"Дилемма Азербайджана" или интерпретация на вольные темы
Читать на сайте Вестник КавказаПоявившаяся в ряде СМИ статья Томаса де Ваала "Дилемма Азербайджана" вызвала большой интерес у российских экспертов, прежде всего потому, что это полное собрание стереотипов о современном государстве Южного Кавказа и его соседях, которые по-прежнему доминируют в западном информационном поле. На самом деле трудно возражать против фактов, приведенных в статье, но вот их интерпретация всякий раз вызывает вопросы, которые порождают сомнения в объективности де Ваала.
Например, его замечания по поводу присутствия Азербайджана в Совете безопасности ООН. Автор сразу же приводит цитату "одного западного дипломата": "Можно спрятаться на Генеральной ассамблее ООН, но в Совете безопасности не спрячешься". Что тут можно возразить или, точнее, как можно доказать, что ты не верблюд? В отношении Сирии на позицию официального Баку по этому вопросу, в большей степени, оказывают влияние вовсе не решительность азербайджанской стороны, а определенные обязательства перед партнерами ОИС.
Аналогичным образом автор произвольно интерпретирует и характер отношений между Баку и Анкарой. Израильский фактор действительно влияет на эти взаимоотношения, но многие эксперты полагают, что это только лишь верхушка айсберга, а наиболее глубокие серьезные факторы, определяющие параметры отношений в треугольнике Анкара-Баку-Тель-Авив, не публичны, о них едва ли можно судить из публикаций израильских СМИ.
Что примечательно, Томас де Ваал лишь однажды упоминает об отношениях с Вашингтоном в контексте истории несостоявшегося посла в Баку Мэтью Брайзы, но при этом ничего не пишет о том, что и в отношениях с Грузией, и в формате иранской проблемы, и даже в диалоге между Азербайджаном и Россией влияние внерегионального фактора в лице Вашингтона является очень серьезным. Когда де Ваал пишет о том, что Азербайджан и Иран могут очень сильно навредить друг другу, и им надо воздерживаться от любых конфронтационных шагов, так и хочется задать вопрос: "А кто формирует эту ситуацию, кто подталкивает региональных игроков к взаимной конфронтации?".
По логике многих европейских и американских экспертов, в регионе нет стран, способных вести вменяемую политику. Судя по всему, подразумевается, что надо внимательнее прислушиваться к своим заокеанским друзьям, потому как сразу наступит счастье и для Турции, и для Азербайджана, ну а для Грузии оно уже не за горами. Видимо, несмотря на то, что западные аналитики любят напоминать российским коллегам о том, что страны Южного Кавказа - не объекты, а субъекты международной политики, сами они, решая определенные задачи, успешно этот факт игнорируют.
Например, его замечания по поводу присутствия Азербайджана в Совете безопасности ООН. Автор сразу же приводит цитату "одного западного дипломата": "Можно спрятаться на Генеральной ассамблее ООН, но в Совете безопасности не спрячешься". Что тут можно возразить или, точнее, как можно доказать, что ты не верблюд? В отношении Сирии на позицию официального Баку по этому вопросу, в большей степени, оказывают влияние вовсе не решительность азербайджанской стороны, а определенные обязательства перед партнерами ОИС.
Аналогичным образом автор произвольно интерпретирует и характер отношений между Баку и Анкарой. Израильский фактор действительно влияет на эти взаимоотношения, но многие эксперты полагают, что это только лишь верхушка айсберга, а наиболее глубокие серьезные факторы, определяющие параметры отношений в треугольнике Анкара-Баку-Тель-Авив, не публичны, о них едва ли можно судить из публикаций израильских СМИ.
Что примечательно, Томас де Ваал лишь однажды упоминает об отношениях с Вашингтоном в контексте истории несостоявшегося посла в Баку Мэтью Брайзы, но при этом ничего не пишет о том, что и в отношениях с Грузией, и в формате иранской проблемы, и даже в диалоге между Азербайджаном и Россией влияние внерегионального фактора в лице Вашингтона является очень серьезным. Когда де Ваал пишет о том, что Азербайджан и Иран могут очень сильно навредить друг другу, и им надо воздерживаться от любых конфронтационных шагов, так и хочется задать вопрос: "А кто формирует эту ситуацию, кто подталкивает региональных игроков к взаимной конфронтации?".
По логике многих европейских и американских экспертов, в регионе нет стран, способных вести вменяемую политику. Судя по всему, подразумевается, что надо внимательнее прислушиваться к своим заокеанским друзьям, потому как сразу наступит счастье и для Турции, и для Азербайджана, ну а для Грузии оно уже не за горами. Видимо, несмотря на то, что западные аналитики любят напоминать российским коллегам о том, что страны Южного Кавказа - не объекты, а субъекты международной политики, сами они, решая определенные задачи, успешно этот факт игнорируют.