Российское вето в Совбезе ООН: причины и последствия
Читать на сайте Вестник КавказаОчередная попытка СБ ООН вынести резолюцию по Сирии в конце прошедшей недели не увенчалась успехом. Россия и Китай воспользовались своим право вето, чтобы не допустить утверждения все еще "не сбалансированной", по их мнению, резолюции. Российские дипломаты, в том числе глава МИДа Сергей Лавров и поспред РФ в ООН Виталий Чуркин, весьма четко дают понять, что не допустят принятия в СБ ООН резолюции, которая в той или иной степени могла бы стать основой для реализации в Сирии «ливийского варианта», то есть внешнего вторжения. Не устраивает Россию, заключившую с Дамаском многомиллионные контракты на поставку оружия, и введение санкций против правящего режима. Еще одно важное противоречие между Россией (по мнению наблюдателей, именно она играет ведущую роль в тандеме с Китаем) и Западом заключается в том, что Москва хочет возложить ответственность за кровопролитие в Сирии в равной степени на сирийскую оппозицию и правительство Башара Асада. В предложенной же резолюции вся ответственность возлагалась исключительно на правящий в Дамаске режим. В ходе переговоров с российской стороной была достигнута договоренность о том, чтобы исключить из текста резолюции требования об отставке сирийского президента. Предполагалось лишь вербальное осуждение режима, без ввода или угроз ввода санкций. Это стало бы своеобразным "отрезвляющим" сигналом для сирийского режима, утверждают западные дипломаты, упрекая Россию за ее "непримиримую" позицию.
Однако, как передает "Россия24", глава российской дипломатии Сергей Лавров пояснил, что в представленном проекте остаются моменты, "которые должны быть уточнены и выправлены". По его словам, сегодня существуют два блока проблем. "Первый — это то, что касается требований к режиму, — сказал Лавров. - Приведу один пример: в достаточно обширном перечне требований к правительству Сирии говорится, что оно должно вывести свои силы безопасности, подразделения армии из всех городов и населенных пунктов и убрать их в казармы. Мы предложили совершенно естественное, на мой взгляд, дополнение: это должно быть одновременно с прекращением насилия со стороны вооруженных групп и захвата ими городских кварталов". Как добавил глава МИД РФ, в том случае, если оставить все как есть, то это призыв к правительству в одностороннем порядке эвакуироваться из городов и сел. "Но это означает, что либо СБ ООН принимает нереалистичную резолюцию: ну какой в здравом уме руководитель просто сдаст города, находясь, кстати, у власти, незаконным вооруженным формированиям. Либо, если это не просчет соавторов, это означает только одно: Совбезу предлагают вступить в гражданскую войну на одной стороне", — считает Лавров.
Еще накануне голосования он пригрозил Совбезу "скандалом", если резолюция все же будет вынесена на голосование. Сейчас можно с уверенностью говорить, что в этом российский министр оказался абсолютно прав: скандал разразился. Сьюзан Райс, спецпредставитель президента США Барака Обамы в ООН, с жесткостью, несколько выходящей за рамки дипломатической этики, отреагировала на решение России и Китая: "Мы испытываем отвращение от того, что некоторые члены Совбеза не позволяют нам выполнить наш долг. Этот Совет (СБ ООН) уже несколько месяцев является заложником двух стран, думающих лишь о своих собственных интересах". Генсек ООН Пан Ги Мун также раскритиковал позицию России и Китая, своими действиями "подрывающих роль СБ ООН". Сирийская оппозиция говорит о "лицензии на убийства" для режима Асада, выданной Россией (Китай вновь остается в тени).
Понятно, что и Запад, и Москву волнует не только, а вернее, не столько количество жертв на улицах сирийских городов и вопрос баланса ответственности. Будем откровенны, в большой политике моральная сторона вопроса нередко отодвигается на второй план, когда речь заходит о реализации интересов тех или иных государства или альянсов государств. Здесь, конечно, в ответ на упреки Запада в том, что Москва продолжает «прикрывать» в ООН сирийский режим, расстреливающий демонстрантов, можно напомнить, что и Вашингтон далеко не так резко возмущался событиями в Бахрейне в марте 2011 года. Тогда при помощи отрядов спецназа и армии Саудовской Аравии в этой стране были подавлены шиитские демонстрации, поддержанные Ираном. Вряд ли надо лишний раз напоминать, что приход проиранских сил к власти в Бахрейне не укладывался в геополитическую схему США для Ближнего Востока, так как неминуемо привел бы к усилению иранского фактора в регионе. В то же время, в Сирии Вашингтон ставит перед собой цель свести влияние Тегерана к минимуму.
Если оставить в стороне официально декларируемую Западом озабоченность по поводу жертв среди мирного населения (помимо описанных выше подавленных в крови демонстраций в Бахрейне можно вспомнить и о тысячах смертей мирных афганцев и иракцев, списанных на "законы военного времени"), резолюция по сути была направлена лишь на смену правящего режима в Сирии. А вот это уже не устраивает Москву никоим образом.
Не секрет, что у России есть немало причин поддерживать правительство Башара Асада. Речь идет не только о порте Тартус и многомиллиардных поставках российского вооружения в Сирию, являющихся важнейшей финансовой подпиткой для ВПК страны. Российские геостратеги не могут не считаться с дальнейшими последствиями падения режима в Дамаскe, которое стало бы очередным шагом в многоходовой комбинации по "обузданию" непокорного еще Ирана. Излишне говорить, что прозападный Иран - это страшный сон для России в качестве мировой державы. С военно-политической точки зрения это означало бы беспрецедентное расширение влияния США в Центральной Азии и на Южном Кавказе. С чисто экономической - вывод иранского газа на европейские рынки, что никак не входит в интересы российского государственного газового монополиста "Газпромa".
Как убеждены в Кремле многие, российская дипломатия, присоединившись к одностороннему осуждению режима Башара Асада, рискует попасть в этакий малоприятный водоворот навязываемых Западом резолюций, из которого ей потом крайне сложно будет выбраться. Если Москва один раз примет "вашингтонскую" трактовку кризиса в Сирии, то она станет основой для последующих, еще более жестких резолюций, где, наверняка, будут оговорены и санкции. Один раз возложив всю ответственность за насилие в стране на Башара Асада, Россия лишит себя возможностей дипломатического маневра при рассмотрении всех последующих резолюций. Глава российского МИД Сергей Лавров дал ясно понять, что в предложенном тексте резолюции проигнорирован факт наличия в стране незаконных вооруженных формирований, коими является "Свободная Сирийская Армия". "ССА" насчитывает, по собственным данным, порядка 40 тысяч вооруженных бойцов. Свою роль играют и соображения политического престижа. Тем более, на фоне предвыборной кампании в самой России, где «антиоранжевые» лозунги весьма востребованы в проправительственном лагере.
Однако в реальности Запад, имея в своем арсенале основные рычаги для формирования общественного мнения в мировом масштабе, несомненно, переигрывает Россию на информационном поле, делая именно ее ответственной за новые жертвы в стране. В то время, как Россия активно сопротивляется малейшим попыткам провести через ООН резолюцию о санкциях против Дамаска, из Сирии приходят новости о массовом убийстве мирных граждан в городе Хомс. В результате нападения с воздуха и с земли правительственный войск Сирии на город Хомс погибли 337 человек, передает АПА со ссылкой на телеканал «Al Arabia». По сообщению телеканала, в результате нападения получили ранения 1300 человек. Среди погибших имеются женщины и дети. «Al Arabia» отмечает, что число погибших может возрасти, так как нет вестей о погибших, которые находились в своих домах. В результате нападения были также разрушены 2 мечети. Сирийская Организация по защите прав человека заявила о 260 погибших. В то же время власти Сирии говорят о намеренной провокации "террористов, связанных с оппозицией". Именно они обстреляли жилые кварталы города, утверждает министр информации Сирии Аднан Махмуд.
На фоне парализованного российско-китайским вето СБ ООН такие новости воспринимаются мировой общественностью особенно остро. Бойня гражданского населения в сирийском городе Хомс, которую широко осветили ведущие мировые СМИ, шокирующие видеоролики с места событий, распространяемые в Интернете - это не только человеческая трагедия, но и болезненный удар по внешнеполитическому имиджу Москвы, все еще выступающей в роли защитницы сирийского режима. Ведь в СБ ООН Россия заблокировала даже смягченный вариант резолюции, где вроде бы не была оговорена возможность введения санкций и не звучало призывов к отставке сирийского диктатора. И чем дольше Москва будет сопротивляться очередным попыткам провести антисирийскую резолюцию, тем сильнее будет страдать ее авторитет - в первую очередь, в арабском мире.
Однако споры вокруг резолюции по Сирии зашли слишком далеко и получили слишком эмоциональную «окраску», чтобы Москва могла теперь пойти на уступки, не опасаясь «потерять лицо». Прилюдное заклание Западу своего единственного союзника в регионе создаст для России малоприятный прецедент. Беспроигрышных ходов для российской дипломатии уже не просматривается, и весь вопрос в том, насколько успешно Москва сможет сегодня выбрать для себя «наименьшее из зол». И самое печальное, что судьба простых сирийцев на этом фоне – не более чем пиар. В действительности же, ответственность за непрекращаемое насилие в Сирии несут как неспособный добровольно расстаться с властью режим Башара Асада, так и все страны, продвигающие собственные интересы в этой арабской стране.
Однако, как передает "Россия24", глава российской дипломатии Сергей Лавров пояснил, что в представленном проекте остаются моменты, "которые должны быть уточнены и выправлены". По его словам, сегодня существуют два блока проблем. "Первый — это то, что касается требований к режиму, — сказал Лавров. - Приведу один пример: в достаточно обширном перечне требований к правительству Сирии говорится, что оно должно вывести свои силы безопасности, подразделения армии из всех городов и населенных пунктов и убрать их в казармы. Мы предложили совершенно естественное, на мой взгляд, дополнение: это должно быть одновременно с прекращением насилия со стороны вооруженных групп и захвата ими городских кварталов". Как добавил глава МИД РФ, в том случае, если оставить все как есть, то это призыв к правительству в одностороннем порядке эвакуироваться из городов и сел. "Но это означает, что либо СБ ООН принимает нереалистичную резолюцию: ну какой в здравом уме руководитель просто сдаст города, находясь, кстати, у власти, незаконным вооруженным формированиям. Либо, если это не просчет соавторов, это означает только одно: Совбезу предлагают вступить в гражданскую войну на одной стороне", — считает Лавров.
Еще накануне голосования он пригрозил Совбезу "скандалом", если резолюция все же будет вынесена на голосование. Сейчас можно с уверенностью говорить, что в этом российский министр оказался абсолютно прав: скандал разразился. Сьюзан Райс, спецпредставитель президента США Барака Обамы в ООН, с жесткостью, несколько выходящей за рамки дипломатической этики, отреагировала на решение России и Китая: "Мы испытываем отвращение от того, что некоторые члены Совбеза не позволяют нам выполнить наш долг. Этот Совет (СБ ООН) уже несколько месяцев является заложником двух стран, думающих лишь о своих собственных интересах". Генсек ООН Пан Ги Мун также раскритиковал позицию России и Китая, своими действиями "подрывающих роль СБ ООН". Сирийская оппозиция говорит о "лицензии на убийства" для режима Асада, выданной Россией (Китай вновь остается в тени).
Понятно, что и Запад, и Москву волнует не только, а вернее, не столько количество жертв на улицах сирийских городов и вопрос баланса ответственности. Будем откровенны, в большой политике моральная сторона вопроса нередко отодвигается на второй план, когда речь заходит о реализации интересов тех или иных государства или альянсов государств. Здесь, конечно, в ответ на упреки Запада в том, что Москва продолжает «прикрывать» в ООН сирийский режим, расстреливающий демонстрантов, можно напомнить, что и Вашингтон далеко не так резко возмущался событиями в Бахрейне в марте 2011 года. Тогда при помощи отрядов спецназа и армии Саудовской Аравии в этой стране были подавлены шиитские демонстрации, поддержанные Ираном. Вряд ли надо лишний раз напоминать, что приход проиранских сил к власти в Бахрейне не укладывался в геополитическую схему США для Ближнего Востока, так как неминуемо привел бы к усилению иранского фактора в регионе. В то же время, в Сирии Вашингтон ставит перед собой цель свести влияние Тегерана к минимуму.
Если оставить в стороне официально декларируемую Западом озабоченность по поводу жертв среди мирного населения (помимо описанных выше подавленных в крови демонстраций в Бахрейне можно вспомнить и о тысячах смертей мирных афганцев и иракцев, списанных на "законы военного времени"), резолюция по сути была направлена лишь на смену правящего режима в Сирии. А вот это уже не устраивает Москву никоим образом.
Не секрет, что у России есть немало причин поддерживать правительство Башара Асада. Речь идет не только о порте Тартус и многомиллиардных поставках российского вооружения в Сирию, являющихся важнейшей финансовой подпиткой для ВПК страны. Российские геостратеги не могут не считаться с дальнейшими последствиями падения режима в Дамаскe, которое стало бы очередным шагом в многоходовой комбинации по "обузданию" непокорного еще Ирана. Излишне говорить, что прозападный Иран - это страшный сон для России в качестве мировой державы. С военно-политической точки зрения это означало бы беспрецедентное расширение влияния США в Центральной Азии и на Южном Кавказе. С чисто экономической - вывод иранского газа на европейские рынки, что никак не входит в интересы российского государственного газового монополиста "Газпромa".
Как убеждены в Кремле многие, российская дипломатия, присоединившись к одностороннему осуждению режима Башара Асада, рискует попасть в этакий малоприятный водоворот навязываемых Западом резолюций, из которого ей потом крайне сложно будет выбраться. Если Москва один раз примет "вашингтонскую" трактовку кризиса в Сирии, то она станет основой для последующих, еще более жестких резолюций, где, наверняка, будут оговорены и санкции. Один раз возложив всю ответственность за насилие в стране на Башара Асада, Россия лишит себя возможностей дипломатического маневра при рассмотрении всех последующих резолюций. Глава российского МИД Сергей Лавров дал ясно понять, что в предложенном тексте резолюции проигнорирован факт наличия в стране незаконных вооруженных формирований, коими является "Свободная Сирийская Армия". "ССА" насчитывает, по собственным данным, порядка 40 тысяч вооруженных бойцов. Свою роль играют и соображения политического престижа. Тем более, на фоне предвыборной кампании в самой России, где «антиоранжевые» лозунги весьма востребованы в проправительственном лагере.
Однако в реальности Запад, имея в своем арсенале основные рычаги для формирования общественного мнения в мировом масштабе, несомненно, переигрывает Россию на информационном поле, делая именно ее ответственной за новые жертвы в стране. В то время, как Россия активно сопротивляется малейшим попыткам провести через ООН резолюцию о санкциях против Дамаска, из Сирии приходят новости о массовом убийстве мирных граждан в городе Хомс. В результате нападения с воздуха и с земли правительственный войск Сирии на город Хомс погибли 337 человек, передает АПА со ссылкой на телеканал «Al Arabia». По сообщению телеканала, в результате нападения получили ранения 1300 человек. Среди погибших имеются женщины и дети. «Al Arabia» отмечает, что число погибших может возрасти, так как нет вестей о погибших, которые находились в своих домах. В результате нападения были также разрушены 2 мечети. Сирийская Организация по защите прав человека заявила о 260 погибших. В то же время власти Сирии говорят о намеренной провокации "террористов, связанных с оппозицией". Именно они обстреляли жилые кварталы города, утверждает министр информации Сирии Аднан Махмуд.
На фоне парализованного российско-китайским вето СБ ООН такие новости воспринимаются мировой общественностью особенно остро. Бойня гражданского населения в сирийском городе Хомс, которую широко осветили ведущие мировые СМИ, шокирующие видеоролики с места событий, распространяемые в Интернете - это не только человеческая трагедия, но и болезненный удар по внешнеполитическому имиджу Москвы, все еще выступающей в роли защитницы сирийского режима. Ведь в СБ ООН Россия заблокировала даже смягченный вариант резолюции, где вроде бы не была оговорена возможность введения санкций и не звучало призывов к отставке сирийского диктатора. И чем дольше Москва будет сопротивляться очередным попыткам провести антисирийскую резолюцию, тем сильнее будет страдать ее авторитет - в первую очередь, в арабском мире.
Однако споры вокруг резолюции по Сирии зашли слишком далеко и получили слишком эмоциональную «окраску», чтобы Москва могла теперь пойти на уступки, не опасаясь «потерять лицо». Прилюдное заклание Западу своего единственного союзника в регионе создаст для России малоприятный прецедент. Беспроигрышных ходов для российской дипломатии уже не просматривается, и весь вопрос в том, насколько успешно Москва сможет сегодня выбрать для себя «наименьшее из зол». И самое печальное, что судьба простых сирийцев на этом фоне – не более чем пиар. В действительности же, ответственность за непрекращаемое насилие в Сирии несут как неспособный добровольно расстаться с властью режим Башара Асада, так и все страны, продвигающие собственные интересы в этой арабской стране.