Философская истина и интеллигентская правда -2
Читать на сайте Вестник КавказаЗа неделю до президентских выборов эксперты-философы рассуждают о смысле существования российского государства, макрозадачах, стоящих перед будущим президентом России, а также о предвыборной ситуации в стране.
Сопредседатель движения «Народный собор» Владимир Хомяков
Мы прекрасно помним, что было в начале 1990-х. Фальсификации на выборах начались не вчера. Мы помним 1993 год и то, как принимали ныне действующую Конституцию. Есть основания полагать, что, согласно тому законодательству, она не была принята. В 1996 году прошли сложные выборы, когда Борис Ельцин с 5% рейтинга умудрился выиграть. Те, кто тогда аплодировали всему этому, сегодня ревностно защищают честные выборы. 19 лет спустя они вдруг вспомнили, что наша Конституция в общем-то нелегитимна, и поэтому можно при любом исходе выборов предъявить претензии к избранному президенту, заявив, что нелегитимен также и он. Нелегитимна и Дума, и приватизация 1990-х, и состояния, полученные в ходе нее. Соответственно, появляется хороший повод у наших западных «друзей» наложить арест на счета, что они широко используют для внедрения смуты в разных государствах.
Поражает бессмысленность самих политических протестов. На Болотной площади собрались люди, которых объединяло непринятие нечестных выборов. Но среди них мы видим этнонационалистов, которые декларируют, что отстаивают интересы русского народа, при этом выступают на стороне либералов, которые отстаивают глобальный проект, преследующий целью ликвидацию национальной идентичности и национальной государственности. Там есть «леваки», которые отстаивают социальную справедливость. Неужели они думают, что господа Немцов, Касьянов и прочие либералы являются поборниками социальной справедливости? Как сказал герой известного фильма, разруха начинается в головах. Тотальная разруха началась 20 лет назад, когда на волне неприятия коммунистического прошлого нам был имплантирован проект совершенно другой цивилизации. Тогда произошла главная трагедия нашей истории, когда к руководству пришли люди, мыслящие в категориях иной цивилизации, противоречащие культуре и пониманию добра и зла. Они стали менять правила игры в стране. Процветать в стране стали люди абсолютно другой ментальности. Многие вещи, против которых сейчас люди выступают на площадях как с той, так и с другой стороны, являются следствием глобальной разрухи в головах.
Коррупция началась не вчера. Приватизация и залоговый аукцион проводились без коррупционной составляющей? Конечно, это не так. Социальная несправедливость была заложена в начале 1990-х. Сейчас мы пожинаем только последствия. Нынешняя власть продолжает играть по тем же правилам. Поэтому главнейшей задачей по стабилизации страны я считаю возвращение России на свой путь, на путь русской цивилизации, русских православных ценностей. Это именно то, на чем может помириться власть и народ. Народ считает нелегитимной власть, потому что он во власти не представлен; считает нелегитимной собственность, потому что многие талантливые люди не могут найти себя в современной России; считает нелегитимными общественные отношения, потому что видит их несправедливость. Если это удастся решить, то оснований для протестов будет значительно меньше.
Протоирей Всеволод Чаплин
Позиция церкви относительно предвыборных процессов была выработана уже много лет назад, в середине 1990-х, и мы эту позицию никогда не меняли. Выражение «церковь вне политики» звучит искусственно. Церковь это не только люди в рясах. Это все крещеные в православии люди, которые не порвали с православием. Церковь участвует в жизни окружающего мира многоразличными средствами. Православные миряне, сторонники разных партий, по-своему участвуют в политике, и все больше и больше из них основывается на христианских нравственных принципах. Духовенство не может быть членами политических партий, не может вести агитацию за или против той или иной партии или кандидата. При этом никто не может лишить права ни священнослужителя, ни патриарха высказывать свою оценку тех или иных событий в жизни страны, деятельности власти и оппозиции, встречаться с ними. Духовенство не лишено права голоса. Очень могущественные силы в мире сегодня уже начали делить Россию, думая, что приняли определенные решения и вектор своей деятельности, который не совместим с возможностью для нашего народа свободно определять свою историческую судьбу.
Писатель-депутат Владимир Мединский
Последние несколько лет я не мог ответить на вопрос, ради чего продолжает жить Российская Федерация. В чем смысл? Очевидно, в том, чтобы стать серебряными призерами чемпионата Европы по футболу, потому что величайшее наше достижение – это четвертое место на последнем ЧЕ. Дальше что? Мы уже чемпионы мира по проведению всех возможных чемпионатов мира. Какая задача у власти и государства? Россия на протяжении всей своей истории была страной, которая решала какую-либо макрозадачу. Или «Третий Рим», или Дарданеллы, или объединение православных, или строительство всемирного коммунистического счастья, или спасение мира от Наполеона или Гитлера. Это была макрозадача, ради которой люди готовы были терпеть лишения. Это нормальный родительский инстинкт – потерпеть ради того, чтобы твои дети жили лучше. Ради чего живем мы сейчас? То, что сделала власть за 2011 год, вселило в меня небольшую надежду о том, что, может быть, перед нами наконец-то обрисовывается новая макрозадача. Это макрозадача восстановления большой страны. Наша страна была создана как рынок для 300 миллионов человек, заводы строились с расчетом, что их продукцию будут покупать 300 миллионов. Разорвав страну, мы не только порвали ее нравственно, мы лишили ее экономического смысла. То, что сделало правительство Путина в 2011 году – ЕврАзЭС, Таможенный Союз, единый рынок труда с Белоруссией и Казахстаном – Евросоюз проходил этот путь 30 лет.
Кинорежиссер Никита Михалков
Думаю, что из нашей дискуссии вытекает некое направление оценки того, что произошло 20 лет назад, когда неверным росчерком пера была развалена огромная страна, которая до сих пор не может собраться. И это было сделано командой Ельцина. Это нужно сделать, чтобы проанализировать. Чтобы знать, как лечиться, нужно понимать, откуда возникла болезнь. Мы собрали круглый стол, чтобы поговорить о том, какова наша точка зрения на те возможности, которые необходимо определить для себя, чтобы вывести страну из этого состояния, в котором она есть. Я бы не пугал друг друга и народ тем, что все катастрофически плохо. Это не правда. Если говорить о тех, кто выходит к микрофонам, эти люди должны быть по гроб жизни благодарны тому режиму, в котором они живут и который сейчас поносят. Потому что ни при одном другом режиме они не могли бы жить так, как они живут. Если перефразировать Столыпина, великие потрясения нужны тем, кому есть куда уехать, а великая Россия нужна тем, кто хочет здесь жить. Мы хотим здесь жить. Но вопрос «Как нам жить?» никогда не стоял в России первым, потому что первым вопросом в России всегда стоял «Зачем жить?»