Марина Гордеева: «На Северном Кавказе есть примеры самобытной, но вместе с тем современной социальной работы»
Читать на сайте Вестник КавказаМарина Гордеева, председатель правления «Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» рассказала «ВК» о специфике помощи детям на Северном Кавказе.
- На Северном Кавказе ситуация в принципе такая же, как и по стране в целом. Тема сиротства там тоже актуальна, хотя цифры по сравнению со среднероссийскими там ниже. Там меньше детей-сирот, но глобализация происходит повсеместно, и Северный Кавказ тоже начинает втягиваться во все эти процессы. Можно радостно констатировать, что доля сирот пока низкая, но нужно понимать, что будет дальше.
Что касается детской инвалидности, то эта тема актуальна в полном объеме для региона, равно как и тема детей, совершивших правонарушения. Наш Фонд получает финансирование из государственного бюджета и дает гранты. Мы поддерживаем на конкурсной основе программы и проекты, реализуемые на местах, и я могу с радостью отметить, что количество заявок от республик Северного Кавказа растет, взаимодействие этого региона с фондом расширяется.
С самого начала очень активно с нами взаимодействует Северная Осетия-Алания, сегодня Чечня реализует две программы, Кабардино-Балкария тоже участвует. Что же касается некоммерческих организаций, то они с самого начала подавали заявки, в ряде случаев, может, не было сразу успеха, но общественная активность безусловно есть.
Северный Кавказ – это та территория, где есть примеры самобытной, но вместе с тем современной социальной работы, которые могут быть интересны и для других территорий.
- Правда ли, что на Северном Кавказе практически нет детских домов?
- Да. Но это не значит, что нет сирот. Там просто иная система устройства детей - родственное размещение, и это очень хорошо. Но тем не менее детские-то дома все равно есть, и появляются новые. Вероятно, их будет больше. Но сейчас руководство нашей страны идет к тому, чтобы в принципе дети-сироты не содержались в интернатах. Не потому, что там люди плохие или неблагоприятные условия, есть и очень хорошие заведения, просто сам характер жизни в больших коллективах не дает навыка самостоятельной, личной взрослой жизни. Как у Суворова был принцип «тяжело в учении – легко в бою», так и детство в интернате, наверное, проще, чем в семье, но зато люди из семей, вырастая, обычно более успешны. Поэтому я очень надеюсь, что Северный Кавказ со своими низкими показателями содержания детей в интернатах в будущем избежит этого. Общая политика работы с детским сиротством такова, что семья – абсолютный приоритет.
- Есть ли какие-то специальные фонды помощи детям, пострадавшим в терактах?
- В стране сейчас масса различных фондов и организаций. Есть и такие. Как правило, они благотворительные. Мы несколько отличаемся, потому что мы не благотворительная организация и созданы государством (по закону государство не имеет права создавать благотворительные организации). Наша организация призвана закрыть нишу развития инфраструктуры (и государственной и негосударственной) работающей на территориях. Но мы с большим интересом и вниманием относимся к деятельности благотворительных организаций, некоторые из них являются грантополучателями нашего Фонда.