Учиться у Грузии: взгляд из Тбилиси
Читать на сайте Вестник КавказаНа днях в Грузии побывали депутаты киргизского парламента, изучающие опыт Грузии по проведению реформ. Киргизские депутаты вовсе не пионеры в этом процессе. За последние несколько лет в Грузию приезжали делегации нескольких постсоветских стран. А недавно глава Национальной экономической палаты (НЭП) Казахстана "Союз Атамекен" Тимур Кулибаев предложил перенять опыт Грузии по кардинальному изменению бизнес - климата в стране. Грузинские реформы действительно стали определенным брендом. Некоторые из них, безусловно, могут быть полезны и для других постсоветских стран, если только отрешится от мнения (бытующего в самой Грузии), что для столь радикальных и интенсивных реформ якобы необходима системная ломка старой системы, то есть «бархатная революция», осуществленная в 2003 году в Грузии и в 2004 году на Украине.
К достижениям команды Саакашвили относят: повышение авторитета и доверия к государственным институтам и создание некоррумпированной полиции, которая пользуется наибольшим доверием общества, сравнимым лишь с доверием к Грузинской православной церкви. А ведь еще совсем недавно, коррупция в Грузии была не просто системой, она была образом жизни, чуть ли не фактором национальной идентичности. В одном из последних радиоинтервью Эдуард Шеварднадзе заметил, что без коррупции грузинское общество просто рассыплется. Но грузинские реформы доказали, что вовсе не коррупция скрепляет общество. Оно может быть консолидировано идеей модернизации. Именно в этом многие видят основную заслугу нынешнего грузинского лидера. Он действительно добился перемен, которые можно ощутить ежедневно: от простоты регистрации фирмы или получения водительских прав до новеньких клиник в самых запущенных и богом забытых райцентрах - «медвежьих углах» горно-лесистой Грузии.
Никто не оспаривает заслугу грузинских «революционеров» в уничтожении института «воров в законе» как неотъемлемой части той же номенклатуры и функции всепроникающей коррупции во властных институтах; никто не сомневается в социальной справедливости и целесообразности «общенациональных экзаменов», благодаря которым талантливые ребята из глухих деревень и беднейших семей получили равный с тбилисской элитой шанс попасть в самые престижные вузы, причем учится за государственный счет.
Конкретных примеров гораздо больше, чем ожидали скептики. Оказалось, что главный фактор – вовсе не достаток в семье и возможность нанять репетитора, а элементарная социальная справедливость и отсутствие коррупции (пусть в форме кумовства и протекционизма) на экзаменах.
Эти системные прорывы на самом деле существеннее и важнее, чем рост бюджета с 500 млн дол. в 2003 году до 4 млрд в 2011 году. Страна, не имеющая нефти и газа, сохраняет солидный 6-7-процентный рост экономики, несмотря на разрушительную войну, теракты и не менее разрушительный мировой финансовый кризис.
Но главной системной предпосылкой успеха стала трансформация бюрократии. Речь идет не только и не столько о новых, молодых кадрах, а об изменении ее функции с контролирующей на «сервильную». Команда реформаторов отменила практически все лицензии. По легкости начала бизнеса Грузия занимает одно из первых мест в мире. Зарегистрировать новую фирму, концерн или компанию можно за несколько часов. Любую справку можно получить за те же несколько часов не выходя из дома, направив запрос по интернету. Действует принцип «одного окна» - если у вас нет интернета, вы в любом случае можете получить любую справку или документ в одном учреждении, называемом Домом юстиции.
Ситуация, когда фирма регистрируется утром, а вечером уже действует ее офис с штатом сотрудников и всеми телекоммуникационными возможностями, для современной Грузии обычная практика. Налоги также можно платить по интернету с использованием банковского счета – ни разу непосредственно не контактируя с налоговой полицией, которой запрещено проверять предприятие чаще, чем раз в несколько лет. Налогоплательщик лишь обязан представлять к 1 апреля налоговую декларацию. Причем форма заполняется в электронном виде, а налогоплательщик получает подтверждение в виде смс на мобильный телефон.
Таможенные терминалы оборудованы по последнему слову техники. Растаможивание любого груза занимает максимум час. Именно по этой причине, Грузия, не производящая автомобилей, вышла на первое место по их экспорту (реэкспорту) в регионе. Речь идет не только о низких налогах, а о высоком уровне бюрократического сервиса. Все разговоры чиновников с гражданами фиксируются – записываются на аудио либо видеокамеры. В последующем они проверяются специальными службами. Но не для выявления коррупционеров (об этом и речи быть уже не может), а грубости или просто неуважительного отношения к гражданам, либо иностранным инвесторам.
Все это вызывает интерес, но есть и некоторые побочные эффекты таких реформ. Во-первых, бюрократия становится менее гибкой: чиновники действуют, как роботы, карая, в полном соответствии с законом, за малейшее нарушение. А в постсоветских странах, где в отличие от Европы нет многовекового опыта ведения бизнеса, бюрократии все-таки необходимо проявлять «творческую гибкость». Говоря иначе, одной некорумпированности и «сервильности» чиновничества недостаточно, необходимо добиться ее креативности и готовности брать на себя долю ответственности вместе с бизнесом. Как сочетать выполнение этой задачи с необходимостью искоренить коррупцию – сложнейшая проблема. Решить ее до конца в Грузии пока не удалось.
Второй негативный побочный эффект упрощения всего и вся – легкость «ведения дел» для всякого рода мошенников, которые не прочь воспользоваться ситуацией, когда, например, операцию купли-продажи квартиры можно зарегистрировать по интернету. Естественно, во времена, когда за эту операцию нужно было платить солидную мзду мелкому (то есть особенно свирепому и придирчивому) чиновнику, предварительно отстояв многочасовую очередь у его кабинета, - таких случаев было гораздо меньше. Но справедливости ради отметим, что эти «побочные эффекты» поддаются лечению. Кроме того, мы же не отказываемся от принятия необходимого лекарства из-за того, что в одном случае из тысячи оно может оказывать негативное воздействие.
Таким образом, многое из грузинских реформ действительно может представлять интерес для «братьев по советскому прошлому» и лишь время покажет, прав ли Михаил Саакашвили, постоянно утверждающий, что без системной ломки старой системы и полной смены элит (то есть революции) их проведение невозможно.
К достижениям команды Саакашвили относят: повышение авторитета и доверия к государственным институтам и создание некоррумпированной полиции, которая пользуется наибольшим доверием общества, сравнимым лишь с доверием к Грузинской православной церкви. А ведь еще совсем недавно, коррупция в Грузии была не просто системой, она была образом жизни, чуть ли не фактором национальной идентичности. В одном из последних радиоинтервью Эдуард Шеварднадзе заметил, что без коррупции грузинское общество просто рассыплется. Но грузинские реформы доказали, что вовсе не коррупция скрепляет общество. Оно может быть консолидировано идеей модернизации. Именно в этом многие видят основную заслугу нынешнего грузинского лидера. Он действительно добился перемен, которые можно ощутить ежедневно: от простоты регистрации фирмы или получения водительских прав до новеньких клиник в самых запущенных и богом забытых райцентрах - «медвежьих углах» горно-лесистой Грузии.
Никто не оспаривает заслугу грузинских «революционеров» в уничтожении института «воров в законе» как неотъемлемой части той же номенклатуры и функции всепроникающей коррупции во властных институтах; никто не сомневается в социальной справедливости и целесообразности «общенациональных экзаменов», благодаря которым талантливые ребята из глухих деревень и беднейших семей получили равный с тбилисской элитой шанс попасть в самые престижные вузы, причем учится за государственный счет.
Конкретных примеров гораздо больше, чем ожидали скептики. Оказалось, что главный фактор – вовсе не достаток в семье и возможность нанять репетитора, а элементарная социальная справедливость и отсутствие коррупции (пусть в форме кумовства и протекционизма) на экзаменах.
Эти системные прорывы на самом деле существеннее и важнее, чем рост бюджета с 500 млн дол. в 2003 году до 4 млрд в 2011 году. Страна, не имеющая нефти и газа, сохраняет солидный 6-7-процентный рост экономики, несмотря на разрушительную войну, теракты и не менее разрушительный мировой финансовый кризис.
Но главной системной предпосылкой успеха стала трансформация бюрократии. Речь идет не только и не столько о новых, молодых кадрах, а об изменении ее функции с контролирующей на «сервильную». Команда реформаторов отменила практически все лицензии. По легкости начала бизнеса Грузия занимает одно из первых мест в мире. Зарегистрировать новую фирму, концерн или компанию можно за несколько часов. Любую справку можно получить за те же несколько часов не выходя из дома, направив запрос по интернету. Действует принцип «одного окна» - если у вас нет интернета, вы в любом случае можете получить любую справку или документ в одном учреждении, называемом Домом юстиции.
Ситуация, когда фирма регистрируется утром, а вечером уже действует ее офис с штатом сотрудников и всеми телекоммуникационными возможностями, для современной Грузии обычная практика. Налоги также можно платить по интернету с использованием банковского счета – ни разу непосредственно не контактируя с налоговой полицией, которой запрещено проверять предприятие чаще, чем раз в несколько лет. Налогоплательщик лишь обязан представлять к 1 апреля налоговую декларацию. Причем форма заполняется в электронном виде, а налогоплательщик получает подтверждение в виде смс на мобильный телефон.
Таможенные терминалы оборудованы по последнему слову техники. Растаможивание любого груза занимает максимум час. Именно по этой причине, Грузия, не производящая автомобилей, вышла на первое место по их экспорту (реэкспорту) в регионе. Речь идет не только о низких налогах, а о высоком уровне бюрократического сервиса. Все разговоры чиновников с гражданами фиксируются – записываются на аудио либо видеокамеры. В последующем они проверяются специальными службами. Но не для выявления коррупционеров (об этом и речи быть уже не может), а грубости или просто неуважительного отношения к гражданам, либо иностранным инвесторам.
Все это вызывает интерес, но есть и некоторые побочные эффекты таких реформ. Во-первых, бюрократия становится менее гибкой: чиновники действуют, как роботы, карая, в полном соответствии с законом, за малейшее нарушение. А в постсоветских странах, где в отличие от Европы нет многовекового опыта ведения бизнеса, бюрократии все-таки необходимо проявлять «творческую гибкость». Говоря иначе, одной некорумпированности и «сервильности» чиновничества недостаточно, необходимо добиться ее креативности и готовности брать на себя долю ответственности вместе с бизнесом. Как сочетать выполнение этой задачи с необходимостью искоренить коррупцию – сложнейшая проблема. Решить ее до конца в Грузии пока не удалось.
Второй негативный побочный эффект упрощения всего и вся – легкость «ведения дел» для всякого рода мошенников, которые не прочь воспользоваться ситуацией, когда, например, операцию купли-продажи квартиры можно зарегистрировать по интернету. Естественно, во времена, когда за эту операцию нужно было платить солидную мзду мелкому (то есть особенно свирепому и придирчивому) чиновнику, предварительно отстояв многочасовую очередь у его кабинета, - таких случаев было гораздо меньше. Но справедливости ради отметим, что эти «побочные эффекты» поддаются лечению. Кроме того, мы же не отказываемся от принятия необходимого лекарства из-за того, что в одном случае из тысячи оно может оказывать негативное воздействие.
Таким образом, многое из грузинских реформ действительно может представлять интерес для «братьев по советскому прошлому» и лишь время покажет, прав ли Михаил Саакашвили, постоянно утверждающий, что без системной ломки старой системы и полной смены элит (то есть революции) их проведение невозможно.