“Заколдованный” круг армянской экономики
Читать на сайте Вестник КавказаНесмотря на периодически выражаемую готовность властей Армении вывести недобросовестных налогоплательщиков из “тени”, чтобы стимулировать развитие застоявшейся экономики, эта самая “тень” не только упрямо не желает уменьшаться, но еще и неуклонно растет. По мнению армянского экономиста, основателя исследовательского центра “Альтернатива”, профессора Татула Манасеряна, показатель теневого оборота в армянской экономике превышает 75%, что, впрочем, властями никогда не признавалось. Профессор считает, что существует неуклонная тенденция по увеличению объема теневой экономики и превышению даже этой итак критической для республики планки. Такую тенденцию экономист объясняет ростом налогооблагаемой экономики Армении, что учитывая ее особенности, автоматически предполагает тройной рост “тени”.
Причин подобного малоутешительного состояния экономики, идущего вразрез с необоснованным и поэтому сомнительным оптимизмом властей несколько. Первая - наличие в республике монополий, а точнее олигополий, уничтожающих малый и средний бизнес. Вторая - отток капитала, принявший угрожающий характер. В условиях небольшого по объемам рынка, даже монополии в какой-то момент начинают задыхаться внутри него, что неминуемо выражается в виде их оттока в виде капитала. Объективно, товарные рынки Армении в силу своих ограниченных объемов и неустойчивости институциональных структур и традиций рыночной экономики довольно сконцентрированы, а еще точнее монополизированы. Это обстоятельство характеризуется правительством как “наличие на рынке страны хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение”. В результате, по оценкам независимых экспертов, отток капитала из Армении приближается к 1 млрд дол., почти приравниваясь к притоку трансфертов в республику. Увод капитала из Армении - гораздо более серьезная угроза для экономики, чем даже проблема малого и среднего бизнеса. При этом, и та, и другая являются производными от деятельности все тех же монополистов.
Монополизированность товарных рынков, и других сфер экономики способствует стагнации этих сфер, подстегивает инфляцию, лишая госбюджет налоговых поступлений. 17,4-процентное соотношение налогов к ВВП, которое заложено в госбюджете страны на 2012 год, стало наглядным тому свидетельством. Однако даже этот позорный коэффициент правительство представляет армянскому обществу как великое достижение. Эта проблема, ставшая реальным тормозом развития армянской экономики, существует на протяжении как минимум 10-12 лет. Она появилась с приходом к власти второго президента Роберта Кочаряна, породившего монополии в республике. Теперь же, учитывая, что позиции и интересы монополистов в Армении находятся под покровительством властей, которые сами в свою очередь тесно с ними сращены, никаких действенных шагов по кардинальному разрешению проблемы монополий в Армении не предпринимается.
Цинизм армянских чиновников-олигархов дошел до таких пределов, что реальные собственники монополий занимают посты в законодательной и исполнительной ветвях власти. Ярким примером монополиста-чиновника можно назвать начальника Комитета по госдоходам Армении Гагика Хачатряна, которому (естественно опосредованно) принадлежит один из двух крупнейших импортеров продуктов питания в Армении компания MegaFood, а также компании "Апейрон", супермаркет, такси-сервис, хлебопекарни "Галакси", ООО "Мегамоторс", ресторан "Санта Фе". Ему же или же его родственникам принадлежит компания "Мегаспорт", магазин дорогих часов Chronograf, интернет-провайдер U Com, сеть магазинов Villeroy and Bosh, таможенный терминал "Альянс", молочный завод "Амасия" и другие предприятия. Также, впрочем, лишь по слухам, в собственности у Хачатряна или его родственников имеется недвижимость в Лос-Анджелесе, Париже, Дубае и Цахкадзоре. Ситуация такова, что в республике об имуществе Хачатряна знают практически все, кроме тех, кому полагается об этом знать. На попытки армянских СМИ сделать официальный запрос об истинных размерах имущества начальника Комитета госдоходов, в пресс-службе комитета заявляют, что сведения об имуществе должностных и аффилированных с ними лиц предоставляются в порядке, предусмотренном законом "О декларации имущества и доходов физических лиц". С этой целью армянским журналистам предлагают зайти на сайт комитета, на котором, якобы прописано все имущество Хачатряна и ему подобных. В реальности, из деклараций эту информацию узнать невозможно, поскольку там отмечаются лишь изменения в перечне собственности за отчетный год и величина доходов. Помимо этого, сайт находиться в столь запущенном и запутанном, явно преднамеренно, состоянии, что почерпнуть из него сведения о доходах Хачатряна возможным вообще не представляется. Каким образом, и с какой эффективностью может бороться с “тенью” в армянской экономике главный налоговик и таможенник Армении в лице Хачатряна, при этом сам находящейся в “тени”, предоставляем решать самим читателям.
Другим ярко выраженным монополистом считается владелец компании Alex Grig, олигарх, импортер на нескольких товарных рынках первой необходимости, депутат армянского парламента, представитель правящей Республиканской партии Армении Самвел Алексанян более известный в Армении как Лфик Само. Компания Алексаняна осуществляет монопольный импорт сахара, сливочного и растительного масла, доминирует на рынке импорта зерна и муки в Армению. Помимо этого он владеет самой мощной в Армении сетью супермаркетов Yerevan Citi. Чтобы представить истинные размеры деятельности Алексаняна отметим лишь, что в прошлом году Alex Grig вошла в тройку крупнейших налогоплательщиков страны. Однако это не мешает депутату-монополисту по-прежнему успешно оставаться в “тени”, получая сверхприбыли, несоразмерные с небольшим внутренним рынком республики.
Чтобы раскрыть схемы, по которым чиновники-депутаты минуют налоговые органы, быть гением не потребуется. Можно просто побеседовать с владельцами продуктовых магазинов, которые около 30% основных продуктов питания закупают у монопольных импортеров. Закупить эти продукты у импортеров-конкурентов не представляется возможным, учитывая полное отсутствие таковых. Поехать же заграницу и самостоятельно импортировать тот или иной продукт питания армянские ритейлеры не в состоянии, так как в этом случае на границе, а еще точнее, на армянской таможне их обдерут, как липку, после чего им придется продавать товар по более высоким ценам, чем монополисты. В этих доминирующих условиях принадлежащие армянским чиновникам компании-импортеры преспокойно продают товары ритейлерам, в большинстве случаев даже не предоставляя покупателям счет-фактуры. Учитывая, что при отсутствии счет-фактур с оборота взимается НДС в 20% (в то время, как при наличии документов, налоги составляют всего 2% от оборота) не предоставляя счет-фактуры, монополии укрывают в “тени” свои реальные обороты, прямо уклоняясь от уплаты налогов. В результате проблемы с уплатой налогов возникают не у монополистов, а у тех же розничных торговцев, становящихся жертвами ценовых спекуляций доминирующих монополистических компаний. Ритейлеры же, не желая становиться единоличными козлами отпущения, пытаются скрыть свои реальные обороты невыдачей кассовых чеков. Таким образом, в республике формируется порочный круг по уклонению от выполнения налоговых обязательств. Разница лишь в том, что налоговые органы, управляемые Гагиком Хачатряном штрафуют за неуплату исключительно мелких ритейлеров, не разрушая заколдованного монополистского круга.
Не сидит без дела в этой ситуации и Государственная комиссия по защите экономической конкуренции, которая проводит рейды по мелким магазинам в поисках спрятавшихся там недобросовестных налогоплательщиков, упорно не желающих конкурировать с олигополиями. В ГКЗЭК почему-то не видят, что цены на товары первой необходимости поднимаются неоправданно именно монополистами-импортерами, а не владельцами небольших магазинов. Это наводит на мысль, что монополист просто хочет таким образом компенсировать издержки в других отраслях своего бизнеса. В организации предвыборной кампании, к примеру…
Причин подобного малоутешительного состояния экономики, идущего вразрез с необоснованным и поэтому сомнительным оптимизмом властей несколько. Первая - наличие в республике монополий, а точнее олигополий, уничтожающих малый и средний бизнес. Вторая - отток капитала, принявший угрожающий характер. В условиях небольшого по объемам рынка, даже монополии в какой-то момент начинают задыхаться внутри него, что неминуемо выражается в виде их оттока в виде капитала. Объективно, товарные рынки Армении в силу своих ограниченных объемов и неустойчивости институциональных структур и традиций рыночной экономики довольно сконцентрированы, а еще точнее монополизированы. Это обстоятельство характеризуется правительством как “наличие на рынке страны хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение”. В результате, по оценкам независимых экспертов, отток капитала из Армении приближается к 1 млрд дол., почти приравниваясь к притоку трансфертов в республику. Увод капитала из Армении - гораздо более серьезная угроза для экономики, чем даже проблема малого и среднего бизнеса. При этом, и та, и другая являются производными от деятельности все тех же монополистов.
Монополизированность товарных рынков, и других сфер экономики способствует стагнации этих сфер, подстегивает инфляцию, лишая госбюджет налоговых поступлений. 17,4-процентное соотношение налогов к ВВП, которое заложено в госбюджете страны на 2012 год, стало наглядным тому свидетельством. Однако даже этот позорный коэффициент правительство представляет армянскому обществу как великое достижение. Эта проблема, ставшая реальным тормозом развития армянской экономики, существует на протяжении как минимум 10-12 лет. Она появилась с приходом к власти второго президента Роберта Кочаряна, породившего монополии в республике. Теперь же, учитывая, что позиции и интересы монополистов в Армении находятся под покровительством властей, которые сами в свою очередь тесно с ними сращены, никаких действенных шагов по кардинальному разрешению проблемы монополий в Армении не предпринимается.
Цинизм армянских чиновников-олигархов дошел до таких пределов, что реальные собственники монополий занимают посты в законодательной и исполнительной ветвях власти. Ярким примером монополиста-чиновника можно назвать начальника Комитета по госдоходам Армении Гагика Хачатряна, которому (естественно опосредованно) принадлежит один из двух крупнейших импортеров продуктов питания в Армении компания MegaFood, а также компании "Апейрон", супермаркет, такси-сервис, хлебопекарни "Галакси", ООО "Мегамоторс", ресторан "Санта Фе". Ему же или же его родственникам принадлежит компания "Мегаспорт", магазин дорогих часов Chronograf, интернет-провайдер U Com, сеть магазинов Villeroy and Bosh, таможенный терминал "Альянс", молочный завод "Амасия" и другие предприятия. Также, впрочем, лишь по слухам, в собственности у Хачатряна или его родственников имеется недвижимость в Лос-Анджелесе, Париже, Дубае и Цахкадзоре. Ситуация такова, что в республике об имуществе Хачатряна знают практически все, кроме тех, кому полагается об этом знать. На попытки армянских СМИ сделать официальный запрос об истинных размерах имущества начальника Комитета госдоходов, в пресс-службе комитета заявляют, что сведения об имуществе должностных и аффилированных с ними лиц предоставляются в порядке, предусмотренном законом "О декларации имущества и доходов физических лиц". С этой целью армянским журналистам предлагают зайти на сайт комитета, на котором, якобы прописано все имущество Хачатряна и ему подобных. В реальности, из деклараций эту информацию узнать невозможно, поскольку там отмечаются лишь изменения в перечне собственности за отчетный год и величина доходов. Помимо этого, сайт находиться в столь запущенном и запутанном, явно преднамеренно, состоянии, что почерпнуть из него сведения о доходах Хачатряна возможным вообще не представляется. Каким образом, и с какой эффективностью может бороться с “тенью” в армянской экономике главный налоговик и таможенник Армении в лице Хачатряна, при этом сам находящейся в “тени”, предоставляем решать самим читателям.
Другим ярко выраженным монополистом считается владелец компании Alex Grig, олигарх, импортер на нескольких товарных рынках первой необходимости, депутат армянского парламента, представитель правящей Республиканской партии Армении Самвел Алексанян более известный в Армении как Лфик Само. Компания Алексаняна осуществляет монопольный импорт сахара, сливочного и растительного масла, доминирует на рынке импорта зерна и муки в Армению. Помимо этого он владеет самой мощной в Армении сетью супермаркетов Yerevan Citi. Чтобы представить истинные размеры деятельности Алексаняна отметим лишь, что в прошлом году Alex Grig вошла в тройку крупнейших налогоплательщиков страны. Однако это не мешает депутату-монополисту по-прежнему успешно оставаться в “тени”, получая сверхприбыли, несоразмерные с небольшим внутренним рынком республики.
Чтобы раскрыть схемы, по которым чиновники-депутаты минуют налоговые органы, быть гением не потребуется. Можно просто побеседовать с владельцами продуктовых магазинов, которые около 30% основных продуктов питания закупают у монопольных импортеров. Закупить эти продукты у импортеров-конкурентов не представляется возможным, учитывая полное отсутствие таковых. Поехать же заграницу и самостоятельно импортировать тот или иной продукт питания армянские ритейлеры не в состоянии, так как в этом случае на границе, а еще точнее, на армянской таможне их обдерут, как липку, после чего им придется продавать товар по более высоким ценам, чем монополисты. В этих доминирующих условиях принадлежащие армянским чиновникам компании-импортеры преспокойно продают товары ритейлерам, в большинстве случаев даже не предоставляя покупателям счет-фактуры. Учитывая, что при отсутствии счет-фактур с оборота взимается НДС в 20% (в то время, как при наличии документов, налоги составляют всего 2% от оборота) не предоставляя счет-фактуры, монополии укрывают в “тени” свои реальные обороты, прямо уклоняясь от уплаты налогов. В результате проблемы с уплатой налогов возникают не у монополистов, а у тех же розничных торговцев, становящихся жертвами ценовых спекуляций доминирующих монополистических компаний. Ритейлеры же, не желая становиться единоличными козлами отпущения, пытаются скрыть свои реальные обороты невыдачей кассовых чеков. Таким образом, в республике формируется порочный круг по уклонению от выполнения налоговых обязательств. Разница лишь в том, что налоговые органы, управляемые Гагиком Хачатряном штрафуют за неуплату исключительно мелких ритейлеров, не разрушая заколдованного монополистского круга.
Не сидит без дела в этой ситуации и Государственная комиссия по защите экономической конкуренции, которая проводит рейды по мелким магазинам в поисках спрятавшихся там недобросовестных налогоплательщиков, упорно не желающих конкурировать с олигополиями. В ГКЗЭК почему-то не видят, что цены на товары первой необходимости поднимаются неоправданно именно монополистами-импортерами, а не владельцами небольших магазинов. Это наводит на мысль, что монополист просто хочет таким образом компенсировать издержки в других отраслях своего бизнеса. В организации предвыборной кампании, к примеру…