Россия не владеет "волшебной формулой" для решения карабахского конфликта - эксперты
Читать на сайте Вестник КавказаВыборы президента России, прошедшие в беспрецедентных условиях прозрачности, и убедительная победа в них Владимира Путина вызвали новую волну споров и предположений относительно направлений развития внешней политики России на ближайшие шесть лет.
Сам Путин в одном из своих поствыборных выступлений определил СНГ приоритетным направлением во внешней политике России. Политологи предполагают, что эти приоритеты включают не только евразийский проект, но и направление Южного Кавказа, стремление Кремля выстраивать эффективные отношения с Баку и Анкарой. Это не только энергетика, это гораздо более широкий контекст, в том числе связанный с вопросом урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Однако в заявлениях политологов по этому вопросу проскальзывают и достаточно скептические предположения.
"Я не думаю, что приход Путина как-то серьезно подействует на ситуацию в Нагорном Карабахе,- предположил генеральный директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев. На мой взгляд, ситуация там тупиковая. На мой взгляд, ситуация там тупиковая. Этот тупик в первую очередь возник из-за несговорчивой позиции сторон Баку и Еревана. И вряд ли международное посредничество даже в лице Путина здесь может что-то серьезно изменить, потому что к этому вопросу подходили и европейцы, и американцы, и Россия, и пока серьезного прогресса никто добиться не смог".
Причины этого - нежелание поиска компромиссов, считает политолог. "Это, мне кажется, в первую очередь связано не с тем, что международные посредники какие-то "неправильные", а в первую очередь с тем, что никому из них не удается уговорить Баку и Ереван искать действительно реальный компромисс".
Хотя эксперт не исключает и некоторых подвижек: "Наверное, какие-то инициативы на этом направлении будут, тем более, что Медведев в свой срок президентства активно этим вопросом занимался, но какого-то радикального изменения или какой-то "волшебной формулы", которую Путин сможет придумать, я пока не ожидаю", - резюмировал Сергей Михеев.
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко что склоняется к силовому сценарию развития конфликта: "Ситуация в Нагорном Карабахе, точнее в Азербайджане и Армении по поводу этого региона реально сложная, и я думаю, что очень велик соблазн элит обеих стран спровоцировать военный конфликт для внутренней мобилизации. С одной стороны, Азербайджан вложил значительные средства в модернизацию армии, в закупку оружия, и грех не попробовать все это в действии. С другой стороны, в Армении очень серьезные внутренние проблемы, и нужен внешний враг для консолидации электората внутри страны. Поэтому я думаю, что, конечно же, к сожалению, риск возобновления военных действий существует, и дополнительным фактором дестабилизации может стать военная операция против Ирана, хотя пока я достаточно скептически отношусь к ее перспективам. Я думаю, что вероятность этого процентов 10-15", - заключил политолог.
Сам Путин в одном из своих поствыборных выступлений определил СНГ приоритетным направлением во внешней политике России. Политологи предполагают, что эти приоритеты включают не только евразийский проект, но и направление Южного Кавказа, стремление Кремля выстраивать эффективные отношения с Баку и Анкарой. Это не только энергетика, это гораздо более широкий контекст, в том числе связанный с вопросом урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Однако в заявлениях политологов по этому вопросу проскальзывают и достаточно скептические предположения.
"Я не думаю, что приход Путина как-то серьезно подействует на ситуацию в Нагорном Карабахе,- предположил генеральный директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев. На мой взгляд, ситуация там тупиковая. На мой взгляд, ситуация там тупиковая. Этот тупик в первую очередь возник из-за несговорчивой позиции сторон Баку и Еревана. И вряд ли международное посредничество даже в лице Путина здесь может что-то серьезно изменить, потому что к этому вопросу подходили и европейцы, и американцы, и Россия, и пока серьезного прогресса никто добиться не смог".
Причины этого - нежелание поиска компромиссов, считает политолог. "Это, мне кажется, в первую очередь связано не с тем, что международные посредники какие-то "неправильные", а в первую очередь с тем, что никому из них не удается уговорить Баку и Ереван искать действительно реальный компромисс".
Хотя эксперт не исключает и некоторых подвижек: "Наверное, какие-то инициативы на этом направлении будут, тем более, что Медведев в свой срок президентства активно этим вопросом занимался, но какого-то радикального изменения или какой-то "волшебной формулы", которую Путин сможет придумать, я пока не ожидаю", - резюмировал Сергей Михеев.
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко что склоняется к силовому сценарию развития конфликта: "Ситуация в Нагорном Карабахе, точнее в Азербайджане и Армении по поводу этого региона реально сложная, и я думаю, что очень велик соблазн элит обеих стран спровоцировать военный конфликт для внутренней мобилизации. С одной стороны, Азербайджан вложил значительные средства в модернизацию армии, в закупку оружия, и грех не попробовать все это в действии. С другой стороны, в Армении очень серьезные внутренние проблемы, и нужен внешний враг для консолидации электората внутри страны. Поэтому я думаю, что, конечно же, к сожалению, риск возобновления военных действий существует, и дополнительным фактором дестабилизации может стать военная операция против Ирана, хотя пока я достаточно скептически отношусь к ее перспективам. Я думаю, что вероятность этого процентов 10-15", - заключил политолог.