Фархад Мехтиев: «Азербайджан получил шанс себя проверить - насколько он хороший игрок в регионе и на мировой арене»
Читать на сайте Вестник КавказаОб итогах в общественно-политической жизни Азербайджана за прошлый год и прогнозах на год наступивший «ВК» рассказал независимый политолог, доктор государственного права, доцент кафедры Международного права университета «Кавказ» Фархад Мехтиев.
- Как, на ваш взгляд, в прошлом году шел процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта?
- Нельзя сказать, что произошли какие-то конкретные положительные сдвиги. Азербайджанская сторона в ходе переговоров предлагала говорить непосредственно о мирном соглашении. Армянская сторона обвинила Азербайджан в том, что он отказывается от тех принципов что были до сих пор. При этом в Ереване пытались добиться нового, выгодного для себя договора. Азербайджан с новым предложенным Арменией принципам не согласился, а предложил работать непосредственно над мирным договором. Но армянская сторона не согласна ни на какой уровень автономии Нагорного Карабаха в составе Азербайджана. Азербайджанская же сторона не соглашается дать независимость Нагорному Карабаху, у нее есть для этого очевидные причины. Потому подписание мирного договора на этот момент кажется почти невозможным.
- Как бы вы охарактеризовали работу сопредседателей Минской группы ОБСЕ в прошлом году?
- На них слишком многие надеются, и все ими не довольны. Но не надо забывать, что они - всего лишь посредники. То есть они не могут навязать ни одной стороне какой-либо мирный договор в той или иной форме. Азербайджан хочет, чтобы посредники убедили Армению в том, что подход Еревана противоречит принципам международного права – принципу территориальной целостности. Но в состав Минской группы входят дипломаты из трех государств - России, Франции, США - и беспристрастность двух из государств в Баку ставят под вопрос. Здесь недовольны работой Минской группы, так как она недостаточно нажимает на Армению и желание Азербайджана решить нагорно-карабахскую проблему с предоставлением высшего уровня автономии ни как не может реализоваться.
- В последнее время в правительственных кругах Азербайджана идут разговоры о возможном начале боевых действий в карабахской зоне. Насколько реален такой ход событий?
- Крупномасштабных боевых действий, наверное, не будет. Этого не хочет Азербайджан, это не нужно и Армении. Этого не хотят внешние игроки в регионе и в мире. Но в течение этого года мы были свидетелями перестрелок. В прошлом месяце более 15 человек погибло с обеих сторон в результате работы снайперов. Такого рода инциденты были и будут. А крупномасштабной войны, отказа от мирного договора, который был заключен в Бишкеке в 1994 году, скорее всего, не произойдет.
- В прошлом году в Азербайджан приезжало много глав государств и чиновников высокого ранга из разных стран. Какой из этих визитов, по вашему мнению, был наиболее значимым для страны?
- Азербайджан – производитель энергии и энергоресурсов, поэтому визиты, которые были связаны с проектом «Южного коридора» считаются довольно важными. Можно отметить приезд спецпредставителя госдепартамента США по энергетическим вопросам в Евразии Ричарда Морнингстара, который был связан с Транскаспийским газопроводом. Приезжала верховный представитель Евросоюза по вопросам внешней политики и безопасности Кэтрин Эштон, президенты стран Восточной Европы. А вот приезд президента Франции Николя Саркози мне не кажется значимым событием – было бы неприлично, если бы он посетив Армению, не приехал в Азербайджан. Но от его визита не было никакого эффекта.
- Как вы думаете, в 2012 году Азербайджан присоединится к проекту «Набукко»?
- Думаю, Азербайджан присоединится к «Набукко», но одновременно будет работать на трансанатолийский газопровод. Ни один из этих трубопроводов не способен в одиночку экспортировать объем газа, который Азербайджан планирует экспортировать к 2025 году. Вместе с этим надо будет увеличить объем трубопровода Баку-Эрзурум. То есть в скором времени будет новый газопровод, который будет экспортировать наш и туркменский газ в Европу. Это очень большой, стратегический проект Запада – доставка среднеазиатского газа через азербайджанскую территорию в страны Европы. Пока режим в Иране не сменился (по прогнозам, в скором времени и не сменится), газовые ресурсы Средней Азии не смогут попасть на мировой рынок по другому каналу. Я лично обсуждал эту тему с Морнингстаром, он был убежден в том, что проект этого газопровода должен реализоваться, и недоумевал по поводу того, что Азербайджан и Туркмения не могут договориться по этому поводу. Нажим Соединенных Штатов в этом вопросе очень сильный.
- То обстоятельство, что Азербайджан стал непостоянным членом Совбеза ООН, даст ему какие-то преимущества на политической арене в последующие два года?
- Азербайджан получил шанс себя проверить - насколько он хороший игрок в регионе и на мировой арене. Но у нашей страны будет немало трудностей, в частности, из-за соседства в Ираном. Если обстановка вокруг Ирана еще больше обострится, Азербайджан должен будет выбирать, на чьей стороне он играет. Прием, стоит учесть, что Иран и Россия - близкие союзники. Конечно, Азербайджан будет считаться с реакцией России. Если Москва поддержит Тегеран, то Баку тоже придется выступать против антииранских резолюций. Но это повлечет ухудшение отношений с Западом. Но и на Западе должны понимать, что Азербайджан не такая уж сильная страна, чтобы не считаться с своими соседями, тем более с Россией. Тот же Вашингтон ведь считается с Москвой.
- Азербайджанская делегация сможет в заседаниях ООН вывести на повестку дня карабахский вопрос?
- Прямого эффекта на решение нагорно-карабахского конфликта это членство не окажет. Ни одно государство не может решать, какие вопросы будут стоять на повестке дня. У постоянных членов Совбеза есть право вето даже на те вопросы, которые выносятся в повестку дня. Представители Франции, Россия или США вполне могут исходить из того, что поскольку карабахская проблематика обсуждается в формате Минской группы ОБСЕ, то на Совбез ООН ее выносить нет смысла.
Между тем, если посмотреть на все четыре резолюции Совбеза, то ни в одной из них Армения не проходит как государство-агрессор, а вина возлагается на локальные армянские силы, силы Нагорного Карабаха. Это обстоятельство наводит на мысль, что эти резолюции вышли в таком виде именно под давлением некоторых государств–членов Совбеза.
- Весной прошлого года в Баку были попытки несанкционированных акций протеста в отношении действий властей. Какую политическую оценку вы бы дали недовольству активистов оппозиционных партий?
- Тогда это было модным - шла волна революционных митингов на Ближнем Востоке, в Египте, Тунисе, Ливии, Йемене, Бахрейне в Сирии. На этой волне оппозиционные силы в Азербайджане тоже пытались что-то сделать. Но как мы увидели, эти события поддержки населения не получили. Такие акции имели место всего два-три раза и не имели продолжения.
Продолжение следует