Андрей Арешев: Россия станет активнее и эффективнее на постсоветском пространстве
Читать на сайте Вестник КавказаЦентральная избирательная комиссия России обработала все 100% протоколов по голосованию на участках во всей стране. По их итогам премьер-министр РФ Владимир Путин набрал 63,60% голосов на выборах президента России и выиграл президентскую гонку в один тур.
У лидера КПРФ Геннадия Зюганова 17,18%, у самовыдвиженца Михаила Прохорова - 7,98%, у главы ЛДПР Владимира Жириновского - 6,22%, у лидера "Справедливой России" Сергея Миронова - 3,85% голосов.
Отвечая на вопросы "Вестника Кавказа", заместитель генерального директора Фонда стратегической культуры Андрей Арешев отметил, что не стоит категорично говорить о застое в политической системе России. "С одной стороны, мне кажется, застоя ждать не приходится в любом случае, потому что перед Россией стоят очередные вызовы, на которые придётся отвечать, и отвечать на них в риторике "мы за всё хорошее против всего плохого" не получится. Придётся предпринимать конкретные действия. Если говорить о южном регионе, который является, как мы знаем, самым угрожаемым в силу многих причин, как внешних, так и внутренних, там придётся предпринимать комплекс мер, связанных с укреплением, в том числе, и вооружённой группировки, и предпринимать меры, направленные на экономическое развитие Северного Кавказа", - подчеркнул Андрей Арешев.
По мнению политолога, победа Владимира Путина не сняла тех острых проблем, с которыми сталкивается российское общество. "Я имею в виду коррупцию, неэффективность государственного управления, демографические, социальные проблемы, расслоение – на всё это придётся давать ответы, и чем адекватнее, чем артикулированнее они будут, тем лучше для всех", - считает эксперт.
Относительного того, что ждать СНГ от Путина в связи с заявлением о приоритетности постсоветского пространства во внешней политике России, Андрей Арешев напомнил, что еще в прошлом году Путиным был заявлен достаточно амбициозный проект – Евразийский Союз.
"ЕврАзСоюз" подразумевает качественное укрепление взаимосвязей России с её соседями по СНГ, непосредственными соседями – и политические, и экономические, и гуманитарные связи. Я думаю, что внимание к ближайшим соседям России будет нарастать – и мы уже видим по динамике тех мероприятий, которые проводятся в направлении Южного Кавказа, и Центральной Азии. Ведь именно оттуда исходит много угроз безопасности России, в частности, в этом контексте можно говорить о Центральной Азии, да и Кавказский регион, как мы знаем, чреват различными вызовами. Я думаю, что конкретные меры будут предприниматься исходя из той реальной ситуации, которая складывается, а не исходя из каких-то абстрактных лозунгов, наподобие "перезагрузки", которая, очевидным образом, заканчивается", считает Андрей Арешев.
Успешность реакции России будет заключаться в том, что "сумеет ли Россия предложить привлекательную модель взаимодействия со своими соседями, со своими партнёрами по СНГ или будет пытаться обыграть США и Запад на их же идеологическом, культурном, гуманитарном поле". "Я думаю, что это не получится, потому что у Запада свои модели и подходы к взаимодействию с постсоветскими элитами, и России нужно будет предложить что-то своё. Будем надеяться, чтобы Евразийский союз не ограничился только позиционированием СНГ только как моста между Востоком и Западом и механизмом как бы "поудобнее встроиться в комфортное европейское поле". Хочется, чтобы это был самостоятельный проект, в том числе идеологический, гуманитарный и цивилизационный. В этом случае у него будут шансы на успех и будут шансы на успех у сотрудничества России с партнёрами по СНГ", - подчеркнул Андрей Арешев.
Что же касается решению конфликтных ситуаций на пространстве Кавказа, то, по мнению заместителя генерального директора Фонда стратегической культуры, "не следует ожидать шапкозакидательских попыток, как мы порой видели в прошлые четыре года, что было связано с карабахским конфликтом". Нужно понимать, что конфликты в Карабахе, а также Южной Осетии и Абхазии, имеют достаточно сложный и многоуровневый характер, и сами по себе являются серьёзными факторами, воздействующими на региональную ситуацию и объектом приложения многих игроков, отнюдь не только России. Кажется, что наиболее актуальной задачей будет являться выработка и установление хотя бы минимальных мер доверия между сторонами – речь идёт, разумеется, о карабахском конфликте, что является той необходимой предпосылкой, без которой решение конфликта не сдвинется с мёртвой точки. На существующем информационном поле трудно добиться какого-то ощутимого продвижения. Из этого можно сделать вывод, что на среднесрочную перспективу сохранение военного баланса на линии соприкосновения остаётся главным ключевым фактором поддержания относительного мира в зоне карабахского конфликта.
Что касается грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликта, вопросов, связанных с общим состоянием российско-грузинских отношений, то здесь всё будет зависеть от доброй воли Тбилиси и Москвы и от того, насколько последовательными они окажутся в своём стремлении хотя бы частично нормализовать сложившуюся ситуацию. Имеются в виду как недавние заявления Михаила Саакашвили об отмене визового режима для граждан России, так и встречные шаги Москвы. Здесь важно понимать, насколько предложения Саакашвили обусловлены его искренней убеждённостью пойти навстречу Москве, и насколько его заявление связано со страхом обострения ситуации в Грузии и на Южном Кавказе в связи с вероятными военными действиями США против Ирана. Потому что в этом случае его заявление и предложение приобретает несколько другой подтекст и несколько иную подоплёку. "Если мы во всём этом разберёмся, то сможем лучше представить себе динамику грузино-российских отношений и отношений между официальным Тбилиси и бывшими автономиями на ближайшие годы", - резюмировал заместитель генерального директора Фонда стратегической культуры Андрей Арешев.
У лидера КПРФ Геннадия Зюганова 17,18%, у самовыдвиженца Михаила Прохорова - 7,98%, у главы ЛДПР Владимира Жириновского - 6,22%, у лидера "Справедливой России" Сергея Миронова - 3,85% голосов.
Отвечая на вопросы "Вестника Кавказа", заместитель генерального директора Фонда стратегической культуры Андрей Арешев отметил, что не стоит категорично говорить о застое в политической системе России. "С одной стороны, мне кажется, застоя ждать не приходится в любом случае, потому что перед Россией стоят очередные вызовы, на которые придётся отвечать, и отвечать на них в риторике "мы за всё хорошее против всего плохого" не получится. Придётся предпринимать конкретные действия. Если говорить о южном регионе, который является, как мы знаем, самым угрожаемым в силу многих причин, как внешних, так и внутренних, там придётся предпринимать комплекс мер, связанных с укреплением, в том числе, и вооружённой группировки, и предпринимать меры, направленные на экономическое развитие Северного Кавказа", - подчеркнул Андрей Арешев.
По мнению политолога, победа Владимира Путина не сняла тех острых проблем, с которыми сталкивается российское общество. "Я имею в виду коррупцию, неэффективность государственного управления, демографические, социальные проблемы, расслоение – на всё это придётся давать ответы, и чем адекватнее, чем артикулированнее они будут, тем лучше для всех", - считает эксперт.
Относительного того, что ждать СНГ от Путина в связи с заявлением о приоритетности постсоветского пространства во внешней политике России, Андрей Арешев напомнил, что еще в прошлом году Путиным был заявлен достаточно амбициозный проект – Евразийский Союз.
"ЕврАзСоюз" подразумевает качественное укрепление взаимосвязей России с её соседями по СНГ, непосредственными соседями – и политические, и экономические, и гуманитарные связи. Я думаю, что внимание к ближайшим соседям России будет нарастать – и мы уже видим по динамике тех мероприятий, которые проводятся в направлении Южного Кавказа, и Центральной Азии. Ведь именно оттуда исходит много угроз безопасности России, в частности, в этом контексте можно говорить о Центральной Азии, да и Кавказский регион, как мы знаем, чреват различными вызовами. Я думаю, что конкретные меры будут предприниматься исходя из той реальной ситуации, которая складывается, а не исходя из каких-то абстрактных лозунгов, наподобие "перезагрузки", которая, очевидным образом, заканчивается", считает Андрей Арешев.
Успешность реакции России будет заключаться в том, что "сумеет ли Россия предложить привлекательную модель взаимодействия со своими соседями, со своими партнёрами по СНГ или будет пытаться обыграть США и Запад на их же идеологическом, культурном, гуманитарном поле". "Я думаю, что это не получится, потому что у Запада свои модели и подходы к взаимодействию с постсоветскими элитами, и России нужно будет предложить что-то своё. Будем надеяться, чтобы Евразийский союз не ограничился только позиционированием СНГ только как моста между Востоком и Западом и механизмом как бы "поудобнее встроиться в комфортное европейское поле". Хочется, чтобы это был самостоятельный проект, в том числе идеологический, гуманитарный и цивилизационный. В этом случае у него будут шансы на успех и будут шансы на успех у сотрудничества России с партнёрами по СНГ", - подчеркнул Андрей Арешев.
Что же касается решению конфликтных ситуаций на пространстве Кавказа, то, по мнению заместителя генерального директора Фонда стратегической культуры, "не следует ожидать шапкозакидательских попыток, как мы порой видели в прошлые четыре года, что было связано с карабахским конфликтом". Нужно понимать, что конфликты в Карабахе, а также Южной Осетии и Абхазии, имеют достаточно сложный и многоуровневый характер, и сами по себе являются серьёзными факторами, воздействующими на региональную ситуацию и объектом приложения многих игроков, отнюдь не только России. Кажется, что наиболее актуальной задачей будет являться выработка и установление хотя бы минимальных мер доверия между сторонами – речь идёт, разумеется, о карабахском конфликте, что является той необходимой предпосылкой, без которой решение конфликта не сдвинется с мёртвой точки. На существующем информационном поле трудно добиться какого-то ощутимого продвижения. Из этого можно сделать вывод, что на среднесрочную перспективу сохранение военного баланса на линии соприкосновения остаётся главным ключевым фактором поддержания относительного мира в зоне карабахского конфликта.
Что касается грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликта, вопросов, связанных с общим состоянием российско-грузинских отношений, то здесь всё будет зависеть от доброй воли Тбилиси и Москвы и от того, насколько последовательными они окажутся в своём стремлении хотя бы частично нормализовать сложившуюся ситуацию. Имеются в виду как недавние заявления Михаила Саакашвили об отмене визового режима для граждан России, так и встречные шаги Москвы. Здесь важно понимать, насколько предложения Саакашвили обусловлены его искренней убеждённостью пойти навстречу Москве, и насколько его заявление связано со страхом обострения ситуации в Грузии и на Южном Кавказе в связи с вероятными военными действиями США против Ирана. Потому что в этом случае его заявление и предложение приобретает несколько другой подтекст и несколько иную подоплёку. "Если мы во всём этом разберёмся, то сможем лучше представить себе динамику грузино-российских отношений и отношений между официальным Тбилиси и бывшими автономиями на ближайшие годы", - резюмировал заместитель генерального директора Фонда стратегической культуры Андрей Арешев.