Будущее наднациональной безопасности

Читать на сайте Вестник Кавказа
В условиях нарастающей напряженности на Ближнем Востоке вопросы региональной и международной безопасности обретают особое звучание. Большинство экспертов не сомневается, что конфликты в соседнем регионе повлекут негативные последствия для постсоветского пространства, особенно для Кавказа и Средней Азии. О том, что можно сделать для их предотвращения, рассказал Николай Бордюжа, секретарь Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

«В течение 2011 года мы главное внимание уделяли вопросам практической реализации механизмов, созданных в рамках ОДКБ, для коллективной защиты наших государств от общих угроз. Приоритетом для нас была отладка механизмов кризисного реагирования после известных событий в Киргизии», - сказал Бордюжа.

Речь идет о планировании миротворческих операций, создании закрытой системы видеоконференций глав государств и структур ОДКБ в случае кризисной ситуации, программе вооружения Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), а также операциях по противодействию незаконному обороту наркотиков, нелегальной миграции и обеспечение информационной безопасности. КСОР проводили маневры в Таджикистане, а Коллективные силы быстрого развертывания – в Киргизии. В учениях «Центр-2011» на территории РФ, также участвовали отряды КСОР.

Парламентская Ассамблея координировала внешнеполитические шаги стран-участниц ОДКБ. «На мой взгляд, в этой сфере мы добились достаточно больших успехов, мы выработали общие позиции по многим сложным глобальным проблемам безопасности. Мы выступали с совместными заявлениями в ООН и ОБСЕ. Организация работала активно, мы чувствуем свою нишу, знаем, чем должны заниматься», - заверил Николай Бордюжа.

Что касается Средней Азии, то здесь особое внимание ОДКБ собирается уделить борьбе с незаконным оборотом наркотиков. «Создан Совет руководителей антинаркотических ведомств, у нас есть операция постоянного действия «Канал», мы проводим многосторонние и двусторонние, локальные и общие операции. У нас есть группы по обучению сотрудников, есть базы данных, то есть создана целая общая инфраструктура по борьбе с незаконным оборотом наркотиков», - сказал секретарь ОДКБ.

По его словам, за 2011 год по всем странам ОДКБ реализовано более 34 контрактов по поставкам вооружения на льготных условиях. «Экономический эффект этих операций составил более 10 млн евро – это те преференции, которые доставлялись по этому соглашению для государств, которые приобретают оружие по льготам ОДКБ. Для государств это ощутимо. Также активно действует соглашение по бесплатной и льготной подготовке кадров. Только за 2011 год в военные учебные заведения РФ поступило более 800 представителей государств-членов ОДКБ, несколько сотен – в учебные заведения МВД, и сто человек в гражданские учебные заведения на специальности, связанные с обеспечением безопасности», - сказал Бордюжа, выразив мнение, что это позитивно скажется на общем состоянии системы коллективной безопасности.

Все, что связано с терактами и боестолкновениями с террористическими группами в Казахстане, Таджикистане и Киргизии в ОДКБ считают результатом деятельности международных террористических исламистских организаций. «В последние годы ими принимаются одни и те же решения: направлять группы в Таджикистан и Киргизию, расширять свое влияние в Казахстане, направлять группы в Россию, активизировать работу эмиссаров, создавать себе социальную базу... Конечно же, вся деятельность этих групп, которые базируются в Афганистане, ориентирована на Центральную Азию. Что же касается базы «Манас», об этом лучше расскажет президент Атамбаев, так как это решение принимает руководство Киргизии. Недавно, принимая делегацию США, он заявил, что военный контингент с этой базы должен быть выведен до 2014 года», - рассказал секретарь ОДКБ.

«В течение последних двух-трех лет мы проводим регулярные встречи высших должностных лиц СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС, тем самым пытаясь не только координировать нашу деятельность, но и исключать дублирование в работе этих организаций, и это очень серьезно помогает нам в нашей работе, - думает Бордюжа. - Что касается интеграционных образований, то ЕврАзЭС должно заниматься вопросами экономики, создавая большие межгосударственные проекты, а ОДКБ должно обеспечивать безопасность этих проектов. Поэтому и с ЕврАзЭС, и с Союзным государством у нас очень плотный контакт. Мы подключаемся к некоторым проектам. Подобная схема работает во всем мире, например, есть Евросоюз и есть НАТО. Сегодня взаимодействие между Россией и Белоруссией самое тесное на всем постсоветском пространстве. Соответствующие белорусские структуры очень заинтересованы в этом взаимодействии, поэтому они активны и настойчивы в выполнении задач, поставленных перед ними белорусским руководством. И у этой деятельности есть видимые результаты: поставки вооружения и систем, совместные разработки. Что касается председательства Белоруссии, то, как я уже говорил, она вообще всегда очень активна в вопросах создания системы коллективной безопасности. Год назад Белоруссия выдвинула ряд интересных приоритетов, среди которых – миротворческая деятельность. За год очень многое было сделано в этом направлении: мы провели ряд консультаций с ООН и вышли на подписание протокола о совместной миротворческой деятельности ООН и ОДКБ; мы провели несколько командно-штабных учений, сборы командиров миротворческих сил... Сегодня это направление развивается во многом благодаря усилиям белорусского руководства. Второй из выдвинутых Минском приоритетов – это вопрос о создании института партнерства. В рамках этой работы мы определились, что такое дня нас – «партнерство», и кто является нашими потенциальными партнерами. Третья инициатива – это программа вооружения КСОР. Эта программа подготовлена именно благодаря усилиям Белоруссии и РФ, и сегодня мы уже можем ее реализовывать. Она предусматривает выделение огромных средств на оснащение КСОР самым современным вооружением, и утверждение этой программы президентами – заслуга в первую очередь председательства Белоруссии. Важными были также вопросы, связанные с созданием коллективного механизма чрезвычайного реагирования на техногенные и природные катастрофы. Был создан не только сам механизм, но и соответствующая нормативная база, утвержденная президентами тоже благодаря активности Белоруссии. Список примеров можно продолжить, но уже приведенных достаточно, чтобы показать, насколько белорусское руководство активно в вопросах коллективной безопасности».

Николай Бордюжа также коснулся вопроса возможности расширения НАТО, сказав, что «механическое расширение этой организации не может стать эффективным ответом на современные вызовы. Попытки привлечения постсоветских государств в НАТО уже предпринимались несколько лет назад, но я не думаю, что это могло бы добавить стабильности и безопасности в регионе. Что касается ситуации в Афганистане, то по всем признакам она будет только обостряться. В этой связи мы отработали предложение по усилению границ и других шагов по обеспечению безопасности. Я считаю, что сегодня ситуация в Афганистане – определяющий фактор в Центральноазиатском регионе, и пока он влияет негативно на уровень безопасности на всем постсоветском пространстве».