«Ланта-тур вояж» напугал потенциальных туристов

Читать на сайте Вестник Кавказа
Один из старейших российских туроператоров, основанный в 1991 году, "Ланта-тур вояж" недавно объявил о приостановке деятельности. Около 100 человек, воспользовавшихся его услугами, не смогли вылететь из московских аэропортов, а более 3 тысяч туристов находились на тот момент за границей. Причиной приостановки деятельности компании стал отказ одного из основных кредиторов, Мастер-банка, предоставить кредит на 30 млн рублей. Позднее было объявлено о предоставлении компании кредита банком ВТБ на 7 млн дол. на пять лет. Деньги пойдут на погашение задолженностей компании перед отелями, чтобы туристы могли вернуться домой.

Как заявил руководитель Федерального агентства по туризму Александр Радьков, хотя компании было отказано в незначительном кредите, сумма ее долгов только зарубежным партнерам (для погашения которых был предоставлен кредит ВТБ) составляет около 7 млн долларов. «Своим контрагентам в России, туристам и авиаперевозчикам компания должна еще больше. Проблема в том, что компания достаточно долго работала в убыток, покрывая кассовый разрыв за счет поступающих средств клиентов, что недопустимо и ведет к банкротству. Государство не должно заниматься тем, чтобы предупреждать банкротства конкретных хозяйствующих субъектов, и ВТБ не будет каждый раз давать кредиты обанкротившемуся туроператору, поэтому должны быть выработаны конкретные механизмы, которые в любом случае защитят туристов.

Ситуация, в которой оказались туристы «Ланта-тур вояж», продемонстрировала несовершенство не только российского, но и международного законодательства, которое не всегда позволяет защитить права иностранных туристов. Были вопиющие случаи нарушения прав туристов в отелях Таиланда, Вьетнама, Индонезии, Чехии, Италии. «Необходимо предпринять ряд серьезных шагов, направленных на существенные структурные изменения российского туррынка, чтобы не допустить в будущем нарушений прав туристов, - говорит Радьков. - Мы не можем оградить рынок от банкротств, потому что туризм – это очень чувствительный к политическим, природным и другим изменениям бизнес, но в любом случае на этом рынке должны существовать механизмы, которые позволят в полной мере защитить права туристов».

В Ростуризме работала горячая линия, связанная с этими событиями, всего с 28 января по 13 февраля в Ростуризм поступило почти 7000 звонков от туристов, которые находились за границей , а также тех, кто не смог уехать из России. Звонки касались либо кризисных ситуаций, либо правовых вопросов.

В «Ингосстрах», который продолжает принимать заявления от пострадавших, уже поступило 2600 заявлений от туристов «Ланта-тур вояж» на общую сумму 90 млн рублей. Общее количество пострадавших и сумма ущерба пока уточняется, точного реестра еще нет. Однако уже очевидно, что сумма ущерба превысит 100 млн рублей. Как уже заявила компания «Ингосстрах», выплаты будут делаться пропорционально.

Необходимо прежде всего менять законодательство, увязать размер суммы финансовой ответственности с оборотом, так как самой высокой планки – 100 млн рублей – в ряде случаев оказывается недостаточно для выплаты компенсаций всем туристам. Тем не менее сам механизм финансовой ответственности туроператоров себя оправдал за все эти годы. Это не первый случай банкротства, но, кроме случая с «Капитал-туром», во всех случаях ущерб был возмещен в полной мере.

Необходимо также будет пойти по пути создания саморегулируемых организаций. В ряде кризисных ситуаций, таких как банкротство, природные катаклизмы, форсмажор и т.п., стоят две главные задачи. Первая – это выплатить компенсации людям, которые не получили услуги туроператора, а вторая – возвращение людей из-за границы. Для этого необходимо задействовать некие компенсационные фонды, за счет которых можно будет оперативно возвращать туристов домой.

Безусловно, нужно вводить изменения и в кодекс административных правонарушений, может, и в уголовный кодекс, которые ужесточили бы ответственность хозяйствующих субъектов за незаконную туроператорскую деятельность.

Обсуждаются и меры, которые могли бы повысить дисциплину туристического рынка, в том числе ввести автоматизированный учет туристических путевок. Многие туроператоры занижают обороты, для борьбы с этим можно ввести «единую электронную путевку», которая позволит унифицировать договоры, избежать серых схем реализации турпродукта. Эта мера позволит повысить прозрачность туристического рынка.