Ингуши поднимутся на Эверест
Читать на сайте Вестник КавказаВ конце марта начнется первая в истории Ингушетии экспедиция на Эверест. А сейчас члены экспедиции вылетают в Южную Америку чтобы покорить Аконкагуа – самую высокую и сложную вершину Северной и Южной Америки.
По словам руководителя экспедиции Висана Юсупова, восхождение может стать лучшим подарком к 20-летнему юбилею многонациональной республики. «Мы получили всю необходимую экипировку для этого восхождения. Это будет наша вторая вершина после Килиманджаро. После этого восхождения будем 20 дней отдыхать, но основная задача нашей экспедиции – подняться на главную вершину мира – Эверест, чтобы флаги России и Ингушетии реяли над этой вершиной. Хотел бы поблагодарить всех наших земляков, всех тех, кто приложили свои усилия к тому, чтобы наша экспедиция состоялась, кто смог показать, что и в нашей маленькой республике есть альпинисты, которые имеют силы и желания взобраться на эти вершины. Альпинистский туризм, который процветал в нашем красивейшем крае в советские времена, возрождается. То, что мы сейчас делаем – это подспорье проекту Путина по развитию туркластера Северного Кавказа. Мы рады, что мы вкладываем свою лепту в развитие нашего края и подаем пример молодежи», - заявил Юсупов.
«Команда у нас интернациональная. Сергей Богомолов, наш тренер – легенда мирового альпинизма, четырехкратный лауреат премии «Снежный барс». Только два альпиниста в мире имеют такие достижения - Райнхольд Месснер и Сергей Богомолов. Из 14 существующих восьмитысячников Богомолов взошел на 13 - осталась только K2 (Чогори). Своим уверенным и спокойным отношением Богомолов вселяет в нас уверенность в успехе. Владимир Коренков - наш инструктор - в 1995 уже восходил на Эверест. Собственно команда состоит из Лейлы Албогачиевой, которая будет показывать пример нашим молодым девушкам и парням; Мусы Хадзиева, очень известного альпиниста, поднявшегося в 2011 по скально-ледовому маршруту на Казбек, Эльбрус и Килиманджаро; Магомеда Аушева, который тоже поднимался на Эльбрус и Килиманджаро; и Азнора Хаджиева, очень сильного и опытного альпиниста, который был включен в команду по рекомендации самого Юнусбека Евкурова, - рассказал Юсупов. - На Килиманджаро, которая считается очень сложной вершиной, не смогли вместе с нами подняться китайская, австралийская, южнокорейская и южноафриканская группы, а мы все смогли – в том числе и благодаря опыту и умению Азнора. Когда мы приехали с Килиманджаро, Юнус Бек Евкуров принял нас лично. Я сказал ему, что мы надеемся, что произошедшее в ходе подъема на Килиманджаро сплочение команды поможет нам подняться на сложные и тяжелые вершины».
Лейла Албогачиева призналась, что не любит выражение «покорение гор»: «Их нельзя покорить, их надо просто любить и сделать свое восхождение. Каждая гора требует к себе уважения. Когда я оказалась на вершине Эльбруса, те чувства, которые меня охватили, трудно передать словами. Килиманджаро мне гораздо легче далась, чем Эльбрус. Сложно сказать, почему. В прошлом году на Эльбрус еще поднимала три мемориальные доски, так что общий вес у меня составлял 42 кг. Одна доска была посвящена Медведеву и Путину, вторая доска – 20-летию республики Ингушетия, а третья – Ахмату Кадырову. Мы установили на вершине шесть флагов, в том числе флаги России, Чечни, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Мы также подняли флаги России и кавказских республик. Я очень горда, что смогла как-то прославить свою республику».
Воодушевленный деяниями Албогачиевой корреспондент «ВК» напросился на эксклюзивное интервью с альпинисткой.
- Почему вы выбрали профессию альпиниста?
- На самом деле это не профессия. По профессии я педагог, а альпинизм – это призвание, данное мне свыше. В 1998 году по счастливой случайности я оказалась в Кабардино-Балкарии. Мне стало интересно, за сколько профессиональные альпинисты забираются на Эльбрус, и я у них это спросила. Они ответили, что за 10-11 часов. Я тогда сказала: «Тоже мне, мастера спорта! Я бы поднялась за два часа. У нас разгорелся спор, который я не хотела проиграть, и в результате этого спора я в кроссовках, джинсовой рубашке и трико дошла до высоты 5,100 – это место называют «косой». Оно находится на входе в седловину между двумя шапками Эльбруса. После этого мне пришлось спуститься из-за холода. На обратном пути я встретила очень интересную экспедицию из Карачаево-Черкесии – они впервые поднимали лошадей на Эльбрус. Часть этой экспедиции отстала, а трое уже находились рядом с «Приютом №11» - это последний привал для альпинистов перед восхождением на вершину. Я их спросила, что они тут делают с лошадьми, они ответили, что хотят провести эксперимент, поднять их на Эльбрус. А я тем временем думала только о том, как бы у них одолжить шапку и куртку, чтоб продолжить восхождение. Но они сами предложили мне присоединиться к экспедиции. Я, честно говоря, вначале и не поверила. Только через несколько часов, когда мы успели и высушить вещи, и пообедать, и когда подошла остальная часть их экспедиции, альпинисты попросили руководителя «официально» включить меня в эту экспедицию. Сначала Старик - так они звали руководителя – был категорически против, но когда уже третий член экспедиции стал просить за меня, он захотел на меня посмотреть. Когда я подошла, он узнал меня – я несколько часов назад обогнала их отряд. Я еще подумала тогда, что вот, вроде спортсмены, а ползут как черепахи. Он меня спросил, кто я, мастер спорта? А я ответила, что нет, что я просто педагог. Он не поверил своим ушам, но тут же согласился взять меня в экспедицию. Тогда, в 1998 году, мы впервые подняли лошадей на восточную вершину Эльбруса, через год они повторили эту попытку и подняли лошадей на западную вершину…
Понимаете, если человек никогда не был в горах и не чувствовал то, что переживает каждый альпинист на вершине, никогда не поймет этого, эти чувства невозможно передать словами.
- Готовы к восхождению на Эверест?
- Если погода будет удачная – поднимемся. Мы приедем туда в конце марта, а май – это самое благополучное время для восхождения на Эверест. Альпинисты, которые бывали на этой вершине, рассказывали разные истории, в том числе и про то, как альпинисты проходят мимо погибающих членов других экспедиций и не оказывают им никакой помощи. В Кабардино-Балкарии есть замечательный альпинист - Ионих Эдуард Александрович, мой наставник. Когда он мне об этом рассказал, я ответила, что не смогла бы пройти мимо. После этого он в письме в мою республику написал, что мне подняться на Эверест могут помешать только две вещи – непогода и спасательная работа. «В остальных случаях я уверен на 90 процентов, что она сможет подняться», - писал он. Дай нам бог, чтоб погода была хорошая и чтоб мы смогли взойти на Эверест, чтобы показать всему миру, что альпинисты России могут это сделать!