Караваны грузовых судов сковало льдами Каспия
Читать на сайте Вестник КавказаНесколько караванов грузовых судов с международными маршрутами застряли во льдах на севере Каспия; ледоколы астраханских портов не справляются с нагрузкой в сложных погодных условиях, сообщил журналистам в понедельник начальник береговой охраны погрануправления ФСБ по Астраханской области и республике Калмыкия Владимир Щербаков, передает РИА Новости - ЮГ.
По данным ведомственного управления, 17 судов, не добравшись до открытой воды, стоят сейчас в Волго-Каспийском канале, в то время как три имеющихся в портах ледокола в низовьях встречают из моря караван еще из 7-8 судов.
"Обстановка сложная, движение судов по транспортному коридору "Север-Юг" на участке погрануправления Астраханской области происходит с большими простоями. Связано это с ледовой обстановкой, со сложностью движения судов, которое обеспечивает капитания порта. В зимний период проводка осуществляется с помощью ледоколов, порт организует формирование и вывод караванов, но караваны часто застревают", - рассказал Щербаков.
По его словам, такие нештатные ситуации возникали в течение зимы несколько раз. В январе шесть судов простояли вблизи границы пять суток, в феврале во льдах несанкционированно останавливались 26 судов, а последняя "пробка" была ликвидирована только 7 марта. Сейчас в канале вновь стоят российские, иранские, таджикистанские суда с различными пунктами назначения. Поскольку стоянка судов вблизи границы является прямым нарушением законодательства и создает потенциальную возможность контрабанды, пограничная служба вынуждена вести усиленный контроль за всеми объектами и направлять предписания капитании порта.
"Мы не стремимся мешать судоходству. Хотя должны, по-хорошему, после остановки запрещать пересечение границы, возвращать судно обратно и заново досматривать. С начала года не привлекли к ответственности еще ни одного капитана судна. Требуем только исполнять законодательство, для чего не формировать караваны более 5-6 судов. Понятно, что каждая проводка стоит больших денег, но ледовая обстановка все равно не позволяет вести караваны из 12-13 судов. По дороге лед встает, часть каравана теряется, получается новый форс-мажор", - пояснил представитель погрануправления.
Руководство астраханского филиала ФГУП "Росморпорт" видит причину заторов не только в тяжелой ледовой обстановке, но и в качестве самих судов, приходящих в астраханские порты.
"Проблема есть. И даже отношения с пограничниками в этом году осложнились у нас. Но здесь такие погодные условия, которые и ледоколам не всегда бывают в радость. Потому что лед местами нарастает на метр и более. И если поставить даже десять ледоколов, в порту может не оказаться судов, которые имеют возможность ходить под проводкой. Сейчас у нас есть суда, которые могут плавать за ледоколом во льдах до 40 сантиметров, и канал, где лед 60-70 сантиметров", - сообщил журналистам замдиректора филиала Александр Шалгин.
По его словам, зимой в астраханских портах были введены ограничения для судов с низким ледовым усилением, и если бы заходящие суда соответствовали погодным условиям, работы трех имеющихся ледоколов было бы вполне достаточно.
"Надо совершенствовать флот судоходный. Судовладелец должен понимать риски, что данные условия не позволяют ему работать, что будут потери", - пояснил Шалгин.
По данным штаба ледокольных проводок, сейчас ледоколы "Капитан Букаев" и "Капитан Мецайк" пытаются вывести караваны из Волго-Каспийского канала. При необходимости каждое судно буксируется отдельно.
По данным ведомственного управления, 17 судов, не добравшись до открытой воды, стоят сейчас в Волго-Каспийском канале, в то время как три имеющихся в портах ледокола в низовьях встречают из моря караван еще из 7-8 судов.
"Обстановка сложная, движение судов по транспортному коридору "Север-Юг" на участке погрануправления Астраханской области происходит с большими простоями. Связано это с ледовой обстановкой, со сложностью движения судов, которое обеспечивает капитания порта. В зимний период проводка осуществляется с помощью ледоколов, порт организует формирование и вывод караванов, но караваны часто застревают", - рассказал Щербаков.
По его словам, такие нештатные ситуации возникали в течение зимы несколько раз. В январе шесть судов простояли вблизи границы пять суток, в феврале во льдах несанкционированно останавливались 26 судов, а последняя "пробка" была ликвидирована только 7 марта. Сейчас в канале вновь стоят российские, иранские, таджикистанские суда с различными пунктами назначения. Поскольку стоянка судов вблизи границы является прямым нарушением законодательства и создает потенциальную возможность контрабанды, пограничная служба вынуждена вести усиленный контроль за всеми объектами и направлять предписания капитании порта.
"Мы не стремимся мешать судоходству. Хотя должны, по-хорошему, после остановки запрещать пересечение границы, возвращать судно обратно и заново досматривать. С начала года не привлекли к ответственности еще ни одного капитана судна. Требуем только исполнять законодательство, для чего не формировать караваны более 5-6 судов. Понятно, что каждая проводка стоит больших денег, но ледовая обстановка все равно не позволяет вести караваны из 12-13 судов. По дороге лед встает, часть каравана теряется, получается новый форс-мажор", - пояснил представитель погрануправления.
Руководство астраханского филиала ФГУП "Росморпорт" видит причину заторов не только в тяжелой ледовой обстановке, но и в качестве самих судов, приходящих в астраханские порты.
"Проблема есть. И даже отношения с пограничниками в этом году осложнились у нас. Но здесь такие погодные условия, которые и ледоколам не всегда бывают в радость. Потому что лед местами нарастает на метр и более. И если поставить даже десять ледоколов, в порту может не оказаться судов, которые имеют возможность ходить под проводкой. Сейчас у нас есть суда, которые могут плавать за ледоколом во льдах до 40 сантиметров, и канал, где лед 60-70 сантиметров", - сообщил журналистам замдиректора филиала Александр Шалгин.
По его словам, зимой в астраханских портах были введены ограничения для судов с низким ледовым усилением, и если бы заходящие суда соответствовали погодным условиям, работы трех имеющихся ледоколов было бы вполне достаточно.
"Надо совершенствовать флот судоходный. Судовладелец должен понимать риски, что данные условия не позволяют ему работать, что будут потери", - пояснил Шалгин.
По данным штаба ледокольных проводок, сейчас ледоколы "Капитан Букаев" и "Капитан Мецайк" пытаются вывести караваны из Волго-Каспийского канала. При необходимости каждое судно буксируется отдельно.