Александр Котов: Сезонные ограничения автоперевозок существуют лишь на бумаге
Читать на сайте Вестник КавказаФедеральное дорожное агентство (Росавтодор) с 1 апреля ввело временные ограничения на движение грузовиков на некоторых участках более десятка федеральных автотрасс. Цель - сохранить дорожное полотно от проседания и появления колеи. При этом в ведомстве сообщают, что ограничения не будут тотальными - запрет на передвижение грузовиков будет действовать лишь в дневное время: в период с 10.00 до 22.00. Кроме того, ограничения затронут трассы не одновременно, а поочередно. Отмечается также, что продолжительность временного ограничения движения в весенний период не должна превышать 30 дней, передает ПРАЙМ-ТАСС.
В перечень дорог, попавших под ограничения, включен ряд трасс, связывающих центр России с регионами Северного Кавказа. Это трассы М-4 "Дон" Москва-Новороссийск, М-6 "Каспий" Москва-Астрахань, М-27 Джубга-Сочи, М-29 "Кавказ" Краснодар-Баку, А-154 Астрахань-Ставрополь, А-155 Черкесск-Абхазия, А-156 Лермонтов-Черкесск, Кочубей-Минеральные Воды, Астрахань-Махачкала, Владикавказ-Нижний Ларс, Минеральные Воды-Кисловодск.
Напомним, 22 марта в Росавтодоре прошел пресс-брифинг с участием начальника управления эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Игорем Астаховым, посвященный теме ввода временного ограничения движения транспортных средств в весенний период текущего года.
Игорь Астахов сообщил, что в этом году период ввода весенних ограничений продлится с 1 апреля по 27 июня, а последовательность ввода будет определена географическими и климатическими особенностями регионов. Чиновник также отметил, что ограничения не коснутся определенной группы перевозчиков, связанных с рядом жизненно необходимых товаров. Им будут выдаваться специальные разрешения согласно перечню установленных грузов. Их общая масса может, как и в обычном режиме, составлять 40 тонн. Остальные перевозчики будут вынуждены либо планировать поездки в другие периоды, либо облегчать свой транспорт. В случае фиксации органами ГИБДД и Ространснадзора случаев нарушения режима ограничения будут взиматься штрафы за ущерб, нанесенный дорогам по установленным тарифам.
Однако не стоит забывать, что вся строгость российского законодательства сводится на нет необязательностью его исполнения. "Дело в том, что многие сотрудники весового контроля, посты которого расположены вдоль дорог, берут взятки и пропускают большегрузные машины, которые продолжают ломать дороги", - рассказал в интервью "Вестнику Кавказа" председатель Межрегионального профессионального союза водителей-профессионалов Александр Котов.
"Ограничения вводятся еще и по наименованиям перевозимых грузов, они не касаются например медикаментов, посевного материала, нефтепродуктов и некоторых видов питания. Причем список продуктов питания, разрешенных к перевозке в этот период, прописан не четко - мука, мясо, молоко, детское питание – что тоже создает трудности на пути следования большегрузов. Так, в одном регионе какой-то определенный вид каши считают детским питанием, а в другом – нет", - заметил эксперт.
Председатель профсоюза водителей предположил, что поставок товаров из Азербайджана и Армении ограничения сильно не коснутся, так как из этих стран автотранспортом в основном вывозятся овощи и фрукты, а сейчас для них не сезон. "А то, что везется, все равно будет везтись в силу того, что зачастую ограничения существуют лишь на бумаге, - заметил эксперт. - Я не призываю платить взятки, но как это ни странно звучит, если бы чиновники на дорогах их не брали, то многие регионы ощутили бы острый дефицит по определенным видам продукции. В большей степени это касается именно поставок из центра в регионы Кавказа".
Александр Котов рассказал о том, что прямое грузовое автотранспортное сообщение между Грузией и Россией, в чистом виде сейчас практически отсутствует: дальше Новороссийска машины длиной более 12 метров не пропускаются. Российские грузы доставляются до Новороссийска, откуда уходят паромами, что значительно удорожает и затрудняет их доставку. Дорога от Новороссийска до Сочи закрыта для большегрузных автомобилей давно, больше года, а введение ограничений на этом участке еще более усложнит перевозку грузов, так как под запрет попадет и транспорт, который не будет проходить по лимитам нагрузки на ось, - заверил специалист.
"Зачастую на определенной трассе вводятся ограничения по нагрузке на ось в пределах 7, а то и 4 тонн, что практически исключает из движения ряд седельных тягачей, нагрузка на ось которых в порожнем состоянии составляет 5 тонн, - объяснил Котов. - Если бы все эти ограничения строго выполнялись, то грузовые потоки сократились бы раза в три. Можно, конечно, увеличить в три раза грузовой автопарк на направлении или же заранее готовить транспорт, но это уже – из области фантастики".
"В целом же вводимые ограничения приводят к конкретному выводу: дороги надо строить такого качества и в таком объеме, чтобы они позволяли перевозить любые грузы вне зависимости от времени года, и на любом автотранспорте соответствующем мировому уровню и эксплуатируемом в Западных странах. Конечно, могут быть участки, где происходят подтопления, но в таких случаях отрабатываются пути объезда. Мы же просто закрываем дороги", - резюмировал эксперт.
Аналогичные действия по отношению к перевозчикам грузов Росавтодором применялись и в прошлом году. Тогда дальнобойщики пожаловались президенту РФ Дмитрию Медведеву на сезонные запреты, коснувшиеся машин грузоподъемностью от 3 тонн. Перевозчики усмотрели коррупционный мотив в действиях чиновников, обращая внимание главы государства на то, что в стране есть дорожный фонд, активно развивается система платных дорог, а в итоге по трассам ездить нельзя.
Представители Федерального дорожного агентства тогда сухо отметили, что "проект был заблаговременно предоставлен всем пользователям автодорог, поэтому автоперевозчики могли заранее рассчитать долгосрочные контракты на поставку грузов, чтобы не создавать неудобств ни себе, ни отправителям". Тем, кому действительно необходимо что-то перевезти, предложили оформить специальные разрешения за отдельную плату. Кроме того, дальнобойщикам посоветовали пересесть на более легкие машины…