Выборы в Казахстане: комментарии зарубежных СМИ
Читать на сайте Вестник КавказаПрошедшие в минувшее воскресенье досрочные выборы в нижнюю палату казахстанского парламента вызвали большой интерес в мире. Интрига, заключавшаяся в том, какая партия станет второй после президентского "Нур Отана", превзошла все ожидания. Окончательные результаты голосования, озвученные вчера ЦИКом, свидетельствуют о том, что в парламент проходят три партии: "Нур Отан" - 80,99% голосов избирателей, "Ак Жол" - 7,47%, Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК)- 7,19%. Международные наблюдатели от Парламентской ассамблеи СНГ серьезных нарушений в ходе голосования не выявили. Нелегитимными выборы назвали миссии наблюдателей ПА ОБСЕ и БДИПЧ/ОБСЕ, а также лидер не прошедшей в парламент Общенациональной социал-демократической партии Казахстана (ОСДП) Булат Абилов, заявивший, что "мажилис будет абсолютно таким же нуротановским, потому что партия "Ак Жол" - филиал "Нур Отана", его правое крыло, а КНПК - это его левое крыло".
Большинство западных СМИ от публикации расширенных комментариев отказалось, ограничившись перечислением партий, заработанными ими процентами и констатацией того факта, что оппозиция жалуется на массовые нарушения. Правда, Deutsche Welle, довольно подробно рассказав о ходе процесса голосования, все же выступила с прогнозом: «Не стоит удивляться, что лидеры оппозиционной ОСДП уже заявили о своем нежелании ждать окончательных итогов выборов в парламент до 25 января и намерении вывести своих сторонников на улицы городов страны на следующий день после оглашения предварительных итогов голосования. То есть, 17 января 2012 года. Наблюдатели не исключают, что к социал-демократам присоединятся и представители других политических партий».
Би-Би-Си дала слово и Булату Абилову, который рассказал: "Мы следили за автобусом и записывали на камеру, как эти люди голосуют. Это своего рода "карусель". Таким образом "Нур Отан" набирала нужные проценты"; и представителям "Нур Отана", которые эти заявления опровергли.
Вообще слова о глобальных фальсификациях действительно можно поставить под сомнение. Как заявил «Коммерсанту» советник президента Казахстана Ермухамет Ертысбаев, "после митинга на Болотной площади в Москве Нурсултан Назарбаев дал всем жесткую установку не вмешиваться в ход голосования и подсчет голосов". По словам господина Ертысбаева, Казахстану нужна партия, которая будет защищать интересы предпринимателей. "Слой предпринимательства — это большое завоевание 20 лет независимости, новый класс, который появился в нашей стране, но который находится под чиновниками. Чиновник доминирует над предпринимателем, а это — главное препятствие дальнейшего развития нашей страны",— полагает советник президента. Эксперты же называют "Ак Жол" "младшей сестрой партии президента". "Власти не пропустили бы в парламент по-настоящему оппозиционную партию. "Ак Жол" — абсолютно лояльна президенту. Это своего рода его "вторая нога" в парламенте,— пояснил "Ъ" известный казахский политолог Досым Сатпаев.
Прохождение же в парламент коммунистов стало сюрпризом буквально для всех. Как заявил в интервью Радио Свобода эксперт по Центральной Азии, обозреватель "Московских новостей" Аркадий Дубнов: «Это в каком-то смысле сенсационный результат. Эксперты говорили, что коммунисты – единственная партия из тех, кто противостоит "Нур Отану", занимающая интернационалистские позиции. Они призывали к единению всех этнических групп в Казахстане, в то время как большинство других партий, напротив, использовали националистическую риторику, что, в общем, не отвечало целям президента Назарбаева, всегда декларировавшего межнациональный мир и спокойствие. С этой точки зрения, власти может быть и выгодно присутствие коммунистов в парламенте. Правящему режиму их присутствие ничем не угрожает, и при этом будут декларироваться ценности, которые разделяет Назарбаев».
«Известия» также считают, что основной неожиданностью парламентских выборов в Казахстане стало то, что в мажилис прошли не две, как ожидалось, а сразу три партии. «Сейчас избиратели мучается над тем, кого назначить «графой против всех». Неожиданный прорыв коммунистов в парламент – это все-таки часть протестного голосования. Они получили поддержку части электората, теперь им предстоит еще найти этот электорат», - сказал в комментарии «Известиям» казахстанский политолог Айдос Сарым. Коммунисты и либералы, как он считает, по каким-то вопросам будут вынуждены консолидироваться. Их не будет смущать то, что по логике эти партии должны представлять противоположные политические спектры – левый и правый. В Казахстане все это пока условно.
Газета.ру цитирует президента Назарбаева, поздравившего своих сторонников с победой: «Это победа не только партии «Нур Отан» – это победа всего народа. Наши граждане проголосовали за стабильность, спокойствие, толерантность, дружбу многонационального народа. События в Жанаозене», городке, где в середине декабря милиция расстреляла демонстрацию бастующих рабочих-нефтяников, еще больше объединили нас. Сами жанаозенцы очень активно проголосовали – надеюсь, что они тоже поддержали наш курс. Это говорит о сплоченности казахстанцев, их желании сохранить стабильность».
Как заявил Накануне.RU завотделом Центральной Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин, в Казахстане, несмотря на параллелизм многих процессов, общество гораздо более архаизировано, деполитизирвано, более патерналистски настроено. Для них слово "стабильность" значит гораздо больше, чем для нашего городского сословия, столичного, в особенности. Они в этом смысле еще находятся там, где мы находились в конце 1990-х. Они понимают, что стабильность – это непреходящая ценность, за которую надо держаться, и для них она является гораздо более значимой ценностью, чем какие-то абстрактные ценности другого порядка, тем более, привнесенные извне… Почему ситуация в Казахстане ухудшается последние годы? Не только потому, что есть происки внешних врагов суверенитета. Не они в конечном итоге рушат режимы. Они могут дать толчок тому или иному процессу. Все проблемы, в конечном, итоге, разворачиваются на внутренней почве, и в преддверии смены лидеров в ключевых центрально-азиатских государствах необходимо создать более гибкие системы реагирования на вызовы, включающие не только одного президента и его администрацию, которые за все отвечают, но и правительство, и парламент.
Комментируя для "Вестника Кавказа" первые итоги голосования научный сотрудник института международных исследований МГИМО Леонид Гусев отметил, что подобный результат был вполне предсказуем, вследствие того, что казахстанское общество, так же как и российское, "меняется, не стоит на месте". Эксперт отметил попадание в мажилис двух старейших партий страны, наработавших за долгие годы хороший авторитет, имеющих устоявшуюся социальную базу для поддержки на выборах. В то же время, Леонид Гусев подчеркнул, вопреки многим ожиданиям и прогнозам, недавно созданная партия "Адилет" не попала в законодательную палату, показав результат, близкий к статистической погрешности. "Это означает, что ее влияние в обществе маленькое, в статусе погрешности, хотя в ходе моих встреч с представителями партии они проявляли уверенность, что смогут занять второе место после "Нур Отан". Но именно двум старейшим партиям народ отдал свои предпочтения", - констатировал эксперт. Говоря о системных трансформациях в казахстанской внутренней политике, политолог отметил, что "партия "Ак Жол" всегда была оппозиционной". Что же касается Коммунистической народной партии, то она не так давно выделилась из просто коммунистической партии, но при этом имеет большую историю. Как заявил Леонид Гусев, в стране наблюдается некоторый рост оппозиционных настроений, несмотря на подавляющее большинство "Нур Отан". В новой редакции закона было обозначено, что вторая партия пройдет в парламент независимо от результатов, а получилось, что сразу три партии смогли преодолеть 7%-ный барьер. Все это характеризует изменения в казахстанском обществе и его крен в сторону небольшой оппозиционности". Подводя предварительные итоги прошедших выборов, Леонид Гусев отметил их важность и значимость для Казахстана, подчеркнув, что "общество продемонстрировало свою структурированность по трем партийным предпочтениям. Выборы определили новую систему парламента и общественных связей, которые будут существовать как минимум в ближайшие пять лет".
На страницах Forbes в статье «В казахской политике появился свой Михаил Прохоров» эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института Востоковедения РАН Станислав Притчин провел интересные параллели между Россией и Казахстаном. Как и в России, в Казахстане в правовом поле присутствует 7 партий, допущенных до участия в выборах. Но есть любопытные отличия. Официальной Астане удалось воплотить в жизнь аналог российского «Правого дела» — праволиберальную партию «Ак Жол», ориентированную на средний класс и бизнес. Незадолго до выборов ее возглавил близкий соратник среднего зятя президента Тимура Кулибаева, известный бизнесмен Азат Перуашев… Парламентские системы России и Казахстана находятся на схожем, начальном этапе развития, однако готовность к построению гражданского общества у России выше. При этом для Казахстана неразвитость политической системы является очень критичной, так как на повестке дня стоит вопрос преемственности власти. Развитые политические институты, влиятельный парламент могли бы стать серьезным стабилизирующим фактором после ухода с политической арены президента Нурсултана Назарбаев. Но пока он никак не обозначает возможного преемника или сценарии передачи власти.