Чего ждать от визита Лаврова в Кавказский регион? - эксперты
Читать на сайте Вестник КавказаКак известно, министр иностранных дел России Сергей Лавров 2-6 апреля совершает ряд визитов, а именно - в Ереван, Баку, Бишкек и Астану. Визиты в Армению и Азербайджан приурочены к 20-летию дипломатических отношений России с этими странами. Визит в Киргизию также приурочен к 20-летию дипотношений. Между тем предполагается, что в Казахстане Лавров примет участие в заседаниях СМИД ОДКБ и СНГ.
Своими мыслями о перспективах посещения Сергеем Лавровым Кавказского региона с "Вестником Кавказа" поделился директор института Востоковедения НАН Армении Рубен Сафрастян. "Я думаю, что нужно исходить из того, что прошли президентские выборы в России, а также на носу парламентские выборы в Армении и другие выборы в регионе, и каких-то серьёзных предложений со стороны Лаврова ожидать не приходится". Однако, по словам эксперта, сам по себе визит министра иностранных дел России в регион, конечно, важное событие, исходя из того, какую важную роль играет Россия на Кавказе.
Подобного мнения придерживается директор аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев: "Там формально-протокольного визита точно не будет, потому что Россия вовлечена непосредственно, даже как лидер в Минской группе ОБСЕ, в урегулирование нагорно-карабахского конфликта".
По словам эксперта, Медведев делал очень серьёзные усилия, собирал азербайджанского и армянского президентов за столом переговоров, пытался найти между ними какую-то среднюю линию, компромисс. Андрей Казанцев отметил, что президент прилагал к этому достаточно большие усилия, и никто из других сопредседателей Минской группы ОБСЕ таких усилий, как Россия и президент Медведев, не затрачивал на это дело. "Где-то там позиции сторон удавалось сблизить, хотя до конца вопрос так и не решён, - добавил он, - но с другой стороны, и войны не произошло, а мы знаем, что в регионе есть горячие головы и угроза конфликта очень серьёзная".
Эксперт отметил, что озабоченность и в Армении, и в Азербайджане по поводу того, что будет после того, как в России появится новый президент, будет ли он по-прежнему заинтересован в том, чтобы, как Медведев в своё время, много времени тратить на то, что, хотя бы, свести стороны вместе, не дать начаться войне, либо у него будут другие приоритеты, вполне оправдана.
Заместитель генерального директора Фонда стратегической культуры Андрей Арешев в интервью "Вестнику Кавказа" отметил, что, очевидно, визит Сергея Лаврова в Баку и Ереван связан с определенными новыми предложениями, возможно, некоторыми поправками к мадридским принципам, которые по-прежнему лежат на столе переговоров. "Это - так называемая "челночная дипломатия", которая традиционно осуществляется главой российского МИД, и осуществляется, на мой взгляд, достаточно эффективно с учетом нынешних условий", отметил он.
Несмотря на то, что официально визиты приурочены к 20-летию установления дипотношений между Россией и кавказскими странами, Андрей Арешев считает, что в их ходе будут рассмотрены и некоторые рабочие моменты, связанные с приданием нового импульса переговорам. При этом от этих визитов Сергея Лаврова не ожидается каких-то прорывов. Вместе с тем они будут, по мнению эксперта, достаточно полезны, но носить в целом рабочий характер. В целом же, отметил Андрей Арешев, визиты министра иностранных дел России в Ереван и Баку - это "очень хорошо с учетом того, что власти Азербайджана и Армении очень сложно идут на контакт друг с другом, и тут глава российской дипломатии делает очень нужное и полезное дело".
Как ранее сообщал "Вестник Кавказа", Сергей Лавров, выступая в понедельник в Государственном университете в столице Армении, сделал несколько заявлений касательно политики России в решении ряда животрепещущих вопросов в кавказском регионе и мире. В частности, он отметил, что Россия считает неприемлемым принятие решения по статусу Каспия без учета мнения каспийских государств. "Решение, которое принимается без учета мнения всех каспийских государств о том, как использовать Каспийское море, да еще и с участием объединения, в данном случае Евросоюза, который далеко расположен от этих мест - это неприемлемо", - сказал Лавров.
По словам министра, Россия считает, что в решении вопроса по статусу Каспия "есть все основания для того, чтобы пять каспийских государств решали без чьей-либо подсказки, без чьих-либо достаточно провоцирующих действий".
Коснувшись проблемы иранской ядерной программы, Сергей Лавров отметил, что санкции против Ирана необходимо снимать после того, как это страна убедит всех в мирном характере своей ядерной программы. "Подход "шестерки", выдвинутый несколько лет назад, подразумевает, что как только Иран убедит всех через верификацию МАГАТЭ в исключительно мирном характере его ядерной программы, он будет обладать всеми правами ядерного члена МАГАТЭ", - сказал Лавров. Министр добавил, что если такое понимание есть, в этом случае все санкции с Ирана должны быть сняты.
В решении сирийской проблемы Лавров высказался в том ключе, что власти Сирии должны отдать приказ о выводе войск из населенных пунктов, однако это должно подкрепляться ответными шагами со стороны оппозиции. "Мы согласны с тем, что правительство Сирии должно сделать первый шаг и дать приказ о начале отвода сил безопасности, армейских подразделений из населенных пунктов, но завершение этого отвода невозможно без встречных шагов со стороны тех, кто воюет с правительством, иначе это будет нереалистичный расчет", - сказал Лавров.
Кроме того, затронув проблему нагорно-карабахского конфликта, Сергей Лавров отметил, что "посредники (в нагорно-карабахском урегулировании) выполняли и выполняют свои функции честно, не отступая от принципов Хельсинкского заключительного акта, а именно: отказ от применения силы и угрозы ее применения, соблюдение территориальной целостности и право народов на самоопределение. Позиция сопредседателей не менялась".
Своими мыслями о перспективах посещения Сергеем Лавровым Кавказского региона с "Вестником Кавказа" поделился директор института Востоковедения НАН Армении Рубен Сафрастян. "Я думаю, что нужно исходить из того, что прошли президентские выборы в России, а также на носу парламентские выборы в Армении и другие выборы в регионе, и каких-то серьёзных предложений со стороны Лаврова ожидать не приходится". Однако, по словам эксперта, сам по себе визит министра иностранных дел России в регион, конечно, важное событие, исходя из того, какую важную роль играет Россия на Кавказе.
Подобного мнения придерживается директор аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев: "Там формально-протокольного визита точно не будет, потому что Россия вовлечена непосредственно, даже как лидер в Минской группе ОБСЕ, в урегулирование нагорно-карабахского конфликта".
По словам эксперта, Медведев делал очень серьёзные усилия, собирал азербайджанского и армянского президентов за столом переговоров, пытался найти между ними какую-то среднюю линию, компромисс. Андрей Казанцев отметил, что президент прилагал к этому достаточно большие усилия, и никто из других сопредседателей Минской группы ОБСЕ таких усилий, как Россия и президент Медведев, не затрачивал на это дело. "Где-то там позиции сторон удавалось сблизить, хотя до конца вопрос так и не решён, - добавил он, - но с другой стороны, и войны не произошло, а мы знаем, что в регионе есть горячие головы и угроза конфликта очень серьёзная".
Эксперт отметил, что озабоченность и в Армении, и в Азербайджане по поводу того, что будет после того, как в России появится новый президент, будет ли он по-прежнему заинтересован в том, чтобы, как Медведев в своё время, много времени тратить на то, что, хотя бы, свести стороны вместе, не дать начаться войне, либо у него будут другие приоритеты, вполне оправдана.
Заместитель генерального директора Фонда стратегической культуры Андрей Арешев в интервью "Вестнику Кавказа" отметил, что, очевидно, визит Сергея Лаврова в Баку и Ереван связан с определенными новыми предложениями, возможно, некоторыми поправками к мадридским принципам, которые по-прежнему лежат на столе переговоров. "Это - так называемая "челночная дипломатия", которая традиционно осуществляется главой российского МИД, и осуществляется, на мой взгляд, достаточно эффективно с учетом нынешних условий", отметил он.
Несмотря на то, что официально визиты приурочены к 20-летию установления дипотношений между Россией и кавказскими странами, Андрей Арешев считает, что в их ходе будут рассмотрены и некоторые рабочие моменты, связанные с приданием нового импульса переговорам. При этом от этих визитов Сергея Лаврова не ожидается каких-то прорывов. Вместе с тем они будут, по мнению эксперта, достаточно полезны, но носить в целом рабочий характер. В целом же, отметил Андрей Арешев, визиты министра иностранных дел России в Ереван и Баку - это "очень хорошо с учетом того, что власти Азербайджана и Армении очень сложно идут на контакт друг с другом, и тут глава российской дипломатии делает очень нужное и полезное дело".
Как ранее сообщал "Вестник Кавказа", Сергей Лавров, выступая в понедельник в Государственном университете в столице Армении, сделал несколько заявлений касательно политики России в решении ряда животрепещущих вопросов в кавказском регионе и мире. В частности, он отметил, что Россия считает неприемлемым принятие решения по статусу Каспия без учета мнения каспийских государств. "Решение, которое принимается без учета мнения всех каспийских государств о том, как использовать Каспийское море, да еще и с участием объединения, в данном случае Евросоюза, который далеко расположен от этих мест - это неприемлемо", - сказал Лавров.
По словам министра, Россия считает, что в решении вопроса по статусу Каспия "есть все основания для того, чтобы пять каспийских государств решали без чьей-либо подсказки, без чьих-либо достаточно провоцирующих действий".
Коснувшись проблемы иранской ядерной программы, Сергей Лавров отметил, что санкции против Ирана необходимо снимать после того, как это страна убедит всех в мирном характере своей ядерной программы. "Подход "шестерки", выдвинутый несколько лет назад, подразумевает, что как только Иран убедит всех через верификацию МАГАТЭ в исключительно мирном характере его ядерной программы, он будет обладать всеми правами ядерного члена МАГАТЭ", - сказал Лавров. Министр добавил, что если такое понимание есть, в этом случае все санкции с Ирана должны быть сняты.
В решении сирийской проблемы Лавров высказался в том ключе, что власти Сирии должны отдать приказ о выводе войск из населенных пунктов, однако это должно подкрепляться ответными шагами со стороны оппозиции. "Мы согласны с тем, что правительство Сирии должно сделать первый шаг и дать приказ о начале отвода сил безопасности, армейских подразделений из населенных пунктов, но завершение этого отвода невозможно без встречных шагов со стороны тех, кто воюет с правительством, иначе это будет нереалистичный расчет", - сказал Лавров.
Кроме того, затронув проблему нагорно-карабахского конфликта, Сергей Лавров отметил, что "посредники (в нагорно-карабахском урегулировании) выполняли и выполняют свои функции честно, не отступая от принципов Хельсинкского заключительного акта, а именно: отказ от применения силы и угрозы ее применения, соблюдение территориальной целостности и право народов на самоопределение. Позиция сопредседателей не менялась".