Эльмар Мамедъяров: "Если кто-то хочет петь, то пусть поет"

Читать на сайте Вестник Кавказа
В преддверии визита главы МИД ФРГ в Азербайджан немецкое издание "Die Welt" опубликовало интервью с министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым. В нем глава МИД Азербайджана впервые высказал немецким СМИ свою позицию по отношению к обвинениям в нарушении прав человека со стороны правительства Азербайджана. "Вестник Кавказа" предлагает читателям эксклюзивный перевод интервью.

- Господин министр, вам нравится поп-музыка?

- Да, мне она нравится. Поэтому я очень рад и горд в связи с тем, что Азербайджан стал победителем конкурса "Евровидение" в прошлом году, и Баку будет в мае приглашающей стороной. 

- Что означает для вашей страны этот конкурс, связанный со столь пристальным международным вниманием?

- В первую очередь, это честь для нас. Это единственный конкурс, который дает возможность всем европейским нациям говорить на одном языке: языке музыки. Для Азербайджана это шанс познакомить людей в Европе с нашей богатой историей, культурой и теми успехами, которых мы достигли за двадцать лет нашей независимости. Мы хотим показать, что мы являемся частью европейской семьи.

- В вашей стране есть правозащитники, жалующиеся на произвольное отчуждение собственности в ходе строительства концертного зала Crystal Hall. Что вы можете сказать этим гражданам?

- Азербайджан - страна, развивающаяся исключительно быстрыми темпами. В прошлые годы мы построили множество дорог, мостов, туннелей, домов - в том числе и Crystal Hall. Это не имеет ничего общего с конкурсом "Евровидение". Понимаете, на самом деле есть большое количество старых и ветхих зданий вокруг территории проведения мероприятия. Кабинет министров Азербайджана лишь в феврале этого года принял постановление о том, что все граждане, затронутые строительными работами, получат помощь при организации переезда и компенсации. Я вас уверяю: все права на собственность будут защищены в соответствии с установленными правилами. 

- Организация Human Rights Watch назвала Азербайджан "враждебной средой" для журналистов, оппозиции и прочих критиков властей. Какие шаги вы предпринимаете, чтобы исправить такое мнение?

- Демократизация, уважение к правам человека и верховенство закона являются приоритетами нашей политики со дня нашей независимости. Мы являемся членами многих международных организаций, чьи предписания мы выполняем: ООН, Совет Европы, ОБСЕ. У нас в стране функционируют политические партии, в том числе, оппозиционные. Они могут свободно работать, многие из них имеют собственные газеты и ресурсы в интернете, где они беспрепятственно излагают свои взгляды, в том числе и критичные по отношению к правительству. Никто не запрещает выражения людьми своего мнения. 

- Тогда почему в стране есть политические заключенные? Уполномоченный правительства ФРГ по правам человека Маркус Леннинг, призвал к освобождению этих заключенных в преддверие конкурса "Евровидение".

- В Азербайджане нет политических заключенных, никто не сидит в тюрьме из-за своих взглядов. Маркус Леннинг посетил нашу страну в прошлом году. У него была возможность свободно говорить с нашими гражданами. Прежде всего, представители правительств несут высокую ответственность за то, чтобы выстраивать между странами политические и экономические связи, а не подвергать их опасности. Что означает "политические заключенные"? Не существует международно действующего определения для данного термина, которым так часто злоупотребляют. Повторюсь: каждый - журналист или любой другой гражданин - свободен выражать свое мнение. Но никто не может быть выше закона. И этого надо придерживаться.

- Может быть, проблема в законах?

- Мы уже провели серию реформ в области прав человека. Мы провели реформу системы правосудия, боремся против коррупции и отмывания денег. Наше общество толерантно, у нас столетиями мирно сосуществуют представители различных этнических и религиозных групп. Но, безусловно, мы должны и продолжим эти реформы. Скажу абсолютно ясно: нашей задачей является достижение высочайшего уровня защиты прав человека, демократии и верховенства закона в международных масштабах. 

- Некоторые граждане планируют параллельно с конкурсом "Евровидение" провести конкурс "Петь за демократию". Вы позволите его провести?

- Говоря откровенно, я не вижу никакого дополнительной надобности в этой инициативе. "Евровидение" является, прежде всего, культурным мероприятием, а не политическим. Но в соответствии с правом на свободное слово, у нас есть также и право на свободное пение. Таким образом, кто хочет петь, пусть поет. Это дух "Евровидения"!

- Соседняя Армения недавно отказались от участия в конкурсе. Опасаетесь ли вы эскалации конфликта между двумя странами за регион Нагорный Карабах? 

- "Евровидение" не следует превращать в политический инструмент, и уж тем более, в этом конфликте. Регион Нагорного Карабаха является частью территории нашей страны и уже более 20 лет остается под оккупацией Армении - несмотря на все резолюции ООН, призывающие к выводу с этой территории армянских военных подразделений. Несмотря на то, что до сих пор все переговоры заканчивались провалом, мы готовы и в дальнейшем вести диалог, чтобы разрешить этот конфликт мирным путем. Статус-кво неприемлем. Я надеюсь, что армянское руководство проявит политическую мудрость, чтобы, наконец, было найдено совместное решение конфликта.

- Немецкий министр иностранных дел на следующей неделе посетит Баку. Что вы намерены обсуждать с Гидо Вестервелле?

- Существует целый спектр тем. Мы заинтересованы в том, чтобы вывести наше партнерство на новый уровень. Это касается политических, экономических и культурных связей. Во всех областях мы видим большой потенциал.

- Азербайджан в данный момент является членом Совета безопасности ООН. Что вы думаете по поводу атомной программы вашего соседа Ирана?

- Каждая страна имеет право на мирное использование атомной энергии - под надзором МАГАТЭ. Использование этого вида энергии должно проходить в соответствии с нормами международного права.