Как и чем перебить «джавахкский Джокер?»

Читать на сайте Вестник Кавказа
Число провокационных публикаций в армянской прессе о южногрузинском регионе Самцхе-Джавахети (Джавахке) напоминает о нашумевшем в интернет-сообществе феномене, шутливо прозванном «армянской интернет-бригадой». Несколько лет назад на одном из самых популярных форумов в рунете появился персонаж, пишущий без устали почти 24 часа с сутки. Писал он на разные темы, успевал дискутировать сразу с несколькими оппонентами и так далее. В конце концов, участники форума выяснили, что бригада (около 20 человек) «работала» под одним ником и паролем. «Группа товарищей» не только использовала одинаковую пунктуацию (скобки, пробелы, характер цитирования, обозначение смысловых акцентов и так далее) но совершенно одинаковую лексику и аргументацию – именно поэтому долгое время создавалось впечатление, что пишет один человек. Некоторые искренне восхищались его «талантом и трудолюбием». Но это противоречило элементарной логике: при всем своем националистическом фанатизме, один человек не мог писать сутки подряд без перерыва на обед и сон.

Правда оказалась еще более удивительной и примечательной: 20 армянских публицистов писали «как один» не только по форме, но и по смыслу, без малейшего намека на разницу мнений хотя бы в одном вопросе. Как будто все были сотрудниками одного учреждения и управлялись из единого центра. Все закончилось тем, что по заданию того же «центра» армянские участники «благородно» использовали личную переписку с оппонентами на форуме для засылки «коней» (специальных программ – «разведчиков») в их компьютеры. Обижаться на это бесполезно, но дело в том, что последний вал статей на тему «Джавахка» напоминает ту давнюю и довольно примечательную историю.

Влиятельный ресурс PanARMENIAN.Net (США) публикует размышления некоей Карине Тер-Саакян (можно предположить, что в вышеупомянутой «бригаде» появилась и прекрасная половина) под аларимистско-угрожающим заголовком: «Джавахк – бомба замедленного действия». «Ситуация в армянонаселенном регионе Грузии Самцхе-Джавахети никогда не была спокойной, но в последнее время, намерение Грузии вступить в НАТО и напряженность отношений с Россией стали вызывать обеспокоенность армянского населения», - пишет автор, признавая тем самым, что ситуация в Самцхе-Джавахети была неспокойной и там активно проявлялись сепаратистские интенции, в том числе в те времена, когда Грузия не изъявляла желания вступить в НАТО, вступила в ОДКБ, президент Грузии парафировал договор с РФ о размещении в Грузии военных баз России (одну из них – в Ахалкалаки) и назначил министрами внутренних дел, обороны и госбезопасности кандидатов, прямо рекомендованных Москвой.

Очень полезная ремарка, за которую госпожа Тер-Саакян заслуживает всяческих похвал: она подтверждает ошибочность тезиса многих грузинских политиков о том, что главным фактором во всех конфликтах являются не сами сепаратисты, а Москва, якобы управляющая всеми и вся. На самом деле, все гораздо сложнее и проблема не сводится к влиянию Москвы. То есть, целесообразнее заниматься самими сепаратистами, а не пытаться что-то выторговать именно у России, считая ее всемогущей и способной решать проблемы мановением палочки.

«Джавахкская диаспора России прямо заявляет о том, что если Грузия вступит в НАТО, Джавахк, входящий сегодня в состав Грузии, потребует независимости, - пугает автор. - Озабоченность джавахкцев понять нетрудно: если Грузия станет членом НАТО, то на территории Джавахка будет расположена военная база, которая, вне всякого сомнения, будет укомплектована турецкими войсками». Дело конечно не в том, что в ближайшее время Грузия вряд ли станет членом НАТО, и даже MAP (Membership Acting Plan - дорожная карта по вступлению в альянс) ей пока не светит. Интересна сама постановка вопроса: «Если Грузия вступит в НАТО, то в Самцхе-Джавахети будут размещены турецкие войска, которые фактически изгонят оттуда армянское население. Но в таком случае госпоже Тер-Саакян следует в первую очередь критиковать руководство Армении, которая до сих пор сотрудничает с НАТО в рамках программы «Партнерство во имя мира», направляет военнослужащих в Афганистан и скрывает от народа страшную правду о том, что НАТО на самом деле – заклятый враг армянского народа. Подумать только: если Грузия вступит в альянс, то в Джавахке, с благословления НАТО, сразу появятся турецкие войска и устроят геноцид!

Затем следует излюбленная мелодия для сепаратисткой флейты: «Армения в данном случае плохой союзник из-за нерешенности карабахского конфликта. Так что, ввязываться в еще один конфликт Ереван просто не может из соображений безопасности, хотя сами джавахкцы упрекают власти Армении в равнодушии к их бедам». Обратим внимание на хитрость конструкции: Армения не будет вмешиваться, но сами жители Джавахка продолжат дело и без ее помощи либо вмешательства, давая официальному Еревану возможность «пожать плечами» и говорить, что речь идет о конфликте двух сторон, а Армения может выступить лишь в качестве «сочувствующего посредника».

Затем Тер-Саакян обвиняет власти Грузии в этническом национализме и проведении политики «Грузия для грузин». Но что если Тбилиси выполнит до конца свое обещание по отношению к Совету Европы и вернет на родину турок–месхетинцев, многие из которых мечтают обрести кров и землю там, откуда их выселил Сталин в 1944 году? Думается, в этом случае у «националистической истерии» будут конкретные авторы. Причем вовсе не грузинские политики, а те, кто разжигает конфликт (или мечтает об этом) в мирном регионе, где к счастью до сих пор удается сохранить межнациональный мир и спокойствие.

Думается, наряду с осуществлением социально-экономических проектов, полезно было бы ускорить восстановление исторической справедливости в отношении месхов. Кроме всего прочего, этот процесс будет служить лакмусовой бумагой для проявления истинной сущности тех, кто привык обвинять в этно-национализме кого угодно, но никак не себя. К счастью, есть симптомы, что грузинские власти готовы двигаться в этом направлении. Об этом свидетельствует хотя бы договоренности с Турцией о восстановлении и сбережении культурно-исторических памятников Самцхе–Джавахети и Аджарии.