Настало время пересмотра форм политической деятельности

Читать на сайте Вестник Кавказа
Директор Армянского центра национальных и стратегических исследований Манвел Саркисян в интервью «ВК» говорит о деятельности политических партий в Армении, выборной системе, олигархах, влиянии глобальных процессов на республику.

- В последнее время мир охватили новые демократические движения. На этом фоне как власти, так и оппозиция Армении демонстрируют стремление создать демократическое государство. Как это сделать в реальности, по-видимому, не знают ни те, ни другие...

- Этот вопрос остается открытым как для властей, так и для тех, кого в Армении принято называть оппозицией. Причем с властями все более-менее понятно, учитывая, что в олигархической системе не может действовать механизм свободных выборов, ведь сама ее суть заключается в подавлении и разрушении этого механизма. Аналогично обстоят дела и системой правосудия. Очевидно, что в случае существования свободного правосудия и свободного выбора, ни авторитарное, ни олигархическое государство создать невозможно. Прекрасно это понимая, олигархи используют все свои возможности, чтобы два этих инструмента в Армении не действовали. На этом фоне партийная деятельность в Армении принимает извращенную форму, поскольку все партии занимаются легализацией олигархической системы. Но партии – политические институты, деятельность которых определена законом. Партии должны заявить, каким ценностям привержены, на основе этих ценностей представить программу развития и управления, показать ее обществу, путем свободных выборов получить голоса, перейти в систему управления и осуществить эту программу. Но армянские партии лишь пытаются урвать у действующего режима какие-то дивиденды, или прислуживая ему, или создавая для него сложности. Я беседовал с представителями многих партий, и все говорят, что, действительно, другого способа воздействия нет. Причем ни одна партия не может сказать обществу, что она путем торгов получит его “голос”. Таким образом, принимая эту технологию, все партии сообща легитимизируют действующий незаконный режим, еще больше расширяют круг, содержание теневых договоренностей, доводят до последнего человека и этого последнего человека ежедневно убеждают в том, что все это правильно. Все глубоко убеждены, что выбора не будет, то есть все понимают, что выборы приведут к разочарованию. Однако все собираются в них участвовать. 

- Вы видите выход из этого порочного круга? 

- К счастью, выход есть, и он заключается в отмежевании народного движения от политических партий, что приведет к неминуемому развалу олигархической системы, которая, кстати, сегодня уже находиться в глубоком кризисе. Олигархия держится на четком, прописанном договоре о разделе сфер влияния, как это было, к примеру, при Роберте Кочаряне. Сейчас олигархия не может даже прийти к подобному договору, отсюда у власти-олигархии постоянное желание усиливать репрессивный аппарат. Чтобы выйти из этого порочного круга, не лишним будет изучить опыт других стран - Польши, Чили, Ирландии, ЮАР. Секрет успеха смены власти в этих странах заключается в непартийных движениях - весьма важном факторе. Чилийские горняки, к примеру, начали движение против режима Пиночета, при этом предъявив ультиматум политическим партиям точно так же, как и режиму. Когда движение приблизилось к победе, оно предъявило ультиматум всем, а крупные партии, перешли на сторону народа, как простые участники, а не как руководители. Таким образом, лишь гражданское движение способно осуществить системные изменения являющиеся революцией. Многим кажется, что революция – это захват зданий. Но ни в одной стране, где удалась демократическая революция, никто зданий не захватывал. В чем разница между ними и Арменией? Думаю, ее нет.

- Вы считаете, что армянское общество созрело для осуществления подобного сценария?

- Исход населения из Армении является самым существенным критерием, свидетельствующим о социально-экономическом упадке страны, в котором она находится последние три года. В Армении период безнаказанности и беспредела чересчур затянулся, в результате чего власть потеряла адекватность. Таким образом, время пересмотра форм политической деятельности и явно не приносящих нам успеха уже давно пришло. Уже 20 лет как мы постоянно ставим задачу смены власти, убеждая самих себя, что системные изменения в Армении можно осуществить только в этом случае. Сегодня очевидно, что партии не в состоянии осуществить системное изменение на народной волне, а изменения в элите никаких существенных перемен в жизнь общества так и не внесли. В этом контексте нужно представлять себе суть смены системы и понимать, какая система есть и какую систему общество хочет создать. Тем более в Армении, где очень часто поднимается тема “восстановления конституционного строя”, то есть того, чего в Армении никогда не существовало. Настал момент, когда общество впервые серьезно думает над тем, как построить конституционно-правовое государство – одну из форм наиболее развитого государственного образования в мире. И, кажется, мы уже ставим перед собой подобную цель. 

- Как влияет на ситуацию в Армении политическая ситуация в мире?

- Все последние ключевые изменения глобальной ситуации в мире начались в 2011 году со взрыва ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке, поскольку именно это изменило международную ситуацию, позицию ведущих держав мира. Эти изменения непосредственно ощущаются и в Армении, хотя невооруженным глазом их увидеть трудно. Для Армении важно отношение России, США, Европы, но когда меняется глобальная политическая ситуация, меняется и отношение этих держав. Кого-то мы вообще можем перестать интересовать, а кого-то наоборот. В Армении, с одной стороны, заявлена политика сближения с Европой. С другой - все больше говорится, что все это сближение – не более чем пустые разговоры. По прежнему непонятно содержание программы НАТО по индивидуальному партнерству, программы ЕС “Восточное партнерство” и т.д. О реалиях же никто не говорит, потому что существующие реалии все меньше и меньше понимают в самой дезинтегрирующейся Европе. Все это свидетельствует о невозможности ставить долгосрочные задачи и цели в политике такой небольшой страны как Армения.
Складывается ощущение, что пошла вторая волна международных перемен (первая из которых пришлась на период падения Берлинской стены и завершения “холодной войны”). Полвека относительной политической стабильности проецировались на все страны мира, в результате чего довольно стабильные политические институты власти, к примеру, в арабских странах, превратились в рудименты, которые сейчас уже начали рушиться. Это произошло, потому что они держались на соответствующих связях, соглашениях, договоренностях которые уже исчезли, после чего все эти режимы оказались бессильными перед лицом стремительно изменяющейся ситуации. Безоружные люди выходят на улицы и тысячами погибают. Это говорит о том, что они уже не хотят так жить, как они жили раньше. Внешнее же вмешательство основывается на законе международных отношений. Когда где-то что-то происходит, каждая страна всегда говорит о своих позициях, и это нормально. И, к примеру, в случае Сирии, одна страна – Россия, стремится не потерять имеющееся, другая – Турция что-то приобрести. 

- Можете спрогнозировать, к чему приведет нынешняя ситуация вокруг Ирана, Сирии? 

- Я вижу продолжающееся нарастание дестабилизации в регионе. К чему оно приведет в условиях современного мира, прогнозировать очень сложно. Особенно это актуально, учитывая, что в условиях аморфности отношений между странами происходит необратимая атомизация, и сегодня одна страна может начать войну, которой на другой день будет управлять совершенно другая страна. Именно эта аморфность является фактором сдерживания ситуации, стимулирующим громогласные угрожающие заявления первых лиц государств, которые они, по сути, делают от бессилия, невозможности что-то сделать в реальности. Таковы новые веяния в глобальной политике, совершенно не отражающие бытующее о них представление, поскольку мы все еще продолжаем мыслить устаревшими категориями “холодной войны”.