Андрей Арешев: Финансовая помощь США - достаточно эффективное средство воздействия на своих "младших партнеров"
Читать на сайте Вестник КавказаКак уже сообщал "Вестник Кавказа" президент США Барак Обама представляя проект бюджета на 2013 год (стартует с 1 октября) призвал к сокращению финансовой помощи Армении в общей сложности на 19%.
По сравнению с $40 млн, выделенными Вашингтоном в качестве помощи Армении в 2012 году, президент США предлагает предоставить стране в 2013 году лишь $27,219 млн.
Комментируя бюджетное послание Обамы, пресс-служба Армянского национального комитета Америки (ANCA) отмечает, что представленная цифра не включает помощь в рамках борьбы с наркотрафиком, которая составляет $2,824 млн, и помощь по проекту Всемирной организации здравоохранения в размере $2,5 млн. Таким образом, общая сумма помощи Армении может составить $32,543 млн.
В комментарии для "Вестника Кавказа" заместитель генерального директора Фонда стратегической культуры Андрей Арешев отметил, что представление Обамой определенного объема суммы помощи Армении это лишь часть расходов, которые официально проходят по линии бюджета. "На самом деле спектр трат по всем программам, официальным и неправительственным каналам может оказаться совсем иным. Причем это относится не только к Армении, но и к другим странам постсоветского пространства и Южного Кавказа, в частности, кто получает помощь от США. Что же касается конкретных колебаний, то они могут быть связаны с теми приоритетами, которые американская администрация и Госдепартамент выделяют в той или иной стране и характеризуются отношениями с тем или иным государством", - сказал эксперт.
По его словам, "если, допустим, мы исходим из предположения, что значение Армении для США несколько снизилось, то тогда можно объяснить, не очень существенное, но все-таки урезание помощи для Еревана. С другой стороны Соединенные Штаты ведут диалог со всеми странами постсоветского пространства и достаточно эффективным механизмом такого диалога выступают финансовые инструменты, как раз те самые объемы выделяемой помощи. Она, очевидно, стимулирует элиты тех или иных стран к готовности большей или меньшей степени учитывать интересы США".
Относительно Армении, подчеркнул Арешев, есть такое мнение, что "США желают запустить очередной раунд процесса армяно-турецкого диалога и в этой связи и Ереван и Анкару хотят сделать более покладистыми в этом направлении. Мы знаем, что на турецкое руководство также осуществляется достаточно серьезное информационное и психологическое воздействие. Это, конечно, в первую очередь связано с Ираном, но наверняка где-то там стоит и вопрос о реанимации армяно-турецкого сближения, конечным итогом которого должно стать формирование подконтрольного американцам коммуникационного коридора из Ближнего Востока в Азербайджан, Центральную Азию и далее".
"Изменение динамики выделяемых средств имеет в большей степени политический характер и является достаточно эффективным средством воздействия США на своих "младших партнеров" на постсоветском пространстве", – резюмировал заместитель генерального директора Фонда стратегической культуры Андрей Арешев.
Что касается военной помощи, администрация Обамы предложила установить паритетное оказание помощи Армении и Азербайджану, предлагая по $2,7 млн в рамках программы иностранного военного финансирования (FMF) и по $600 тыс по программе международного военного образования и подготовки (IMET).
По сравнению с $40 млн, выделенными Вашингтоном в качестве помощи Армении в 2012 году, президент США предлагает предоставить стране в 2013 году лишь $27,219 млн.
Комментируя бюджетное послание Обамы, пресс-служба Армянского национального комитета Америки (ANCA) отмечает, что представленная цифра не включает помощь в рамках борьбы с наркотрафиком, которая составляет $2,824 млн, и помощь по проекту Всемирной организации здравоохранения в размере $2,5 млн. Таким образом, общая сумма помощи Армении может составить $32,543 млн.
В комментарии для "Вестника Кавказа" заместитель генерального директора Фонда стратегической культуры Андрей Арешев отметил, что представление Обамой определенного объема суммы помощи Армении это лишь часть расходов, которые официально проходят по линии бюджета. "На самом деле спектр трат по всем программам, официальным и неправительственным каналам может оказаться совсем иным. Причем это относится не только к Армении, но и к другим странам постсоветского пространства и Южного Кавказа, в частности, кто получает помощь от США. Что же касается конкретных колебаний, то они могут быть связаны с теми приоритетами, которые американская администрация и Госдепартамент выделяют в той или иной стране и характеризуются отношениями с тем или иным государством", - сказал эксперт.
По его словам, "если, допустим, мы исходим из предположения, что значение Армении для США несколько снизилось, то тогда можно объяснить, не очень существенное, но все-таки урезание помощи для Еревана. С другой стороны Соединенные Штаты ведут диалог со всеми странами постсоветского пространства и достаточно эффективным механизмом такого диалога выступают финансовые инструменты, как раз те самые объемы выделяемой помощи. Она, очевидно, стимулирует элиты тех или иных стран к готовности большей или меньшей степени учитывать интересы США".
Относительно Армении, подчеркнул Арешев, есть такое мнение, что "США желают запустить очередной раунд процесса армяно-турецкого диалога и в этой связи и Ереван и Анкару хотят сделать более покладистыми в этом направлении. Мы знаем, что на турецкое руководство также осуществляется достаточно серьезное информационное и психологическое воздействие. Это, конечно, в первую очередь связано с Ираном, но наверняка где-то там стоит и вопрос о реанимации армяно-турецкого сближения, конечным итогом которого должно стать формирование подконтрольного американцам коммуникационного коридора из Ближнего Востока в Азербайджан, Центральную Азию и далее".
"Изменение динамики выделяемых средств имеет в большей степени политический характер и является достаточно эффективным средством воздействия США на своих "младших партнеров" на постсоветском пространстве", – резюмировал заместитель генерального директора Фонда стратегической культуры Андрей Арешев.
Что касается военной помощи, администрация Обамы предложила установить паритетное оказание помощи Армении и Азербайджану, предлагая по $2,7 млн в рамках программы иностранного военного финансирования (FMF) и по $600 тыс по программе международного военного образования и подготовки (IMET).