саммите Восточного партнерства было заметно, что как только речь заходит о южно-кавказских проблемах, высказывания евробюрократов становятся крайне туманными и неконкретными, - сказал Власов.
"Насколько эти заявления способны "напугать" Ереван? Думаю, что ни в какой степени", - заключил эксперт.
Европарламент призвал Евросоюз играть более активную роль в процессе карабахского урегулирования. В резолюции по Азербайджану указывается, что остающийся нерешенным нагорно-карабахский конфликт подрывает стабильность и развитие на Южном Кавказе и создает препятствие для полномерной реализации Европейской политики соседства.
Официальный Баку выразил удовлетворение содержанием этих документов, и в частности подтверждением поддержки Европарламентом территориальной целостности Азербайджана и урегулирования карабахского конфликта именно на основе данного принципа.
Как отметил официальный представитель МИД Азербайджана Эльман Абдуллаев, в документе содержится ссылка на подтверждение положений предыдущей резолюции ЕП от 20 мая 2010 г относительно стратегии ЕС на Южном Кавказе. В этом документе выражалась поддержка территориальной целостности Азербайджана и отмечалась необходимость вывода армянских войск с оккупированных территорий Азербайджана.
Абдуллаев обратил внимание на впервые упоминающуюся в документах ЕС азербайджанскую общину Нагорного Карабаха. В частности, в резолюции выражена поддержка усилиям Баку в принятии мер взаимного доверия, и, в частности, стремлении наладить диалог между азербайджанской и армянской общинами НК.
Позитивными моментами резолюции ЕП по Армении Абдуллаев назвал включение в документ формулировки о том, что "оккупация территории третьих стран противоречит принципам Европейской политики соседства" и "наносит большой ущерб реализации программы "Восточное партнерство".
В документе содержится также призыв к Армении не посылать призывников регулярной армии на службу в Нагорный Карабах. ЕП также рекомендовал структурам ЕС провести расследования в связи с "вызывающими беспокойство отчетами о незаконном заселении оккупированных территорий Азербайджана".
В резолюции по Азербайджану также отмечается важная роль страны как поставщика энергетических ресурсов в Европу и транзитное значение в перевалке углеводородов из Каспийского региона в целом.
Комментируя для "Вестника Кавказа" принятые документы, научный сотрудник Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона, эксперт центра изучения Центральной Азии и Кавказа института Востоковедения РАН Андрей Арешев отметил, что Европейский союз последовательно и планомерно наращивает свое внимание к Южному Кавказу. "Мы знаем, что резолюции об ассоциативном партнерстве с Арменией и Азербайджаном далеко не первый шаг, свидетельствующий о таком повышенном внимании к региону. Различные органы Евросоюза, и законодательные в частности, ранее неоднократно принимали соответствующие заявления, смысл которых в том, что партнерство со странами Южного Кавказа чрезвычайно важно для Брюсселя, и он будет уделять этому приоритетное внимание", - подчеркнул российский эксперт.
По его мнению, как признают сами представители разных европейских организаций, "наиболее важной для Европы является проблема энергобезопасности и диверсификации энергетических поставок из Центральной Азии в Европу, где коммуникационная роль Южного Кавказа очевидна. В частности, речь идет об Азербайджане. Именно поэтому, я думаю, такое внимание непосредственно уделяется именно этой стране, а также всему комплексу вопросов, связанных с урегулированием нагорно-карабахского конфликта.
Здесь, насколько можно судить по представленным формулировкам, Европейский союз остается в русле так называемых "мадридских принципов", которые, видимо, пока еще обсуждаются в рамках материала текущего минского процесса. Именно так можно трактовать пункты о возвращении беженцев, референдуме, армянских призывниках в Карабахе.
Кстати говоря, последнее предложение о призывниках раньше было апробировано в аналитических работах некоторых экспертов, в том числе европейских. И сейчас очевидным образом вошло, введено в правовые рамки европейской внешней политики", - пояснил Андрей Арешев.
По его словам, "виден стабильный интерес ЕС к Кавказу, который никуда не делся и никуда не денется. Другое дело, что, мне, кстати, доводилось прямо об этом говорить европейцам, что у них нет реальных инструментов силового воздействия или другого какого-нибудь серьезного воздействия на противоборствующие стороны. Такие средства воздействия есть у НАТО. Но НАТО весьма сдержано относительно карабахского конфликта и относительно Южного Кавказа. Во всяком случае, там постоянно выступают со сдержанными формулировками, что, очевидно, связывалось с тем, что на Южном Кавказе западный альянс, НАТО, Европейский Союз и Соединенные Штаты не единственные игроки. Тут присутствуют Иран, есть Россия, которая, кто бы что ни говорил, будет сохранять важную роль в минском сопредседательстве в ближайшие годы. Поэтому здесь не всё так просто и, конечно, Европейскому Союзу будет необходимо почетче определиться с путями достижения своих интересов на Южном Кавказе за рамками таких вот руководящих документов.
По мнению азербайджанского политолога, профессора Западного университета Фикрета Садыхова, новая резолюция Европарламента по переговорам ЕС по соглашению об ассоциации с Азербайджаном и Арменией - это, безусловно, серьезный успех азербайджанской дипломатии.
"Несмотря на то, что эта резолюция не носит принудительного и обязательного характера, тем не менее, это мнение европейского сообщества, ведущих государств, которые вновь подчеркнули необходимость восстановления территориальной целостности Азербайджана и призвали Армению выполнить предыдущую резолюцию и освободить оккупированные азербайджанские территории. Этот посыл присутствует во всем тексте резолюции, и не надо читать его между строк, чтобы это понять", - заявил политолог.
По словам Садыхова, это еще один важный успех азербайджанской дипломатии, который завершился признанием ведущими государствами Европы территориальной целостности Азербайджана. "Другой вопрос, что Армения, как всегда, будет выкручиваться и пытаться создать новые препятствия и вряд ли будет выполнять подобные призывы к ней", - отметил политолог.
По его словам, подобные обращения к Армении были и до этого - главы ведущих государств еще в Аквилле на саммите G8 призвали Армению вывести свои войска с оккупированных территорий Азербайджана. "Недалек тот день, когда все же будут приниматься резолюции и решения, которые обяжут Армению освободить азербайджанские территории и вывести свои войска, образумиться и встать на путь цивилизованного развития", - подчеркнул азербайджанский политолог.
Также как безусловный успех азербайджанской дипломатии расценил принятые резолюции главный редактор ИАА "Вестник Кавказа" Алексей Власов. "Моральный успех, безусловно, азербайджанской стороной достигнут. Особенно в части вопроса по незаконным расселениям", - считает А.Власов.
С другой стороны, по мнению Алексея Власова, сам формат "Восточного партнерства" представляется слишком рыхлым и аморфным для того, чтобы подобные решения могли подтолкнуть стороны к компромиссу, а Ереван - к выполнению резолюций Европарламента.
Уже на последнем саммите Восточного партнерства было заметно, что как только речь заходит о южно-кавказских проблемах, высказывания евробюрократов становятся крайне туманными и неконкретными, - сказал Власов.
"Насколько эти заявления способны "напугать" Ереван? Думаю, что ни в какой степени", - заключил эксперт.