Фархад Мехтиев: «2011 год показал, что Азербайджан - член европейской семьи»
Читать на сайте Вестник КавказаОб итогах в общественно-политической жизни Азербайджана за прошлый год и прогнозах на год наступивший «ВК» рассказал независимый политолог, доктор государственного права, доцент кафедры Международного права университета «Кавказ» Фархад Мехтиев.
- Как складывались в прошлом году российско-азербайджанские отношения?
- Азербайджану нужны хорошие отношения с Россией не только потому что она выступает своего рода балансом в отношениях в Западом. Россия - большая держава, наш сосед с двухсотлетней историей в нашем регионе. Азербайджан не может вести внешнюю политику, не имея отношений с Россией. Я не даже говорю о том, насколько они должны быть дружественными, конструктивными, но поддерживать отношения необходимо. Россия не должна считать Азербайджан своим конкурентом в регионе, страной, которая может поставить интересы России в регионе под удар. Отношения должны складываться не только на уровне высшего руководства, должны быть налажены связи между участниками гражданского общества, университетами, СМИ, НПО. Российско-азербайджанские гуманитарные форумы, которые проходили в этом году, сыграли роль сближения двух обществ.
У Азербайджана есть стремление к интеграции с Западом, но это не политическая интеграция, приближение к западным ценностям, уровню жизни, образу мышления. При этом Баку не когда не претворял в жизнь интересы Запада – у Азербайджана есть свои интересы. Мы не собираемся ставить под угрозу интересы России в регионе.
Нельзя сказать, что в этом году между Азербайджаном и Россией остались какие-то нерешенные вопросы. Даже в вопросе продажи азербайджанского газа я не наблюдал ухудшения. Россия хотела купить весь азербайджанский экспортируемый газ, не желая, чтобы мы договаривались с на эту тему с западными. Но сейчас в России снизился спрос на газ, и она не может покупать газ в запланированном объеме.
Остается вопрос по Транскаспию, по которому Россия не согласна ни с Азербайджаном, ни с Туркменией. Но, я считаю, что этот вопрос сильного негативного эффекта на российско-азербайджанские отношения не окажет.
По поводу повышения арендной платы Габалинской РЛС, то цена, о которой говорит Азербайджан, – символическая. Раньше годовая плата за РЛС была семь миллионов долларов, а с 2012 года Азербайджан поднял стоимость до 15 миллионов долларов. Для таких стран как Россия и Азербайджан эти деньги большой роли не играют. Просто в этой зоне должны проводиться разные экологические программы, потому что население Габалинского района жалуются на болезни, связанные с радиацией, которую излучает РЛС. Надо проверить - если радиация действительно приносит вред населению, то придется переселять людей, а это стоит денег.
- На каком уровне в прошлом году были азербайджано–турецкие отношения?
- Отношения между Азербайджаном и Турцией являются стратегическими и развиваются прежними темпами. В этом году был создан стратегический совет между этими странами, и в этом плане работа более активизировалась. Очень важен договор по трансанатолийскому газопроводу между Азербайджаном и Турцией. В наших отношениях вопрос газа не был решен и создавал негативный эффект, но сейчас этот вопрос не просто нашел решение по продаже, по транспортировке газа, самый важный аспект - построение этого газопровода.
В этом году увеличились азербайджанские инвестиции в Турцию. SOCAR закупил турецкую нефтяную компанию Petkim и планирует вложение 5 миллиардов долларов в нефтеперерабатывающий завод, который будет построен в Измире. И это не просто инвестиции в Турцию, это еще новые рабочие места для граждан Турции. И когда государства вкладывают инвестиции в экономику друг друга, им сложно портить отношения. Ваши деньги у вашего соседа, и вы не сможете так просто отвернуться от него и уйти. Вложение инвестиций означает, что Азербайджан больше доверяет Турции, чем раньше.
Трансанатолийский газопровод принесет большие дивиденды и самому Азербайджану. В проекте газопровода Баку-Эрзурум Азербайджану принадлежит только 10%, а основные его владельцы – BP и Statoil. Оперативное управление этого газопровода тоже в их руках. Но когда собственность газопровода ваша, то оперативный менеджмент и доходы тоже бывают в ваших руках. Это делает Азербайджан еще более сильным игроком в регионе.
Конечно, мы будем обеспечивать около 5% газа, необходимого Европе. На первый взгляд кажется, что это немного, но надо учитывать, что для некоторых стран Европы (Греции, Болгарии и для южной части Европы) это будет довольно весомый показатель.
- Какие события в общественно-политической жизни Азербайджана в прошлом году вы бы выделили?
- Радикальных событий в Азербайджане за этот год не произошло. Можно выделить ухудшение отношений с Тегераном, что было неизбежно. Оказавшись между Ираном и Россией, считающимися близкими союзниками, и проводя независимую внешнюю политику, не возможно было не подпортить отношения с Ираном. Причем эти отношения могли испортиться раньше. Мы тянули, терпели долгое время, но чаша терпения все-таки переполнилась - только недавно наши официальные лица выступили против информационной политики Тегерана. Хотя еще 3-4 года иранский телеканал «Сехер» начал мощную антиазербайджанскую пропаганду.
Запомнилась также победа Азербайджана на Евровидении. Следующий конкурс будет проводиться в Баку, и многие европейцы смогут приехать и поближе познакомиться с нашей страной, с азербайджанцами. Если раньше кто-то нас не считал европейцами, то победа на конкурсе показала, что это не совсем так. Кстати, на последнем варшавском саммите «Восточного партнерства» Азербайджан, Грузию и Армению официально включили в число стран Восточной Европы, хотя раньше ставился вопрос - являемся ли мы вообще членами европейской семьи. Тот факт, что этот вопрос нашел свое решение, пойдет на пользу Азербайджану, ведь европейские ценности остаются целью, которой надо достичь.