Тамерлан. Путь к вершине
Читать на сайте Вестник КавказаВ московском Доме национальностей прошла презентация романа азербайджанского писателя Юнуса Огуза "Тамерлан: Путь к вершине". Юнус Огуз – тюрколог, романист, его труды переведены на английский, турецкий и персидский языки. "Тамерлан: Путь к вершине"- первый опубликованный на русском языке роман из серии о Тамерлане. Он повествует о первой половине жизни Тамерлана и завершается его походом на Индию. Книга написана на основе богатых этнографических материалов и исторических источников XIV – XV веков.
- Почему вы выбрали такую неоднозначную фигуру как Тамерлан?
- В нынешней истории всегда есть что-то из прошлого. На самом деле есть две истории: история народов и история императоров. Оказывается, что в истории императоры делают больше, чем целые народы, они решают судьбы мира. Это уже моя пятая книга об императорах, ведь они решают судьбы народов и всего мира.
- То есть, вам симпатичны пассионарные фигуры «вершителей судеб»?
- Да. Недавно и в Турции и в Азербайджане у меня вышла научная монография «Древние тюрки и теория пассионаризма», основанная на концепции Гумилева. Императоры хорошо умели пользоваться этой излишней энергией, накопившейся в социуме. То же, что невозможно описать в научной книге, я перевожу в литературную форму. Но это остается и исторической литературой.
- И каким же у вас получился Тамерлан?
- Последний император тюркского мира.
- Он вам симпатичен?
- Конечно. Он вообще был великим человеком. Он важен не только для Средней Азии и Оттоманской империи, но и для России и Европы.
- Всякий писатель опирается на опыт своих предшественников. Кого вы считаете своими учителями?
- У нас был такой писатель - Маммед Саид Ордубади. На русском я его не читал, но его наверняка переводили. До 1950-х он был очень популярен в Советском Союзе. Про историю он очень хорошо писал, но он не мог освободиться от идеологии. Что касается других моих учителей, то, скажем, Соловьев написал 28-томню «Историю», но это он, можно сказать, только переписи перепечатал. С литературной же точки зрения мне интересен Карамзин, Лев Толстой. «Война и мир» оказала огромное влияние на мой первый роман – «Надир-шах», которого называли «Наполеоном Азербайджана». Но от этого влияния я быстро освободился.
- Каковы ваши творческие планы? Каких героев собираетесь описать?
- У меня много проектов. Например, написать о царе Кавказской Албании. Он был тюрком, хоть и был христианином. В данный момент я работаю над оригинальным проектом о шахе-колдуне (причем все колдовство я описываю, кроме последних действий колдуна, чтобы другие не пытались этим воспользоваться). Также я хочу написать книгу о Фатихе Мехмеде, который 29 мая 1453 года взял Константинополь и переименовал его в Стамбул. Идеи приходят – надо только поспевать за ними.
- Как вы считаете, возможно ли сейчас появление такого «сверхчеловека», «супергероя», способного подвигнуть народы на великие деяния?
- Теперь уже таких супергероев не появляется. Личности уходят на второй план – если не будет Обамы или Путина, ничего не изменится. Супергерои теперь – это современное оружие. Поэтому я не думаю, что сейчас может появиться новый Тамерлан, Ленин или Ататюрк. Сейчас другое, глобальное время, время техники, поэтому личность в истории теряет свой смысл.
Побывавший на презентации книги азербайджанский и российский писатель Чингиз Гусейнов заявил: «Очень интересно, что же подвигло современного писателя вернуться к образу Тамерлана. Должна существовать какая-то современная боль, проблема, которая подвигала его вернуться именно к этому времени, к этому герою. Конечно, можно попытаться просто беллетризовать, но с Тамерланом такие шутки не проходят. Обязательно должна быть какая-то новая концепция. Можно придумать множество концепций, в том смысле, чтобы показать, что великий правитель обязательно должен быть жестким, жестоким, но вместе с тем милосердным, заботиться о народе. То есть, написать своеобразное назидание. Но в наше время Тамерлан – довольно неоднозначная фигура, и сложная для подражания. Но то, что писатель взялся за эту тему – честь и хвала ему».
Хотя о Тамерлане уже много написано, Гусейнов не согласился с тем, что тема эта полностью исчерпана: «Каждая эпоха должна возвращаться к таким героям. Надо отдать должное автору – он очень смелый человек, несмотря на свой относительно молодой возраст написал уже пять исторических романов. Сейчас же надо все пересматривать. Но с какой точки зрения пересматривать? Это самый важный вопрос. Самое легкое было бы в любом событии найти одного «виновного», а вот поразмышлять о том, почему, например, империя Тамерлана пала, возбудить в читателе критическую мысль - это совсем другое дело, и это полностью зависит от автора».