Халяльная индустрия в России

Читать на сайте Вестник Кавказа
В России набирает обороты халяльная индустрия. Весной в Казани в рамках IV Международного саммита исламского бизнеса и финансов пройдет выставка, цель которой – продвижение, развитие и привлечение инвестиций на российский рынок халяльной индустрии.

Для мусульман «халяль» — марка, подтверждающая, что продукты выработаны в соответствии с мусульманскими традициями, не содержат компонентов, которые нельзя употреблять в пищу мусульманину (например, свинину, мертвечину, кровь), и считаются чистыми продуктами «духовного происхождения». Согласно исламским канонам, в основе всего, сотворенного богом, заложена разрешенность - есть все разрешено (халяль), кроме того, что запрещено.

В 2010 году Организация исламского сотрудничества (ОИК), в которую входят 57 стран, приняла решение о единой стандартизации халяльной продукции. Этот стандарт был введен и в России. В этой области ОИК сотрудничает с Советом муфтиев России. В данный момент Российская Федерация готова стать членом всемирной индустрии халяльной продукции.

Как считает исполнительный директор Исламской палаты исследований ICRIC (организации, которая осуществляет контроль над халяльной индустрией) Абдулла Хусейн, тема халяльной продукции актуальна для всего мусульманского мира. Ежегодный товарооборот халяльной продукции в мире составляет 2000 млрд долларов. Каждая из стран пытается получить свою долю из этой огромной суммы. Если России удастся получить хотя бы 10% этой суммы, то ежегодно она получит доход в 200 млрд долларов. Этот источник дохода сможет решить многие экономические проблемы, станет толчком к развитию экономики в регионе и созданию рабочих мест.

На сегодняшний день в мире насчитывается более 2 млрд мусульман, однако халяльную продукцию приобретают не только мусульмане, но и последователи других религий.

Халяль - это стандарт, который относится не только к продуктам питания. Существует халяльный стандарт для фармацевтической и гигиенической продукции. В индустрии халяля существует 8 разновидностей халяльных услуг. Например, существует халяльный стандарт для гостиничного дела, туристического бизнеса, страхования. Некоторые мусульмане принципиально не посещают те страны, в которых им не оказываются халяльные услуги. Если бы турагентства предоставляли халяльные услуги в той или иной стране, посещаемость этой страны со стороны мусульманских туристов резко выросла бы. То же касается и страховых услуг. Если страховые компании смогут внедрить халяльные услуги в своих страховых программах, число клиентов этих компаний будет увеличиваться.

Заместитель генерального директора Центра исследования и информации Исламской палаты в мире "Халяль" Резеда Валиева рассказала, что особенность халяльного туризма заключается в том, все в путешествии делается согласно канонам ислама. Например, мусульманам нельзя употреблять продукцию, где содержится алкоголь. Мусульманин, прилетевший в другую страну, вынужден искать халяльную продукцию. Другой важной особенностью является наличие молельной комнаты.

Руководитель Центра исследования и информации ICRIC Динар Садыков считает, что сегодня халяль переживает в России этап бурного развития. Именно поэтому страна начала привлекать к себе мировое внимание как место, где есть возможности развить халяль на экологической, полезной для человека основе. Россия имеет все условия для выращивания тех же кормов и животных с соблюдением халяльных требований. Раньше людям рассказывали о том, что такое халяль только с канонической точки зрения, сегодня упор делается на более тонкие моменты, в чем помогает даже наука. В современном мире много говорится о генной модификации. Можем ли мы считать даже растительные продукты с генной модификацией халяльными с точки зрения канонов ислама? Было решено, что генномодифицированные продукты запрещены для употребления мусульманином. Учеными-богословами было вынесено решение, что если продукт был модифицирован геном разрешенного растения или животного, он считается халяльным.

По словам Садыкова, актуальным становится обмен опытом со странами, где развита индустрия халяля, где государство выделяет средства на лабораторные научные исследования в этой области. Халяль все больше становится востребованным и конкурентоспособным. С другой стороны, появилось много подделок. Высокий имидж халяля, который создавался годами, сейчас начинает страдать. Поэтому создание Национальной ассоциации производителей индустрии халяль призвано объединить честных и добросовестных производителей. Кроме того, Ассоциация позволит защищать права производителей.

В России покрывается меньше 30% запросов на халяльную продукцию. Даже в Татарстане насыщенность рынка составляет всего 30%, а в других регионах еще меньше. Необходимо более тысячи предприятий индустрии Халяль, чтобы покрыть хотя бы 50%.

Владелец агрохолдинга "Акашево" Николай Криваш рассказал о том, что такое курица-халяль. Основное требование - выращивание птицы на натуральных кормах. Все производство, от выращивания до забоя, должно быть чистым, современным, то есть отвечало всем санитарно-техническим требованиям. Для забоя птицы выделяется специальная халяльная комната. Люди, которые занимаются ручным забоем птицы, сначала осуществляют обряд. Обычно для внутреннего российского рынка производится автоматический забой птицы. Но стандарты халяля требуют, чтобы вся птица была обработана вручную. При ручном забое вся кровь, которая находилась в птице, удаляется.