Депортация: как не стереть память истории -2
Читать на сайте Вестник КавказаЗавтра исполняется 68 лет депортации чеченского и ингушского народов. В СССР в разные годы подвергались «переселению» карачаевцы, балкарцы, калмыки, крымские татары, турки-месхетинцы и другие, которые также, с точки зрения сталинского режима, "помогали фашистским оккупантам". В преддверии 23 февраля РИА Новости вместе с «Вестником Кавказа» провели круглый стол историков на тему: "Депортация: как не стереть память истории".
По словам Алексея Власова, заместителя декана истфака МГУ и главного редактора «ВК», любой историк, занимающийся второй мировой войной, знает, что на фронтах этой войны сражались и погибали тысячи солдат тех национальностей, которые были объявлены «коллаборационистскими». «Даже после реабилитации и ряда политических решений конца 1980-х - начала 1990-х годов, давших политическую оценку преступлений сталинского режима в отношении репрессированных народов, в этом эпизоде советской истории остаются белые пятна, - сказал Власов. – Моральная и эмоциональная оценка этих событий, как мне кажется, столь же важна, как и политическая реабилитация».
Сулумбек Мамилов, народный артист Республики Ингушетия, отметил, что забывать те трагические события категорически нельзя: «Следующие поколения должны знать правду о нашей истории, какой бы она не была». Мамилов, цитируя Горького, подчеркнул, что если зорко глядеть в прошлое, «ответы все там найдутся». «Сегодняшние трагические события на Северном Кавказе, как мне кажется, уходят корнями именно в те события сталинского времени. Как говорил Лермонтов, «что странным образом началось, то странным образом и должно закончиться». Я снял одну картину, посвященную тому трагическому «переселению народов», карачаевцы сняли одну картину – и все! Нет ни художественных произведений, ни настоящей литературы на эту тему. Надо раскрыть эту тему! Тогда ведь народы были депортированы в основном с Северного Кавказа, и мне кажется, когда зрители смогут разделить вот эту общую боль, то вместе переносить эту боль станет легче. Для малочисленных народов такие события особо страшны, ведь они вообще могут исчезнуть. Сегодня задача каждого художника, режиссера состоит в том, чтобы донести эту боль до зрителя.
Алексей Власов отметил, что «поколению, которое вошло в сознательную жизнь после распада Советского Союза, не хватает системности в восприятии той эпохи. Таким образом, эти произведения будут необходимы еще и для того, чтобы не воспитать «иванов родства не помнящих».
Алий Тоторкулов, председатель исполкома Российского конгресса народов Кавказа, думает, что та эпоха была действительно «лихой»: «Вот уже больше ста лет в нашей стране «эпоха перемен» все никак не закончится, никак не наступит стабилизация. В советское время еще я лично на себе ощущал, что нас причисляют к «врагам народа», были негласные указы о том, чтобы не брали карачаевцев в институты, не пускали на какие-то должности... Шлейф этой дискриминации тянулся достаточно долго, и даже сейчас бывают рецидивы, когда какие-нибудь сталинисты пишут, что чеченцев и остальных правильно выселяли. Необходимо поставить точку в этом вопросе. Мы не боимся полной открытости, потому что тогда все поймут, что из нас сделали козлов отпущения. План выселения наших народов был разработан еще до войны. У каждого народа были и свои полицаи и бандиты, мы не отрицаем, что и среди наших народов попадались такие. Но это не было повальным явлением, это была не причина, а повод. Конечно, мы не должны зацикливаться на прошлом, мы просто должны помнить нашу историю и извлекать из нее уроки. При этом мы должны жить сегодняшним днем, быть нацеленными на будущее. Хотелось бы, чтобы поставили точку в вопросе депортации из-за того, чтобы этим не могли уже больше спекулировать ни сталинисты, ни националисты, ни экстремисты и сепаратисты, чтобы не обвиняли в этом невиновных, в частности, русский народ. Все должны знать правду, чтобы не было иллюзий и обид. Лучше смотреть в будущее, чем постоянно оборачиваться назад».
Директор Института тюркологии Ахмат Глашев, описывая ситуацию, сложившуюся в 1943-1944 годах, сказал, что в то время как все мужское население Кавказа с оружием в руках защищало Советский Союз от нацистских захватчиков, женщины, дети, старики и немощные были погружены в вагоны-теплушки и увезены далеко от их родных земель, в Казахстан. «Часть погибла во время сложного переезда, так как была зима. Почему я пересказываю эти события? В 2007 году на экраны вышел фильм режиссера Мельникова, который называется «Агитбригада «Бей врага!»». В этом фильме в двух местах в адрес калмыков и карачаевцев говорится, что они предатели, подарили Гитлеру коня с золотой уздечкой и т.п. Всем уже хорошо известно, кем и для чего был создан этот миф, историки не дадут соврать. Однако же этот фильм не запрещен. Как юрист я против любой цензуры, против вмешательства в СМИ и киноискусство, но создается впечатление, что какая-то цензура все-таки нужна. Такие вещи – это надругательство над памятью героев Великой отечественной войны – карачаевцев, чеченцев, ингушей, и русских, и всех остальных, которые сражались плечом к плечу. Всем известно, сколько вайнахов погибло в первые дни войны, в Брестской крепости, сколько калмыков покрыло себя славой в эти дни. Нужно отслеживать такие вещи и государство должно вмешиваться. Есть в этом вопросе большие положительные сдвиги, особенно с тех пор, как пришел к власти Путин, и я надеюсь, что и дальше будет проводиться работа в этом направлении. Но неприятные моменты все равно есть, и нужно как-то преодолевать их».
По словам директора Центра кавказоведения РГГУ Исмаила Агакишиева, все прозвучавшие выступления подтверждают правильность инициативы РИА Новости совместно с «Вестником Кавказа» о создании сайта, посвященного современной истории народов Северного Кавказа. «В отношении истории России – а этот год объявлен Годом истории России - можно сказать, что наше государство было наиболее сильным, когда не разделяли его народы. Кавказ так устроен даже с природно-географической точки зрения, что главная черта его народов это гордость, свобода, умение дружить и объединяться - без этого в горах жить невозможно. Территорию Кавказа можно было бы присоединить к любой стране, но подчинить кавказцев в духовном плане невозможно, это подтверждает история. Сами кавказцы восприняли Россию как свою страну. С конца XIX века кавказцы в первую очередь служили не Кавказу, а России. Можно вспомнить ту же историю с «Дикой дивизией», которая отказалась выполнять жандармские функции и подавлять революционные выступления. Именно кавказцы до конца просили Николая II не отрекаться от престола. Безусловно, нужно помнить трагические страницы Второй мировой, и обязательно еще раз беспристрастно исследовать, чтобы этой темой больше никто не мог спекулировать, ведь это задевает не только кавказские народы, а вообще всех, для кого Россия – Родина».