Ефим Пивовар: Историческое образование нуждается в изменениях

Читать на сайте Вестник Кавказа
В одной из предвыборных статей Владимир Путин назвал задачей образования обеспечение обязательного объёма гуманитарного знания как основы самоидентификации народа и предложил усилить преподавание гуманитарных предметов. О том, в каких изменениях нуждается историческое образование, рассказал ректор Российского государственного гуманитарного университета Ефим Пивовар, передаёт РИА Новости.

"Организаций, занимающихся историческим образованием, довольно много, - заметил учёный. - С 2004 года существует Академическая ассоциация гуманитарного знания, есть Российское общество историков-архивистов, занимающееся и вопросами историко-архивного образования, начала свою деятельность Ассоциация учителей истории и обществознания, недавно по инициативе директора издательства "Просвещение" Александра Кондакова был создан Общественный совет по вопросам гуманитарного образования. В РГГУ ежегодно проводится международный форум "Гуманитарные чтения" - это тоже возможность влиять на содержание образования".

Ректор РГГУ отметил несколько ключевых проблем. По его словам, это стандарт старшей школы, который должен быть принят в ближайшее время, доработка контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ, совершенствование учебников. Отдельная тема - школьный курс обществознания, который ведут учителя истории без соответствующей этой дисциплине квалификации.

"На съезде учителей истории и обществознания в прошлом году говорилось о переходе в старшей школе от концентрического построения содержания образования к линейному, - заявил Ефим Пивовар. - Сейчас весь курс истории изучают до 9 класса, а в 10-11 классах повторяют его же, но на более высоком уровне. Зачем? Мы ведь вновь перешли на всеобщее среднее образование - пусть курс будет единым".

Ученый заметил, что большинство историков склоняется к тому, что следует ввести изучение "России в мире" - исторический, а не синтетический курс, основанный на разных отраслях знания: истории, географии. "Синтетические курсы в школе возможны, но все равно они должны иметь фундаментальную основу, и в данном случае таковой может стать история", - заявил ректор РГГУ.

Затрону ученый и вопрос учебников. "Идея оставить один учебник, чтобы избежать разных толкований истории, - иллюзия: даже в советские годы все зависело, прежде всего, от учителя. Кроме того, есть другие источники информации - семья, СМИ, художественная литература, Интернет. Другая крайность - не ограничивать количество учебников - тоже бессмысленна. Для эффективной работы учительства, на мой взгляд, должно быть не более 3-5 рекомендованных учебников", - уверен ученый.

Ефим Пивовар обосновал свои аргументы тем, что изменился принцип экспертизы: учебники оценивают в РАН с точки зрения научных представлений и в РАО - с точки зрения методики. "Никто не допустит заявлений, которые противоречат достигнутому консенсусу по основным историческим проблемам. В вузах мы обязаны представлять студентам разные толкования, погружать их в научные дискуссии, а в школе должны даваться общепризнанные оценки. Нельзя забывать и о героических страницах истории России - это важно с позиции воспитания, ведь школьное образование - это воспитание знанием", - сказал доктор наук.

Затронул профессор и трактовки последних исторических событий, отметив, что история современности - сложный проект для любого ученого, потому что он основывается не только на источниках, но и на собственных наблюдениях, свидетельствах очевидцев, имеет свою гражданскую составляющую. Но авторы учебников и учителя должны принимать во внимание, что их гражданская позиция не должна превалировать над совокупностью реальных исторических фактов недавнего прошлого, которая должна быть доступна сегодняшним школьникам.

"2012 год объявлен Годом российской истории. В связи с этим в РГГУ, помимо научных мероприятий, посвященных юбилейным историческим событиям (1612 год, 1812 год и другие даты), мы реализуем несколько проектов. Так, в рамках проекта "Родные корни" каждый студент до конца года должен "построить" свое генеалогическое древо. Второй проект - создание портала научной и образовательной информации "Родная история", рассчитанного в том числе на учителей, и его мы рассматриваем как противовес недостоверной информации, которой сейчас много в Сети. Третий проект - сбор свидетельств очевидцев постсоветской эпохи для нашего архива, прежде всего, на основании опыта семей наших студентов, а это немалая общероссийская выборка", резюмировал ученый.