Коридор без конца

Читать на сайте Вестник Кавказа
В Москве прошла презентация фильма, посвященного двадцатилетней годовщине ходжалинской трагедии. Документальная картина "Коридор без конца" была выполнена Союзом европейских кинематографистов в рамках проекта «Мирный Кавказ». В основу картины положены дневниковые записи военного журналиста из Литвы Ричардаса Лапайтиса, который оказался в Баку в конце февраля 1992, в разгар карабахского конфликта. Можно по-разному относиться к самому автору записей, к его точке зрения, но остаться равнодушным, наблюдая это путешествие в ад, невозможно.

Выступая на презентации Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджана в Москве Полад Бюль-бюль Оглу заявил, что Лейла Алиева, руководитель проекта «Справедливость для Ходжалы», «делала очень многое, направив молодежь наших стран на эту большую акцию для того, чтобы во всем мире узнали о трагедии Ходжалы. Ни одна нация, ни один народ не могли бы себе простить того, что не смогли бы донести такое до широкой мировой общественности. В одну жуткую ночь были убиты 613 мирных граждан Азербайджана, в их числе 63 ребенка, из которых 56 было убито с неподдающийся описанию жестокостью, 106 женщин, 70 стариков, полностью истреблено 8 семей, 25 детей потеряли обоих родителей, 130 детей лишились одного из родителей, 487 человек стали инвалидами, из них 76 – в детском возрасте, 1275 человек были захвачены в плен и 150 человек пропали без вести».

Генеральный продюсер фильма «Коридор без конца» Андриус Бронас остановился на подробностях создания фильма: «Мы начали этот проект полтора года тому назад, проехали тысячи миль. К этой идее подключилось уже 11 стран, в фильме звучит 5 языков. Сама идея фильма очень быстро нашла своих сторонников, хотя об этой теме в наших Прибалтийских странах знали мало. Перед нами стояла задача расширить это знание и показать то, чего люди не видели 20 лет. Но далеко в поисках материала идти не пришлось: просматривая статьи литовской прессы двадцатилетней давности, мы нашли нашего героя – Ричардаса Лапайтиса, который лично присутствовал при тех событиях и записал в свои дневники все, что видел. То, что мы нашли в его записях, нас очень впечатлило, и это стало основой нашего фильма».

По словам самого Ричардаса Лапайтиса, причиной его прихода в журналистику стал именно Карабах: «Однако для меня эти события представляют не только профессиональный интерес. Я испытывал огромное чувство вины, так как сделал не все возможное, чтобы мир узнал об этой трагедии. Я не раз возвращался к своим дневниковым записям в поисках ответов на вопросы: «Кто? Зачем? Почему?». И когда мои земляки-кинематографисты заинтересовались моими дневниками, решив снять фильм о тех событиях, наше совместное расследование было непростым, так как вообще военные конфликты в других странах часто непонятны и труднообъяснимы. Обычно перед поездкой в такие места, ты знакомишься с информацией из СМИ, и тебе порой кажется, что ты уже представляешь себе полную картину. Когда начинался военный конфликт в Карабахе, мое мнение складывалось под влиянием демократической прессы, которая преподносила эти события как борьбу армян за свою независимость. Естественно, в Прибалтике поддерживали армян. Однако на деле оказалось все не так. Зона конфликта – это опасная воронка, которая может засосать каждого. Все это накладывает огромную ответственность на журналистов, работающих в зоне конфликтов. Судьба маленького города Ходжалы – это яркий пример переплетения всех вышеназванных вопросов. Эта трагедия, наряду с другими подобными, навсегда останется одной из самых жестоких трагедий 20 века. Я думаю, это самый постыдный эпизод в недавней истории тех держав, которые, смотря на «демократические» (если их можно так назвать!) реформы в России, закрыли глаза на убийство мирных жителей. В 1992 году я был уверен, что никто и ничто не сможет оспорить преступления против человечности, совершенное в Ходжалы. Волею судьбы Карабаху была отведена роль одного из главных могильщиков СССР. Одни пытались использовать Карабах, чтобы удержать Союз, другие – чтобы развалить. После Ходжалы были и другие трагедии. Так почему же так каждый раз происходит? Не потому ли, что мы, жители благополучных стран, так быстро забываем о той чудовищной несправедливости, которая творилась у нас на глазах? У меня нет ответа на этот вопрос, но зато у меня есть надежда, что возможно противостоять этому людскому равнодушию. Это возможно только если совершить суд над палачами, если признать те события геноцидом и если беженцы смогут вернуться в свои дома. Мы старались быть честными в нашей работе над фильмом, старались рассказать правду. Готовы ли мы еще 20 лет мириться с этой несправедливостью – решать уже вам».