Новый абхазский парламент начал работу
Читать на сайте Вестник КавказаГлавными событиями, происходившими в Абхазии после окончания долгой и напряженной избирательной кампании, стали: во-первых, избрание нового руководства парламента; во-вторых, громкие аресты подозреваемых в покушении на президента Александра Анкваба 22 февраля. Оба эти события имеют политическое значение, хотя и в разной степени.
Прежде всего – какой подтекст носит избрание на пост спикера Валерия Бганбы, человека в большой политике малоизвестного, никогда не считавшегося публичным деятелем? Для всех было очевидно: именно выборы спикера, для избрания которого достаточно простого большинства депутатов, присутствовавших на заседании, должны стать последним штрихом в новой политической картине. Вначале, еще осенью 2011 года, сразу после победы Анкваба на выборах, упорно муссировались слухи о разделе исполнительной власти. Однако президент не пытался создавать коалиционное правительство – не из принципиальных соображений, а просто считая себя достаточно сильным для того, чтобы сформировать кабинет министров по своему усмотрению, в соответствии с конституцией.
Затем, в преддверии выборов, оппозиция (к тому времени она представляла собой устойчивую партию хаджимбистов, к которым примкнула часть шамбистов, оставшиеся сторонники Сергея Шамба от активной политики отошли) возложила надежды на протестное голосование населения, и агитацию вела без агрессивности, стараясь заручиться поддержкой избирателей на местах. Мажоритарная система помогла оппозиции не только провести в парламент своих кандидатов, но и в первом же туре вывести из игры нескольких видных деятелей из группировки багапшистов, начиная с главы лояльной к президенту «Единой Абхазии», Даура Тарба. Впрочем, главной неожиданностью для абхазских журналистов и политологов стала именно непредсказуемость электората, особенно в сельской местности. «Бывало, кое-кто на телеэкране двух слов не мог связать, но уверенно обходил по итогам голосования того, кто произвел на т.н. экспертное сообщество самое лучшее впечатление. При этом достоверно неизвестно, какая часть избирателей в этих округах смотрела телеэфиры; в какой мере те, кто все же смотрел, мог адекватно оценить достоинства и недостатки кандидатов; какими вообще критериями руководствовались там избиратели», – пишет абхазский журналист Виталий Шария. Таким образом, парламентские выборы преподнесли массу сюрпризов и показали, что анализ избирательных процессов в Абхазии еще несовершенен.
По большому счету, и в 1990-е, и 2000-е «главными», первостепенными выборами считались выборы президента, его полномочия называют даже чрезмерными, хотя из текста действующей конституции следует, что абхазский парламент имеет немало рычагов для противодействия президенту. Однако надо отметить, что лишь последние несколько лет те или иные политические силы в республике ставили перед собой конкретную цель: сделать парламент оппозиционным. В 2002 году эта цель оказалась достигнута сама собой, когда парламент оказался на стороне Сергея Багапша и Александра Анкваба: притом это событие прошло незамеченным, ни один аналитик, ни одно печатное издание по окончании кампании 2002 года не сделали выводов о переходе парламента в оппозицию. В 2004 году исполнительная власть поменялась – президент и парламент вновь оказались союзниками. Потерявшие власть хаджимбисты тщетно пытались повторить тот же самый прием: добиться в парламенте большинства голосов, а затем конституционными методами начать борьбу за смещение центра тяжести политической жизни республики в свою сторону. В 2007 году эта цель ставилась оппозицией официально. Сегодня же, в 2012 году, она стала последней надеждой хаджимбистов.
Но уже итоги первого тура показали, что большинства в парламенте, даже при исключительно удачном развитии событий, хаджимбисты на этих выборах добиться не смогут. Поэтому главные силы были брошены в те округа, где вышли во второй тур потенциальные претенденты на пост спикера, союзные Анквабу. Это был 6-й округ, где баллотировалась Ирина Агрба; 27-й округ, где спикер двух созывов Нугзар Ашуба уже вышел вперед; важным был и 24-й округ, в котором сторонником власти выступал Адгур Харазия, и 22-й – баллотировавшийся по нему Сергей Матосян, тоже сторонник президента, мог бы снова претендовать на место вице-спикера. В 6-м, 22-м и 27-м округах оппозиции удалось добиться своего, и таким образом оказалось, что парламентское большинство – в руках проправительственных сил, но вне парламента остались деятели, которые рассматривались хаджимбистами как реальные кандидаты на должность главы парламента. И всего 3 из 35 депутатов предыдущего созыва вновь получили мандаты. Следовательно, рассуждали хаджимбисты, сложилась благоприятная ситуация для избрания спикером лидера оппозиции Хаджимбы. На достижение этой цели и были направлены все усилия хаджимбистов между 24 марта и 3 апреля.
Однако для всех было ясно, что в парламенте, несмотря на увеличение числа потенциальных оппозиционеров, преобладают люди, лояльные или, во всяком случае, не враждебные президенту. И в этих условиях выбирать спикером главу оппозиции будет затруднительно по одному тому, что слишком много депутатов этого не захочет. Ведь большинство из них было избрано в провинции – там, где многие жители хотели бы решения своих бытовых проблем, а не бесконечного перетягивания каната между политическими группировками. По этой причине возможность избрания Хаджимбы спикером была ограничена с самого начала. Тем не менее до первого заседания, 3 апреля 2012 года, немало местных экспертов предрекали именно такую развязку.
Кто же стал альтернативой Хаджимбе? 58-летний Валерий Бганба был избран депутатом по 9-му избирательному округу, включающему в себя небольшую, но экономически важную часть Гагрского района. Местный уроженец Бганба всю жизнь работал именно в этом районе, и в период существования независимой Абхазии несколько раз занимал ключевые посты в его руководстве: в 1997 году был избран председателем Собрания Гагрского района, в 2002 году стал главой администрации района, в 2007 году избран депутатом от него же. Бганба – выходец из поколения «комсомольцев», игравшего значительную роль в политической жизни 1980-х, но больше известен как хозяйственник, всегда занятый делами своего района (на сегодняшний день – самого успешного в республике) и в политическую борьбу активно не ввязывавшийся. Характерно, что абхазские политологи до конца так и не могли определить, считать ли Бганбу союзником или противником президента. Но именно он стал личностью, которую поддержали совместно депутаты от «пропрезидентских» партий и «независимцы». При решающем голосовании за Хаджимбу было подано 11 голосов, за Валерия Бганба – 21. Один депутат воздержался (еще двое, напомним, пока не избраны, в мае предстоят повторные выборы по двум округам).
Таким образом, Бганбу можно было бы считать «слабой» и «компромиссной» фигурой, однако следует обратить внимание на несколько обстоятельств. Во-первых, Бганба, как и Хаджимба, избран в первом же туре (53%), доказав тем самым свою популярность в данном округе. Во-вторых, Бганба – единственный из новоизбранных депутатов, который в 1991 году избирался в «золотой парламент» 1991–1996 гг. Нельзя сказать, что в нем были собраны сразу все выдающиеся абхазские политики, но почти все депутаты созыва 1991 года принимали и большей частью продолжают принимать участие в политической жизни республики. Депутатами 1991 года были все три президента Абхазии – Ардзинба, Багапш, Анкваб. Следовательно, в активе у Бганбы – статус депутата 1991 года: «золотой парламент» был избран в разгар борьбы за суверенитет Абхазии, и баллотировались в него только абхазские патриоты. Это уже само по себе свидетельство о доверии. Наконец, Бганба представляет Гагрский район – ни один спикер и ни один премьер независимой Абхазии еще не были выходцами из этого региона.
Все это, взятое вместе, сделало кандидатуру Бганбы убедительным противовесом Хаджимбе. И, главное, – без политического подтекста, который мог бы стать серьезным раздражителем для оппозиционно настроенной части абхазского общества. Конечно, Хаджимба остался недоволен и заявил, что, «к сожалению, даже на этапе первого заседания… практически парламент сломали через колено». Однако большинство депутатов, голосовавших за Бганбу, явно так не считали. «Я знаю, что на этих депутатов, которых вы видели сегодня в зале, давление не окажешь, они голосовали так, как считали нужным», – возразил новый спикер, и дальнейшего развития дискуссии не последовало. Впрочем, Хаджимба, несмотря на свою досаду, не вышел за рамки сдержанности, поздравил Бганбу с избранием.
Потерпев неудачу при выборах спикера, Хаджимба демонстративно отказался от выдвижения на пост вице-спикера, тем более что на этот раз вице-спикеров было избрано четыре вместо обычных трех. Между тем борьба за эти посты была бы небесполезна для хаджимбистов, которые тем самым получили бы возможность закрепить за собой как минимум одну солидную должность в руководстве парламента. В результате посты вице-спикеров заняли уже явные сторонники президента. Ими оказались Эмма Гамисония – единственная женщина-депутат созыва 2012 года; Отари Цвижба – он обладал большой популярностью в городе Очамчира, что позволило ему победить там с большим отрывом (66% в первом туре); Адгур Харазия – его влияние очень велико в Гульрипшском районе; Вагаршак Косян – бывший командир Армянского батальона, известный полевой командир. Как и Бганба, все они (кроме Харазии), были избраны еще в первом туре. Все три новых вице-спикера абхазской национальности представляют восточную Абхазию (Адгур Харазия избран в Гульрипшском, Отари Цвижба – в Очамчирском и Эмма Гамисония – в Ткварчельском районе соответственно). Поддержание равновесия между «западными» и «восточными» абхазами – единственная «квотная» традиция, которая еще сохранилась в парламенте Абхазии. Впрочем, именно после этой кампании стали слышнее голоса недовольных, которые считают, что и эта традиция становится архаичной.
10 апреля состоялись выборы председателей парламентских комитетов (в абхазском парламенте 5-го созыва их стало восемь). В этом раунде борьбы за влияние в парламенте хаджимбисты (кроме самого лидера фракции) снова решили участвовать. Правда, раздел парламентских комитетов уже не давал оппозиции шансов на усиление политического влияния: комитеты в абхазском парламенте не равны по значению, например, думским, они почти всегда состоят из трех-четырех депутатов, формируются же по принципу равновесия – редко бывает так, чтобы представители какой-либо партии сконцентрировались в одном комитете и проводили свою политику, радикально отличающуюся от мнения большинства. Представители оппозиции сразу возглавили два комитета: Аполлон Гургулия – комитет по социальной политике, труду и здравоохранению, Ахра Бжания – комитет по образованию, науке, культуре, религии, делам молодежи и спорту. Еще два комитета (по международным связям и по аграрной политике) получили сторонники президента – Юрий Зухба и Нодик Квициния. Оппозиция рассчитывала повлиять на голосование по выборам председателя двух ключевых комитетов – по бюджету (Рауль Хаджимба поддержал кандидатуру Беслана Цвинария) и комитета по экономической политике (оппозиционеры выдвинули Артура Миквабия). И Цвинария, и Миквабия не относятся к безусловным оппозиционерам, однако сторонники Хаджимбы решили голосовать за них. Однако новоизбранные депутаты уже освоились во внутрипарламентских процессах, а поскольку никакого договора о паритетном разделе должностей заключено так и не было, парламентское большинство решило вопрос по своему усмотрению. За Миквабию голосовали 11 депутатов – столько же, сколько и за Хаджимбу при выборах спикера. 19 голосов было подано за Гурама Барганджию, выдвиженца «Единой Абхазии» (тоже завоевавшего мандат в первом туре) который и возглавил комитет по экономической политике. Беслан Цвинария вообще взял самоотвод, и комитет по бюджету возглавил Георгий Агрба.
Борьба за парламент закончилась, и надо сказать, что на сегодняшний день такой расклад нельзя считать худшим для хаджимбистов. Впереди теплый сезон, и в этот период республика чаще всего отдыхает от политики. Пока новый парламент не прошел «обкатку» в совместной работе в комитетах и заседаниях, политическая деятельность в недрах депутатского корпуса на время погаснет.
Главной же новостью последних дней стал неожиданный арест, в ночь на 12 апреля, пятерых подозреваемых в причастности к покушению на убийство президента Абхазии 22 февраля. Имена их называются и обсуждаются в интернете и, разумеется, в повседневных разговорах; с самого начала стало известно имя только одного человека – Анзора Бутба, крупного бизнесмена, вкладывавшего средства во многие предприятия. В Абхазии силовые структуры всегда крайне скудно делятся информацией – прежде всего потому, что арест человека без должных оснований всегда оскорбляет его родственников, и любой представитель правоохранительных органов должен иметь веские доказательства причастности подозреваемого к преступлению. Поэтому, вероятно, следствие и судебное разбирательство достаточно долго будет вестись в закрытом режиме. Анзор Бутба не связан напрямую ни с одной политической партией. Другой бизнесмен, Беслан Бутба, лидер Партии экономического развития, по свидетельству политолога Инала Хашига, не является кровным родственником арестованного. Так что доказать предстоит не только вину, если таковая имеет место, но и мотивы покушения.
Другое дело, что сами действия исполнительной власти Абхазии – это новая тенденция, которая не состыкуется с привычным ходом событий. В Абхазии за период ее независимости произошло не так много покушений на видных государственных деятелей, но большинство из них или не раскрыто, или по крайней мере не сопровождалось привлечением к суду заказчиков. Неизвестными остались исполнители убийства бизнесмена Анатолия Какубава в 1997 году, одного из лидеров движения ветеранов Гарри Айба в 2004 году, заместителя министра внутренних дел Закана Джугелия в 2009 году. Убийца видного политического деятеля Зураба Ачба (Самсон Дарсания) был назван вскоре после преступления, последовавшего в 2001 году, но не пойман вовремя и впоследствии, как следует из официальной версии, погиб где-то на российской территории. Теперь же за расследование покушения на президента взялись всерьез и оперативно. Если активизация силовых органов будет продолжаться поступательно, есть надежда на качественные сдвиги в обозримом будущем.
Прежде всего – какой подтекст носит избрание на пост спикера Валерия Бганбы, человека в большой политике малоизвестного, никогда не считавшегося публичным деятелем? Для всех было очевидно: именно выборы спикера, для избрания которого достаточно простого большинства депутатов, присутствовавших на заседании, должны стать последним штрихом в новой политической картине. Вначале, еще осенью 2011 года, сразу после победы Анкваба на выборах, упорно муссировались слухи о разделе исполнительной власти. Однако президент не пытался создавать коалиционное правительство – не из принципиальных соображений, а просто считая себя достаточно сильным для того, чтобы сформировать кабинет министров по своему усмотрению, в соответствии с конституцией.
Затем, в преддверии выборов, оппозиция (к тому времени она представляла собой устойчивую партию хаджимбистов, к которым примкнула часть шамбистов, оставшиеся сторонники Сергея Шамба от активной политики отошли) возложила надежды на протестное голосование населения, и агитацию вела без агрессивности, стараясь заручиться поддержкой избирателей на местах. Мажоритарная система помогла оппозиции не только провести в парламент своих кандидатов, но и в первом же туре вывести из игры нескольких видных деятелей из группировки багапшистов, начиная с главы лояльной к президенту «Единой Абхазии», Даура Тарба. Впрочем, главной неожиданностью для абхазских журналистов и политологов стала именно непредсказуемость электората, особенно в сельской местности. «Бывало, кое-кто на телеэкране двух слов не мог связать, но уверенно обходил по итогам голосования того, кто произвел на т.н. экспертное сообщество самое лучшее впечатление. При этом достоверно неизвестно, какая часть избирателей в этих округах смотрела телеэфиры; в какой мере те, кто все же смотрел, мог адекватно оценить достоинства и недостатки кандидатов; какими вообще критериями руководствовались там избиратели», – пишет абхазский журналист Виталий Шария. Таким образом, парламентские выборы преподнесли массу сюрпризов и показали, что анализ избирательных процессов в Абхазии еще несовершенен.
По большому счету, и в 1990-е, и 2000-е «главными», первостепенными выборами считались выборы президента, его полномочия называют даже чрезмерными, хотя из текста действующей конституции следует, что абхазский парламент имеет немало рычагов для противодействия президенту. Однако надо отметить, что лишь последние несколько лет те или иные политические силы в республике ставили перед собой конкретную цель: сделать парламент оппозиционным. В 2002 году эта цель оказалась достигнута сама собой, когда парламент оказался на стороне Сергея Багапша и Александра Анкваба: притом это событие прошло незамеченным, ни один аналитик, ни одно печатное издание по окончании кампании 2002 года не сделали выводов о переходе парламента в оппозицию. В 2004 году исполнительная власть поменялась – президент и парламент вновь оказались союзниками. Потерявшие власть хаджимбисты тщетно пытались повторить тот же самый прием: добиться в парламенте большинства голосов, а затем конституционными методами начать борьбу за смещение центра тяжести политической жизни республики в свою сторону. В 2007 году эта цель ставилась оппозицией официально. Сегодня же, в 2012 году, она стала последней надеждой хаджимбистов.
Но уже итоги первого тура показали, что большинства в парламенте, даже при исключительно удачном развитии событий, хаджимбисты на этих выборах добиться не смогут. Поэтому главные силы были брошены в те округа, где вышли во второй тур потенциальные претенденты на пост спикера, союзные Анквабу. Это был 6-й округ, где баллотировалась Ирина Агрба; 27-й округ, где спикер двух созывов Нугзар Ашуба уже вышел вперед; важным был и 24-й округ, в котором сторонником власти выступал Адгур Харазия, и 22-й – баллотировавшийся по нему Сергей Матосян, тоже сторонник президента, мог бы снова претендовать на место вице-спикера. В 6-м, 22-м и 27-м округах оппозиции удалось добиться своего, и таким образом оказалось, что парламентское большинство – в руках проправительственных сил, но вне парламента остались деятели, которые рассматривались хаджимбистами как реальные кандидаты на должность главы парламента. И всего 3 из 35 депутатов предыдущего созыва вновь получили мандаты. Следовательно, рассуждали хаджимбисты, сложилась благоприятная ситуация для избрания спикером лидера оппозиции Хаджимбы. На достижение этой цели и были направлены все усилия хаджимбистов между 24 марта и 3 апреля.
Однако для всех было ясно, что в парламенте, несмотря на увеличение числа потенциальных оппозиционеров, преобладают люди, лояльные или, во всяком случае, не враждебные президенту. И в этих условиях выбирать спикером главу оппозиции будет затруднительно по одному тому, что слишком много депутатов этого не захочет. Ведь большинство из них было избрано в провинции – там, где многие жители хотели бы решения своих бытовых проблем, а не бесконечного перетягивания каната между политическими группировками. По этой причине возможность избрания Хаджимбы спикером была ограничена с самого начала. Тем не менее до первого заседания, 3 апреля 2012 года, немало местных экспертов предрекали именно такую развязку.
Кто же стал альтернативой Хаджимбе? 58-летний Валерий Бганба был избран депутатом по 9-му избирательному округу, включающему в себя небольшую, но экономически важную часть Гагрского района. Местный уроженец Бганба всю жизнь работал именно в этом районе, и в период существования независимой Абхазии несколько раз занимал ключевые посты в его руководстве: в 1997 году был избран председателем Собрания Гагрского района, в 2002 году стал главой администрации района, в 2007 году избран депутатом от него же. Бганба – выходец из поколения «комсомольцев», игравшего значительную роль в политической жизни 1980-х, но больше известен как хозяйственник, всегда занятый делами своего района (на сегодняшний день – самого успешного в республике) и в политическую борьбу активно не ввязывавшийся. Характерно, что абхазские политологи до конца так и не могли определить, считать ли Бганбу союзником или противником президента. Но именно он стал личностью, которую поддержали совместно депутаты от «пропрезидентских» партий и «независимцы». При решающем голосовании за Хаджимбу было подано 11 голосов, за Валерия Бганба – 21. Один депутат воздержался (еще двое, напомним, пока не избраны, в мае предстоят повторные выборы по двум округам).
Таким образом, Бганбу можно было бы считать «слабой» и «компромиссной» фигурой, однако следует обратить внимание на несколько обстоятельств. Во-первых, Бганба, как и Хаджимба, избран в первом же туре (53%), доказав тем самым свою популярность в данном округе. Во-вторых, Бганба – единственный из новоизбранных депутатов, который в 1991 году избирался в «золотой парламент» 1991–1996 гг. Нельзя сказать, что в нем были собраны сразу все выдающиеся абхазские политики, но почти все депутаты созыва 1991 года принимали и большей частью продолжают принимать участие в политической жизни республики. Депутатами 1991 года были все три президента Абхазии – Ардзинба, Багапш, Анкваб. Следовательно, в активе у Бганбы – статус депутата 1991 года: «золотой парламент» был избран в разгар борьбы за суверенитет Абхазии, и баллотировались в него только абхазские патриоты. Это уже само по себе свидетельство о доверии. Наконец, Бганба представляет Гагрский район – ни один спикер и ни один премьер независимой Абхазии еще не были выходцами из этого региона.
Все это, взятое вместе, сделало кандидатуру Бганбы убедительным противовесом Хаджимбе. И, главное, – без политического подтекста, который мог бы стать серьезным раздражителем для оппозиционно настроенной части абхазского общества. Конечно, Хаджимба остался недоволен и заявил, что, «к сожалению, даже на этапе первого заседания… практически парламент сломали через колено». Однако большинство депутатов, голосовавших за Бганбу, явно так не считали. «Я знаю, что на этих депутатов, которых вы видели сегодня в зале, давление не окажешь, они голосовали так, как считали нужным», – возразил новый спикер, и дальнейшего развития дискуссии не последовало. Впрочем, Хаджимба, несмотря на свою досаду, не вышел за рамки сдержанности, поздравил Бганбу с избранием.
Потерпев неудачу при выборах спикера, Хаджимба демонстративно отказался от выдвижения на пост вице-спикера, тем более что на этот раз вице-спикеров было избрано четыре вместо обычных трех. Между тем борьба за эти посты была бы небесполезна для хаджимбистов, которые тем самым получили бы возможность закрепить за собой как минимум одну солидную должность в руководстве парламента. В результате посты вице-спикеров заняли уже явные сторонники президента. Ими оказались Эмма Гамисония – единственная женщина-депутат созыва 2012 года; Отари Цвижба – он обладал большой популярностью в городе Очамчира, что позволило ему победить там с большим отрывом (66% в первом туре); Адгур Харазия – его влияние очень велико в Гульрипшском районе; Вагаршак Косян – бывший командир Армянского батальона, известный полевой командир. Как и Бганба, все они (кроме Харазии), были избраны еще в первом туре. Все три новых вице-спикера абхазской национальности представляют восточную Абхазию (Адгур Харазия избран в Гульрипшском, Отари Цвижба – в Очамчирском и Эмма Гамисония – в Ткварчельском районе соответственно). Поддержание равновесия между «западными» и «восточными» абхазами – единственная «квотная» традиция, которая еще сохранилась в парламенте Абхазии. Впрочем, именно после этой кампании стали слышнее голоса недовольных, которые считают, что и эта традиция становится архаичной.
10 апреля состоялись выборы председателей парламентских комитетов (в абхазском парламенте 5-го созыва их стало восемь). В этом раунде борьбы за влияние в парламенте хаджимбисты (кроме самого лидера фракции) снова решили участвовать. Правда, раздел парламентских комитетов уже не давал оппозиции шансов на усиление политического влияния: комитеты в абхазском парламенте не равны по значению, например, думским, они почти всегда состоят из трех-четырех депутатов, формируются же по принципу равновесия – редко бывает так, чтобы представители какой-либо партии сконцентрировались в одном комитете и проводили свою политику, радикально отличающуюся от мнения большинства. Представители оппозиции сразу возглавили два комитета: Аполлон Гургулия – комитет по социальной политике, труду и здравоохранению, Ахра Бжания – комитет по образованию, науке, культуре, религии, делам молодежи и спорту. Еще два комитета (по международным связям и по аграрной политике) получили сторонники президента – Юрий Зухба и Нодик Квициния. Оппозиция рассчитывала повлиять на голосование по выборам председателя двух ключевых комитетов – по бюджету (Рауль Хаджимба поддержал кандидатуру Беслана Цвинария) и комитета по экономической политике (оппозиционеры выдвинули Артура Миквабия). И Цвинария, и Миквабия не относятся к безусловным оппозиционерам, однако сторонники Хаджимбы решили голосовать за них. Однако новоизбранные депутаты уже освоились во внутрипарламентских процессах, а поскольку никакого договора о паритетном разделе должностей заключено так и не было, парламентское большинство решило вопрос по своему усмотрению. За Миквабию голосовали 11 депутатов – столько же, сколько и за Хаджимбу при выборах спикера. 19 голосов было подано за Гурама Барганджию, выдвиженца «Единой Абхазии» (тоже завоевавшего мандат в первом туре) который и возглавил комитет по экономической политике. Беслан Цвинария вообще взял самоотвод, и комитет по бюджету возглавил Георгий Агрба.
Борьба за парламент закончилась, и надо сказать, что на сегодняшний день такой расклад нельзя считать худшим для хаджимбистов. Впереди теплый сезон, и в этот период республика чаще всего отдыхает от политики. Пока новый парламент не прошел «обкатку» в совместной работе в комитетах и заседаниях, политическая деятельность в недрах депутатского корпуса на время погаснет.
Главной же новостью последних дней стал неожиданный арест, в ночь на 12 апреля, пятерых подозреваемых в причастности к покушению на убийство президента Абхазии 22 февраля. Имена их называются и обсуждаются в интернете и, разумеется, в повседневных разговорах; с самого начала стало известно имя только одного человека – Анзора Бутба, крупного бизнесмена, вкладывавшего средства во многие предприятия. В Абхазии силовые структуры всегда крайне скудно делятся информацией – прежде всего потому, что арест человека без должных оснований всегда оскорбляет его родственников, и любой представитель правоохранительных органов должен иметь веские доказательства причастности подозреваемого к преступлению. Поэтому, вероятно, следствие и судебное разбирательство достаточно долго будет вестись в закрытом режиме. Анзор Бутба не связан напрямую ни с одной политической партией. Другой бизнесмен, Беслан Бутба, лидер Партии экономического развития, по свидетельству политолога Инала Хашига, не является кровным родственником арестованного. Так что доказать предстоит не только вину, если таковая имеет место, но и мотивы покушения.
Другое дело, что сами действия исполнительной власти Абхазии – это новая тенденция, которая не состыкуется с привычным ходом событий. В Абхазии за период ее независимости произошло не так много покушений на видных государственных деятелей, но большинство из них или не раскрыто, или по крайней мере не сопровождалось привлечением к суду заказчиков. Неизвестными остались исполнители убийства бизнесмена Анатолия Какубава в 1997 году, одного из лидеров движения ветеранов Гарри Айба в 2004 году, заместителя министра внутренних дел Закана Джугелия в 2009 году. Убийца видного политического деятеля Зураба Ачба (Самсон Дарсания) был назван вскоре после преступления, последовавшего в 2001 году, но не пойман вовремя и впоследствии, как следует из официальной версии, погиб где-то на российской территории. Теперь же за расследование покушения на президента взялись всерьез и оперативно. Если активизация силовых органов будет продолжаться поступательно, есть надежда на качественные сдвиги в обозримом будущем.