«Проекты на Северном Кавказе были результатом координации действий между Медведевым и Путиным»

Читать на сайте Вестник Кавказа
Директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев рассказал «ВК» о том, как может измениться политика Москвы в отношении Северного и Южного Кавказа после 4 марта.

- Как изменится ситуация на Северном Кавказе в связи с избранием нового президента?

- Думаю, серьезно ситуация не изменится в плане государственной политики, ведь те проекты и та политика, которая велась на Северном Кавказе при Медведеве, были результатом координации действий между Медведевым и Путиным. Не думаю, что какие-то новые вещи или принципиальные подходы в отношении Северного Кавказа изменятся, хотя в общем для Северного Кавказа возвращение Путина к президентству сыграет, скорее, положительную роль. Уважение к нему как к сильному лидеру на Кавказе присутствует. Это всегда было традиционно важным.

- А как будут складываться отношения с Грузией?

- Что касается Грузии, то почти уверен, что пока Саакашвили находится у власти, серьезного прогресса в отношениях не будет. После того, как придет новый президент, новый руководитель Грузии, все будет зависеть от того, какую позицию он займет. Я не думаю, что Путин готов к какому-то серьезному движению навстречу Саакашвили, тем более что Саакашвили по-прежнему выдвигает достаточно неприемлемые требования. Хотя какие-то технические подвижки – например, сообщение между Москвой и Тбилиси, разговоры о взаимовыгодной торговле – возможны.

- Как может измениться ситуация вокруг Нагорного Карабаха?

- Не думаю, что приход Путина как-то серьезно подействует на ситуацию в Нагорном Карабахе. Ситуация в Нагорном Карабахе тупиковая, на мой взгляд. Этот тупик, в первую очередь, зависит от несговорчивой позиции сторон, Баку и Еревана. И вряд ли международное посредничество даже в лице Путина здесь может что-то серьезно изменить, потому что к этому вопросу подходили и европейцы, и американцы, и Россия, и пока серьезного прогресса никто добиться не смог. Это, в первую очередь, мне кажется, связано не с тем, что международные посредники неправильные или неэффективные, а с тем, что никому из них не удается уговорить Баку и Ереван каким-то образом искать действительно реальный компромисс. Поэтому, наверное, какие-то инициативы по этому направлению будут, тем более что Медведев в свой срок президентства активно этим вопросом занимался, но какого-то радикального изменения или какой-то волшебной формулы, который может Путин придумать, я пока не ожидаю. Посмотрим, шесть лет впереди.