Ипостаси экс-президента Армении -1
Читать на сайте Вестник КавказаФигура политического лидера Армении 1990-х Левона Тер-Петросяна, вернувшегося в политику после 10-летнего молчания, вызвала неоднозначную реакцию. Отношение к Тер-Петросяну и в политической элите, и в экспертном сообществе, и в обществе разное - от уважения и даже почитания до разочарования, ненависти и непрощения за те "холодные и голодные военные годы" и за кадровую политику, проводимую первым президентом. Несмотря на все многообразие длинной цепочки характеристик деятельности и личности, в этой цепочке присутствует одно важное звено - авторитет Тер-Петросяна и уважение к нему многих, в том числе и его противников. Отношение общества к первому президенту никоим образом нельзя сравнить с отношением ко второму президенту Роберту Кочаряну.
В чем истоки столь противоречивых оценок и чувств?
Первая и самая главная причина в том, что легитимность избранного в 1991 году президентом Тер-Петросяна никогда не ставилась под сомнение, он стал президентом, что называется "с парадного", а не "с черного входа": после каких-то пертурбаций, непонятных отставок или дворцовых переворотов.
Второе: Тер-Петросян был президентом и главнокомандующим тогда, когда война в Нагорном Карабахе закончилась победой армянской стороны. У него достаточно много противников или оппонентов, но даже самые радикальные из них, часто не публично, но признают его заслуги и масштабность в деле основания армянской государственности.
Третье: для значительной части армянского общества важную роль играет высокий образовательный ценз и интеллектуальный уровень политика или руководителя.
Четвертое: на посту президента он был самостоятельной политической фигурой, во многом, куда более самостоятельной и куда менее подверженной внешнему влиянию, чем второй и третий президенты. Следовательно, принимал решения, исходя из их целесообразности для Армении. Может быть именно поэтому в годы его президентства были сведены до минимума разговоры о пророссийской или прозападной ориентации.
Как западник Тер-Петросян был сторонником демократической формы правления, конкурентной и социальной рыночной экономики, конкурентной политической системы, развитого гражданского общества, соблюдения прав человека, наличия независимой судебной системы. Реализуя эти положения на практике, он, несомненно, допускал ошибки и упущения.
Вместе с тем, в вопросах безопасности экс-президент был последовательным сторонником военно-политического союза с Россией. Именно Тер-Петросян заключил в 1997 году "большой договор" с Россией, именно он подписал соглашение о российской военной базе. Эти шаги были совершенно осознанными.
В вопросе геополитической ориентации Тер-Петросян придерживается принципа не "или-или", а "и-и".
Историк-востоковед, он один из тех, кто очень хорошо изучил историю Первой Армянской республики, проанализировал причины ее падения, в том числе и чрезмерную одностороннюю ориентацию на Запад.
Восток - дело тонкое
Причем Тер-Петросян всегда выступал сторонником не только российского военного присутствия в Армении, но и тесного сотрудничества с Москвой в вопросах безопасности, в том числе экономической и энергетической. Одновременно он ратовал и за контакты с западными странами. Но почему-то многие эксперты, говоря о том, на какой "полюс силы" больше ориентирован Тер-Петросян - Запад или Россию, забывают про Восток. А между тем он хорошо знает и понимает Восток. Проводимая им политика "и-и" подразумевала, что Армения, исповедуя христианство, остается частью Большого Среднего Востока.
Тер-Петросяну удавалось наладить контакты и политические, и человеческие с политическими лидерами восточного типа. Здесь следует упомянуть президентов Сирии Хафеза Асада, Казахстана Нурсултана Назарбаева, Туркменистана Саппармурада Ниязова, руководителей Китая и Ирана. Видимо в эту же логику понимания Востока и следования восточным традициям уважения к старшему по возрасту человеку укладываются и взаимоотношения Тер-Петросяна с ныне покойным президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым. Контакт был установлен после того, как Алиев вернулся в 1991 году в Нахичевань и стал председателем парламента автономии. Это были очень интересные личные взаимоотношения, основанные на взаимном уважении. С одной стороны, Тер-Петросян проявил к Алиеву уважение как к старшему, а Алиев, в свою очередь, также относился с уважением к лидеру Армении, который обладал несомненным авторитетом на постсоветском пространстве.
Установившийся между двумя политиками режим нормального человеческого общения, в частности, постоянного общения по телефону, постепенно привел к тому, что в 1993 году стрельба и столкновения на армяно-азербайджанской границе прекратились. И это было достигнуто без участия каких-либо международных посредников, а благодаря личным качествам и взаимопониманию двух политиков. Безусловно, умение говорить и договориться о чем-то с оппонентом важная черта для политика.
Второй раз Тер-Петросян и Алиев-старший достигли согласия в 1997 году относительно поэтапного плана урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Тогда против этого плана выступил Степанакерт. Скорее всего, здесь также возымело значение существующее между нами взаимопонимание и взаимный прагматизм.
Продолжение следует
В чем истоки столь противоречивых оценок и чувств?
Первая и самая главная причина в том, что легитимность избранного в 1991 году президентом Тер-Петросяна никогда не ставилась под сомнение, он стал президентом, что называется "с парадного", а не "с черного входа": после каких-то пертурбаций, непонятных отставок или дворцовых переворотов.
Второе: Тер-Петросян был президентом и главнокомандующим тогда, когда война в Нагорном Карабахе закончилась победой армянской стороны. У него достаточно много противников или оппонентов, но даже самые радикальные из них, часто не публично, но признают его заслуги и масштабность в деле основания армянской государственности.
Третье: для значительной части армянского общества важную роль играет высокий образовательный ценз и интеллектуальный уровень политика или руководителя.
Четвертое: на посту президента он был самостоятельной политической фигурой, во многом, куда более самостоятельной и куда менее подверженной внешнему влиянию, чем второй и третий президенты. Следовательно, принимал решения, исходя из их целесообразности для Армении. Может быть именно поэтому в годы его президентства были сведены до минимума разговоры о пророссийской или прозападной ориентации.
Как западник Тер-Петросян был сторонником демократической формы правления, конкурентной и социальной рыночной экономики, конкурентной политической системы, развитого гражданского общества, соблюдения прав человека, наличия независимой судебной системы. Реализуя эти положения на практике, он, несомненно, допускал ошибки и упущения.
Вместе с тем, в вопросах безопасности экс-президент был последовательным сторонником военно-политического союза с Россией. Именно Тер-Петросян заключил в 1997 году "большой договор" с Россией, именно он подписал соглашение о российской военной базе. Эти шаги были совершенно осознанными.
В вопросе геополитической ориентации Тер-Петросян придерживается принципа не "или-или", а "и-и".
Историк-востоковед, он один из тех, кто очень хорошо изучил историю Первой Армянской республики, проанализировал причины ее падения, в том числе и чрезмерную одностороннюю ориентацию на Запад.
Восток - дело тонкое
Причем Тер-Петросян всегда выступал сторонником не только российского военного присутствия в Армении, но и тесного сотрудничества с Москвой в вопросах безопасности, в том числе экономической и энергетической. Одновременно он ратовал и за контакты с западными странами. Но почему-то многие эксперты, говоря о том, на какой "полюс силы" больше ориентирован Тер-Петросян - Запад или Россию, забывают про Восток. А между тем он хорошо знает и понимает Восток. Проводимая им политика "и-и" подразумевала, что Армения, исповедуя христианство, остается частью Большого Среднего Востока.
Тер-Петросяну удавалось наладить контакты и политические, и человеческие с политическими лидерами восточного типа. Здесь следует упомянуть президентов Сирии Хафеза Асада, Казахстана Нурсултана Назарбаева, Туркменистана Саппармурада Ниязова, руководителей Китая и Ирана. Видимо в эту же логику понимания Востока и следования восточным традициям уважения к старшему по возрасту человеку укладываются и взаимоотношения Тер-Петросяна с ныне покойным президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым. Контакт был установлен после того, как Алиев вернулся в 1991 году в Нахичевань и стал председателем парламента автономии. Это были очень интересные личные взаимоотношения, основанные на взаимном уважении. С одной стороны, Тер-Петросян проявил к Алиеву уважение как к старшему, а Алиев, в свою очередь, также относился с уважением к лидеру Армении, который обладал несомненным авторитетом на постсоветском пространстве.
Установившийся между двумя политиками режим нормального человеческого общения, в частности, постоянного общения по телефону, постепенно привел к тому, что в 1993 году стрельба и столкновения на армяно-азербайджанской границе прекратились. И это было достигнуто без участия каких-либо международных посредников, а благодаря личным качествам и взаимопониманию двух политиков. Безусловно, умение говорить и договориться о чем-то с оппонентом важная черта для политика.
Второй раз Тер-Петросян и Алиев-старший достигли согласия в 1997 году относительно поэтапного плана урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Тогда против этого плана выступил Степанакерт. Скорее всего, здесь также возымело значение существующее между нами взаимопонимание и взаимный прагматизм.
Продолжение следует