Армянский скандал в Израиле 2012-02-28
Читать на сайте Вестник КавказаГруппа активистов армянской общины Израиля попыталась сорвать проходившую в Академическом колледже Нетании конференцию «Стратегический союз Израиля и Азербайджана», посвященную памяти жертв Ходжалинской трагедии.
Инициатором этой, приуроченной к 20-летию трагических событий в Ходжалах, конференции выступило общество дружбы Азербайджан-Израиль АзИз, а затем к ее проведению подключился и ряд других организаций – Центр стратегического диалога им. Ш. Даниэля Авраама, СТМЭГИ – Израиль, Академический колледж израильского города Нетания и Фонд Гейдара Алиева. Вел конференцию давний друг Азербайджана, в прошлом министр здравоохранения, зам. министра обороны и один из лидеров Рабочей партии Эфраим Снэ. Среди гостей и участников форума были замечены послы Турции, Узбекистана, Казахстана и ряда других стран, вышедшие не так давно в отставку высокопоставленные офицеры израильской армии, известные израильские ученые, депутат меджлиса (парламента) Азербайджана д-р Ганира Пашаева…
Скажем сразу, что конференция получилась и в самом деле необычайно интересной, и ряд прозвучавших на ней идей и вопросов, безусловно, еще не раз будут обсуждаться в кругах политологов и востоковедов. При этом, разумеется, большинство из тех, кто собрался 27 февраля в конференц-зале Нетанийского колледжа, никак не рассчитывали, что они станут свидетелями провокации.
Впрочем, обо всем по порядку…
Эфраим Снэ: «Почему молчит мир?!»
Открывая конференцию, д-р Эфраим Снэ сделал беглый исторический обзор отношений между азербайджанским и еврейским народом, подведя слушателей к выводу, что нынешний экономический, политический, да и военный союз Израиля с Азербайджаном является органичным развитием этих отношений. Не удержался д-р Снэ и от своих воспоминаний о первом посещении Азербайджана в 1994 году и встрече с президентом Гейдаром Алиевым.
- Помню, как Гейдар Алиев сказал мне, что ему очень бы хотелось, чтобы качество жизни в Азербайджане было таким, чтобы покинувшие республику евреи вернулись назад. Это было, конечно, очень антисионистское заявление, но сколько в нем было любви и уважения к нашему народу! Сегодня Азербайджан – стремительно развивающаяся и во многом приближающаяся к Израилю страна, у которой есть чему учиться многим соседним странам, - сказал Эфраим Снэ.
Однако наиболее интересная часть его речи была посвящена именно Ходжалинской трагедии.
- Иначе как подлым я лично отношение Запада к Азербайджану назвать не могу, - заявил д-р Снэ. – Европа пользуется азербайджанской нефтью, но она не спешит посадить на скамью подсудимых палачей, осуществивших резню в Ходжалах. Она ратует за новый миропорядок, но закрывает глаза на то, что значительная часть территории Азербайджана остается оккупированной, что миллион его граждан были изгнаны из своих домов. Когда дело касается Израиля, все начинают кричать, что мы должны вести переговоры по формуле «территории в обмен на мир», хотя речь идет о территориях, на которые сегодня не претендует ни одно из существующих государств и статус которых всегда был спорным. Но никто при этом почему-то не требует, чтобы тот же принцип – «территории в обмен на мир» - осуществила Армения, хотя факт оккупации азербайджанских земель не оспорим…
Скандал вызывали?
Вслед за этим Эфраим Снэ предоставил слово депутату азербайджанского парламента д-ру Ганире Пашаевой.
- Сначала я хотела говорить на английском, но, оказавшись в зале, поняла, что многие из собравшихся прекрасно говорят по-азербайджански, с удовольствием послушают азербайджанскую речь, и потому я буду говорить на языке своего народа, - так начала свое выступление д-р Пашаева, и эти ее слова были встречены громом аплодисментов.
- Мне приятно чувствовать, что я нахожусь здесь среди друзей. И дело не только в том, что наши страны находятся в дружеских отношениях, а друзья должны сохранять дружбу даже тогда, когда это не очень нравится кому-то из их соседей. Дело в том, что сама эта дружба во многом возможна благодаря живущим в Израиле евреям-выходцам из Азербайджана, которых мы рассматриваем как часть нашей азербайджанской диаспоры, часть нашего народа… И я думаю, что именно переживший Катастрофу еврейский народ лучше, чем кто-либо другой может понять всю боль нашего народа после устроенного армянами геноцида в Ходжалах, в ходе которого было зверски убито 613 детей, стариков, женщин. Это был самый настоящий геноцид, сопровождавшийся вдобавок глумлением над трупами, вопиющими преступлениями против человечности. И те, кто осуществил этот геноцид, не только не понесли никакого наказания, но и стоят сегодня увласти в Армении…
- Это вы говорите! – вдруг прервала д-р Пашаеву какая-то женщина, причем и она говорила на азербайджанском языке. – Но на самом деле вы сами все это устроили!..
Д-р Пашаева попыталась продолжить, но ее слова потонули в новых криках с мест, на этот раз на иврите и английском:
- Все, что здесь говорилось – ложь!
- Нет никакой оккупации – есть освобождение армянских земель! Ваш геноцид – это выдумка!
В этот момент стало ясно, что среди сидящих в зале есть порядка двух десятков представителей армянской общины Израиля, явно возмущенных выступлением гостьи из Азербайджана.
В ответ зал сначала взорвался негодующими выкриками и требованиями от незваных гостей покинуть зал. Когда же те отказались это сделать, многие из сидевших в зале мужчин стали вставать со своих мест.
Не исключено, что на это все и было рассчитано: чтобы в зале вспыхнула драка, затем вызвана полиция, и конференция была бы объявлена закрытой. Первой (и надо отдать ей за это должное) это поняла д-р Пашаева.
- Друзья! – громко произнесла она в микрофон. – Я прошу вас соблюдать спокойствие. Увы, это уже не первый раз, когда сторонники Армении пытаются помешать выступлениям представителей Азербайджана в той или иной точке планеты. Но сейчас мне бы хотелось обратиться к той женщине, которая пыталась помешать мне говорить. Попытайтесь отставить на минуту в сторону вражду между нашими народами. Попробуйте оценить то, что произошло в Ходжалах с чисто человеческой точки зрения. Неужели вы не понимаете всю чудовищность этого преступления. Вы говорите, что мы лжем. Хорошо, допустим все ложь – фотографии, кадры кинохроники, показания свидетелей. Допустим, мы субъективны. Но как быть с тем, как оценивают Ходжалинскую трагедию многие международные правозащитные организации? Они тоже лгут? Ну так давайте проведем объективное международное расследование? Но ведь до сих пор участники те событий с армянской стороны отказываются дать какие-либо показания Интерполу, а Армения обеспечивает им неприкосновенность!
- Мало кто знает, что почти каждое наше мероприятие приходится проводить, преодолевая открытое, но куда чаще закулисное сопротивление местной армянской общины, - констатировал гендиректор АзИза Лев Спивак, когда активисты этой общины покинули зал.
Далее в ходе конференции прозвучали доклады д-ра Кямаля Макил-Алиева, преподавателя Тель-авивского университета д-ра Хена Брама, пресс-секретаря АзИза Арье Гута и др. И все же наиболее интересными, на мой взгляд, были доклады преподавателя Хайфского университета д-ра Авиноама Идана и профессора Еврейского университета в Иерусалиме Эльдада Пардо. Интересных тем более, что их взгляды на происходящее на Ближнем и Среднем Востоке во многом не совпадали.
Почему Азербайджан угрожает Ирану?
Д-р Идан сосредоточился в своем докладе на том, что азербайджанская модель развития исламской демократии является на сегодняшний день наиболее оптимальной.
- Особенно важно подчеркнуть, что главная противоположность между Ираном и Азербайджаном заключается в том, что нынешняя внешняя политика Азербайджана совершенно не зависит от влияния религии, - сказал он. – Это позволяет Азербайджану наладить конструктивное сотрудничество с Западом, и это во многом определяет сближение Баку и Иерусалима.
Проф. Пардо начал с того, что он во многом не согласен со своим коллегой.
- Следует понять, - сказал он, - что дело как раз заключается в том, что в Иране не религия поставила себе на службу политику, политика поставила на службу религию, подчинила ее идеологии. Азербайджан как раз демонстрирует, насколько ислам шиитского толка в своем чисто виде может быть толерантным и гуманистичным. Оставаясь исламским государством, он по уровню свободы, развития культуры и многим другим показателям действительно в корне отличается от соседнего Ирана, и уже тем самым представляет для него угрозу. В Иране же правит бал ислам не шиитского, а хомейнисткого толка.
Затем проф. Пардо перешел к истории и геополитики, отметив, что идея покорения Турана со времен Фирдоуси и даже до него лежит в основе продолжающегося противостояния Ирана и тюркского мира.
- Последние десятилетия характеризуются новым подъемом иранского шовинизма, претензиями Ирана на политическую гегемонию в регионе. На самом деле Иран считает, что в зоне его гегемонии должны находиться и вся Средняя Азия, и Турция, и Азербайджан, и страны Ближнего Востока. И это притом, что в плане развития культуры Иран всегда отставал от Азербайджана и подпитывался за счет азербайджанской культуры. Многие великие персидские поэты – это азербайджанцы, писавшие на фарси. В течение всего ХХ века культура, мода, уровень жизни в Иране формировался под влиянием контактов с Баку. Вы скажете, что иранцы получили очередного «Оскара». Получили, не спорю. Но если бы Мирза-Фатали Ахунд-заде в свое время не обеспокоился переводом своих пьес на фарси, то не было бы и великого иранского кино. Таким образом, претензии Ирана на гегемонию никак не обоснованы ни культурно, ни экономически, но именно поэтому он и угрожает своим соседям, именно поэтому она начал размахивать ядерным оружием. Сколько крови мусульман-шиитов уже пролито из-за этих амбиций Ирана! Но я уверен, что Иран стоит на пороге больших перемен, и народ Ирана, безусловно, заслуживает лучшей доли.
В завершение своего доклада проф. Пардо представил свое, весьма любопытное видение израильско-азербайджанских отношений.
- В последнее время много говорят, что сближение между нашими странами происходит на основе общих военных интересов – имея в виду поставки израильского оружия в Азербайджан. Так вот, это опять-таки в корне неверно. Это сотрудничество не во имя войны, а во имя мира. Ни Азербайджан, ни Израиль не хотят конфликта с соседями. Здесь уже немало говорилось о том, что правота позиции Азербайджана в его конфликте с Арменией не вызывает сомнений. Но обратите внимание: Азербайджан за все эти годы не предпринял никаких силовых шагов для решения этого конфликта, все еще надеясь уладить его миром. Более того: те условия мира, которые он предлагает, поистине фантастичны. По сути дела, Азербайджан готов забыть прошлое, дать армянам Нагорного Карабаха широчайшую автономию – и все это за восстановление своей территориальной целостности. То же самое в Южном Иране. Живущие там азербайджанцы, по меньшей мере, сегодня не говорят о воссоединении Северного и Южного Азербайджана – они лишь требуют, чтобы им дали возможность свободно сохранять и развивать свою великую национальную культуру. Я думаю, то же самое можно сказать и об Израиле. Меньше всего мы хотим войны, у нас нет никаких претензий ни иранскому, ни к арабскому народу, мы готовы к мирному решению существующего конфликта. И вот этот пацифизм – это, кстати, еще один фактор, сближающий наши народы.
Не удержался проф. Пардо и от того, чтобы высказаться по поводу поведения представителей армянской общины.
- Эти люди вели себя недостойно, - сказал он. – Но дело не только в этом. Плохо, что армянская сторона конфликта не желает признать правду, не готова покаяться в преступлениях, совершенных в Ходжалах. А пока один из соседей не готов признать свою ответственность за содеянное и попросить прощения, конструктивный диалог невозможен.
Петр Люкимсон, Израиль. Специально для "Вестника Кавказа"