Учиться у Грузии: взгляд из Москвы
Читать на сайте Вестник КавказаВ Центральной Азии появилась новая мода - хорошим тоном стало обсуждать опыт грузинских реформ и произносить что-то вроде: «учиться у Саакашвили надлежащим образом». Первыми на этот путь вступили киргизские парламентарии, которые теперь чуть ли не каждый месяц выезжают в Тбилиси, чтобы поучиться уму-разуму с точки зрения борьбы с коррупцией. Теперь в фан-клуб грузинской модернизации вступил и зять Нурсултана Назарбаева - богатейший человек Казахстана - Тимур Кулибаев, который на заседании союза предпринимателей «Атамекен» привел Грузию как пример эффективной борьбы с бюрократизацией в административном аппарате. По его словам, Астане следует системно подойти к оценке отношений между бизнесом и чиновниками в южнокавказской республике: "Нынешний подход, который сейчас у нас есть, уже не работает. У нас больше тысячи разрешительных документов, более 400 справок, когда и сто из них трудно запомнить. Это сколько госорганов надо обойти, чтобы открыть свое дело?!" - сказал Кулибаев.
Почему наши партнеры по евразийскому экономическому проекту все чаще обращают свой взор не на отечественный опыт модернизации «по-медведевски», а внимательно считывают информацию с «визитных карточек грузинских реформ»? А информации между тем более чем достаточно: это и радикальное преобразование полиции, когда в один день было уволено 15 тысяч сотрудников МВД, налоговая реформа, в ходе которой число налогов было сокращено в 4 раза, борьба с коррупцией, реформа энергетики, которая обеспечила электроэнергией не только саму Грузию, но и позволила поставлять ее на экспорт, что для страны, которая в начале нулевых голов в буквальном смысле находилась во тьме, достижением вовсе не маленькое.
Как все это воспринимать? Обижаться на то, что Кулибаев и киргизы учатся уму-разуму вовсе не у наших бюрократов? Искать «мохнатую руку Запада», которая подталкивает наших партнеров в объятия Саакашвили? Насмешливо констатировать, мол, за американские деньги всю маленькую Грузию можно озолотить, а не только полицию реформировать? Все это, конечно, имеет место быть, но если уж с августа 2008 года мы всерьез рассматриваем Грузию как нашего политического оппонента, несмотря на всю несопоставимость масштабов, то надо бы и признать, что у них есть чему поучиться. Это признали и киргизы, а теперь и Тимур Кулибаев, что вовсе не означает, кстати, их полный и окончательный переход в ряды «недругов России». А нужно-то всего немного: понять, что тот образ российского чиновника, с которым сталкиваются казахские бизнесмены и киргизские трудовые мигранты вовсе не способствует желанию внимательно изучить и взять на вооружение российский опыт борьбы с коррупцией и бюрократией.
Реальную опасность для российских интересов, желание некоторых политических сил перенять грузинский опыт вплоть до создания «клона Саакашвили», могло бы представлять, пожалуй, только в Азербайджане или Армении, то есть у ближайших соседей молодой грузинской демократии. Сколько бы и ездили киргизские парламентарии в Тбилиси, толку, полагаю, от этого будет не слишком много. Проблемы киргизской административной вертикали никакими курсами по повышению квалификации, безусловно, не решить.
Что же касается Казахстана, то нужно учитывать стремление Ак Орды адаптировать на местную почту любой позитивный опыт, ведь еще 5–6 лет назад в Астане прохода не было от сингапурских и малазийских экспертов по успешным административным реформам. Поэтому реагировать на подобные вещи, как мне кажется, надо намного спокойнее, чем это делают наши политики и журналисты.
Почему наши партнеры по евразийскому экономическому проекту все чаще обращают свой взор не на отечественный опыт модернизации «по-медведевски», а внимательно считывают информацию с «визитных карточек грузинских реформ»? А информации между тем более чем достаточно: это и радикальное преобразование полиции, когда в один день было уволено 15 тысяч сотрудников МВД, налоговая реформа, в ходе которой число налогов было сокращено в 4 раза, борьба с коррупцией, реформа энергетики, которая обеспечила электроэнергией не только саму Грузию, но и позволила поставлять ее на экспорт, что для страны, которая в начале нулевых голов в буквальном смысле находилась во тьме, достижением вовсе не маленькое.
Как все это воспринимать? Обижаться на то, что Кулибаев и киргизы учатся уму-разуму вовсе не у наших бюрократов? Искать «мохнатую руку Запада», которая подталкивает наших партнеров в объятия Саакашвили? Насмешливо констатировать, мол, за американские деньги всю маленькую Грузию можно озолотить, а не только полицию реформировать? Все это, конечно, имеет место быть, но если уж с августа 2008 года мы всерьез рассматриваем Грузию как нашего политического оппонента, несмотря на всю несопоставимость масштабов, то надо бы и признать, что у них есть чему поучиться. Это признали и киргизы, а теперь и Тимур Кулибаев, что вовсе не означает, кстати, их полный и окончательный переход в ряды «недругов России». А нужно-то всего немного: понять, что тот образ российского чиновника, с которым сталкиваются казахские бизнесмены и киргизские трудовые мигранты вовсе не способствует желанию внимательно изучить и взять на вооружение российский опыт борьбы с коррупцией и бюрократией.
Реальную опасность для российских интересов, желание некоторых политических сил перенять грузинский опыт вплоть до создания «клона Саакашвили», могло бы представлять, пожалуй, только в Азербайджане или Армении, то есть у ближайших соседей молодой грузинской демократии. Сколько бы и ездили киргизские парламентарии в Тбилиси, толку, полагаю, от этого будет не слишком много. Проблемы киргизской административной вертикали никакими курсами по повышению квалификации, безусловно, не решить.
Что же касается Казахстана, то нужно учитывать стремление Ак Орды адаптировать на местную почту любой позитивный опыт, ведь еще 5–6 лет назад в Астане прохода не было от сингапурских и малазийских экспертов по успешным административным реформам. Поэтому реагировать на подобные вещи, как мне кажется, надо намного спокойнее, чем это делают наши политики и журналисты.