ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ ГОТОВЫ К КОМПРОМИССУ

Читать на сайте Вестник Кавказа

Выступление главного редактора информационного портала «Вестник Кавказа», генерального директора ИАЦ при МГУ Алексея Власова на видеомосте Москва – Ереван на тему: «Встреча Президентов Армении и Азербайджана в Москве. Возможен ли прогресс в переговорах?» накануне встречи президентов Азербайджана и Армении в Москве.

Делать прогнозы в отношении такой застарелой и острой проблемы как Нагорно-Карабахское урегулирование - дело неблагодарное даже в нынешней ситуации, когда с одной стороны темп переговоров заметно ускорился, а с другой - проявились плюсы и минусы новой повестки дня, сформулированной буквально за последние полтора месяца.

До этого эксперты, занимающиеся данной проблематикой, делились на две категории: одни утверждали, что ключ к решению Нагорно-Карабахского конфликта лежит в Москве, Вашингтоне и Брюсселе, а другие – в Баку и Ереване. Но сейчас можно сказать с определенностью - видимо, так совпали звезды, а точнее объективные и субъективные обстоятельства, что стало очевидным - равная, пропорциональная ответственность за выход на новый уровень мирного урегулирования лежит на всех участниках, и на конфликтующих сторонах, и на тех, кто выступает в роли модератора, арбитра. Думаю, это совпадение интересов в какой-то степени может привести к тому, чтобы подвижки в Нагорно-Карабахском урегулировании наконец-то произошли. Это и есть главный базовый фундамент для того, чтобы, наконец, по прошествии многих лет от слов удалось бы перейти к реальному делу.

С моей точки зрения есть реальная возможность для прорыва, но остаются два ключевых вопроса. Первый - в какой степени США, Россия и Евросоюз готовы консолидировано, солидарно выступить в качестве арбитров, не используя двойные стандарты, не вставая на чью-либо сторону, и последовательно проводить ту линию, которая была обозначена в появившихся в прессе заявлениях по итогам последней встречи Дмитрия Медведева и Барака Обамы. Второй вопрос - насколько общественное мнение в Баку и Ереване подготовлено к тому, что любой процесс перехода к реальным действиям это вопрос компромисса и уступок. Где та граница уступок, на которые готовы пойти Азербайджан и Армения? Без этого, совершенно очевидно, мирное урегулирование не будет переведено в фазу конкретных дел.

Если политические элиты к этому компромиссу уже готовы, то воспримут ли молодежь, наиболее радикально настроенные силы и в Азербайджане, и в Армении этот процесс уже достигнутых и подписанных договоренностей с пониманием? Есть ли общественный консенсус по поводу того, что Нагорно-Карабахский вопрос, наконец, нужно решать?

Есть еще один факт, на который я тоже хотел бы обратить внимание. С моей точки зрения, последние события дали ответ на вопрос: заинтересована ли Россия в том, чтобы сохранить конфликт в замороженном состоянии. Такие упреки раздавались неоднократно со стороны и армянских, и азербайджанских, и западных политологов. Сейчас России в силу разных причин необходимо показать, что она является эффективным модератором не только с точки зрения принуждения к миру (как это было ровно год назад во время событий в Южной Осетии), но и арбитром, способным побудить если не к миру, то хотя бы к диалогу стороны, находящиеся на протяжении почти 20 лет в состоянии серьезного кровавого конфликта. Эта психологическая составляющая, вольно или не вольно будет подталкивать Кремль к тому, чтобы наконец в течение ближайшего года, обещающего быть показательным, поставить точку в затянувшемся процессе урегулирования Нагорно-Карабахской проблемы.